Урок чтения как средство воспитания и самовоспитания.
МОКУ Падунская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида.
Доклад по теме: Урок чтения как средство
воспитания и самовоспитания.
Составила учитель русского языка и
чтения Колокольцова Е.М.
Чтобы человеку стать человеком , нужна книга, по-доброму рассказывающая об окружающем мире во всех подробностях, мелочах, красках, оттенках, мелодиях, тембрах. Найти теперь такую книгу среди комиксов, детективов, низкопробных стихов трудно. А это очень плохо. Именно детская литература обращает человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность рождается в детстве, если стремление ребёнка к независимости и внутренней свободе находит поддержку.
Не случайно так много внимания уделяли детской книге, детскому чтению лучшие умы своего времени- педагоги Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский.
Всё начинается с детства, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок будет взрослеть , и жизнь поставит перед ним отнюдь не лёгкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, инвалидам, родным и друзьям? Отзовётся ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?
Сопереживанию , состраданию должна учить новая детская книга. Искажённое представление о действительности, потребительство, эгоизм в детстве порождают бездуховность взрослых. Отсюда житейская жестокость, взрывы в метро, заказные убийства, глумление над идеалами, неприятие христианских заповедей.
В учебниках чтения специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида предусмотрены произведения, которые учат детей великодушию, трудолюбию , совести, благородству, воспитывают уважение к своей стране, её героях, побуждают желание быть похожими на них.
В учебниках чтения 5-6 классов в разделе «Сказки» -дети учатся отличать плохие поступки от хороших, видят как высмеивает народ плохие черты: зависть, лень, предательство(сказки « Морозко», «Три дочери», «Два мороза»). В рассказах о природе мы учим ребят видеть красоту природы, быть внимательнее к ней ,ценить каждое время года.
В разделе о друзьях –товарищах в рассказах Ю. Яковлева «Колючка», « Рыцарь Вася», Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома» ;В.Медведева « Фосфорический мальчик», Л.Воронковой «Дорогой подарок» . Дети понимают как важен коллектив, мнения о тебе товарищей, как важно иметь друзей, как нужно себя вести с ними , ценить дружбу, как важно вовремя прийти на помощь, поддержать, а возможно, сделать замечание, удержать от поступка , о котором в будущем можно пожалеть.
Учат добру, трудолюбию, сочувствию такие рассказы, как « Будущий олимпиец» Н. Хмелика, « Слепой домик» О.Бондарчук, «Бабка» В.Осеевой, «Сухой хлеб» А.Платонова.
Пример патриотизма, любви к своей родине показаны в рассказах « Из прошлого нашего народа». О. Тихомирова « На поле Куликовом», С.Алексеев « Рассказы о войне 1812 года», « Без Нарвы не видать моря» , « На берегу Невы», «Рассказы о русском подвиге», Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин», Л.Жариков « Снега, поднимитесь метелью!»
Ю.Коринец « У могилы неизвестного солдата», Р.Рождественский « Огромное небо».
В этих произведениях описываются подвиги людей разного поколения, которые на первое место ставили не свою жизнь , а жизнь всех людей, страны. Дети видят пример героизма, самопожертвование в стихотворении Р.Рождественского « Огромное небо». Это стихотворение о двух друзьях, которые пожертвовали жизнью ради жизни других. Они могли спастись из вспыхнувшего самолёта, но они дотянули до леса и погибли. Дети характеризуют их как героев, сознаются, что не каждый поступил бы также.
Т.о. целью уроков чтения является не только научить детей беглому, выразительному чтению, развитие их устной речи , но и воспитание его как личность ориентированного в обществе.