Программа внеурочной деятельности В стране Сообразилии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №34 им. Е.А. Зубчанинова
городского округа Самара.

Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО истории Зам.директора по ВР Директор
обществознания и Семенова И.А.. СОШ №34
географии _________________ ______Баннова Л.Е.
от «___»_____2014г «____»_____2014 г. «___»______2014г.
Протокол №1.






Программа внеурочной деятельности
по географии
«В стране Сообразилии».


Программа: модифицированная.

Источники:
А. Бахчиева, Л.С. Богомаз, Е.В.Николаенко «Планета Земля.
Методические рекомендации», Москва, «Просвещение», 2008 год.
А.А.Лобжанидзе «География. Планета Земля».
Пэм Робсон «География в занимательных экспериментах», Москва,
РОСМЭН, 2006 год.
Учебник –И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. География.
Начальный курс. 5 класс. Москва. Дрофа.2014г.
Учебник: Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс. Москва. Дрофа. 2014 г.

Планета Земля/ А. А. Лобжанидзе Москва. «Просвещение» 2008.
Атлас и контурная карта «Планета Земля», серия «Сферы. География».
Москва, «Просвещение», 2010.
Возраст детей: 5А, 5Б, 5В, 5Г классы, 6 А,Б,В,Г.

Срок реализации программы: 2 года.
Выполнила: Обущенко Наталья Владимировна, учитель географии МБОУ СОШ № 34 г Самара.






Пояснительная записка.
Цель и задачи курса:
Курс «В стране Сообразилии» должен не только формировать базовые знания и умения, необходимые для дальнейшего изучения курсов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенции (умений и навыков). А также курс призван научить школьника применять полученные знания на практике, выполняя макеты, создавая проекты.
Цель курса заложить систему элементарных знаний о карте, компонентах природы и физико-географических особенностях планеты Земля, основы понятий, формирование которых осуществляется при изучении последующих курсов. Так, в курсе формируется основа системы физико-географических знаний представления о геосферах и о взаимодействии составляющих их элементов. Вместе с этим у учащихся вырабатывается абстрактное мышление, школьники учатся выводить общие понятия на основе получаемых ими непосредственных представлений и элементарных понятий.

Задачами курса являются формирование элементарных знаний о Земле в целом и об оболочках Земли (их частях), понимания неоднородности географической оболочки как уникальной оболочки Земли на планетарном и региональном уровнях; формирование основных предметных понятий и представлений.
Курс обеспечивает усвоение достаточно полных и относительно завершенных знаний о компонентах природы и природных комплексах своей местности, о населенных пунктах, условиях жизни и быта, хозяйственной деятельности, о связях между природой и человеком. Перед курсом стоит задача сформировать систему топографо-картографических знаний, которая должна обеспечить географичность содержания и создать условия для изучения индивидуальных особенностей географических объектов и явлений, их положения в пространстве.
Одна из основных задач это обучение учащихся способам самостоятельной деятельности. При изучении курса «В стране сообразилии» осваиваются содержательная и операционная стороны знания. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, обеспечивает осознанность и действенность знаний и приемов учебной работы.
Курс имеет возможности для развития у школьников наблюдательности, воображения, памяти, внимания, речи, умения ориентироваться в пространстве. При наблюдении за погодой следует обращать внимание на развитие у ребят остроты восприятия цвета неба, зари, разнообразия их оттенков, формы облаков, на накопление представлений о температурных ощущениях, о силе ветра, на полноту описания погоды.
Важно целенаправленно обучать применению географических знаний и приемов учебной работы к наблюдаемым в природе объектам и явлениям, уметь рассказывать о них, высказывать на основе знаний свое личное отношение к фактам, событиям, связанным с воздействием человека на природу.
Важная задача курса - учить школьников поиску и отбору необходимой информации, создание готового продукта на основе полученной информации.
Таким образом, курс «В стране Сообразилии» в системе географических курсов призван решать следующие задачи:
1. Сформировать представление у учащихся о структуре, динамике, размещении и развитии геосфер; показать особенности их взаимодействия на планетарном, региональном и локальном уровнях.
2. Сформировать первоначальные представления о размещении географических объектов как природных (материков и океанов, гор, равнин, рек и морей и т.д.), так и социально-экономических (стран, городов, дорог и т.д.).
3. Сформировать практические умения работать с глобусом, картой, планом местности, со специальными приборами и инструментами для получения необходимой географической информации, а также для наблюдений, ориентирования на местности, полевых исследований, маршрутных съемок и первоначальной систематизации полученных результатов.
4. Применять на практике полученные знания, путем создания проектов, макетов, моделей, самодельных географических приборов.
5. Развить правильное отношение к окружающей среде природной, городской.
6. Развить понимание воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека, разнообразия и своеобразия духовных традиций; формирование личностного отношения к своему населенному пункту, как части России, чувство уважения и любви к своей малой Родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.



Планируемые результаты обучения.

1. Оценивать и прогнозировать на доступном для школьников уровне тенденций развития природных объектов и явлений:
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности; изменение природных объектов своей местности под воздействием человеческой деятельности; простейшие признаки погоды; погоду на ближайшие сутки.
2.Объяснять: последовательность приемов построения планов местности; построение градусной сетки на картах; черты сходства и различия плана местности и географической карты; происхождение землетрясений, ветровых волн и цунами; особенности очертаний и размеров озерных котловин в зависимости от способа их образования; влияние рельефа на направление и характер течения рек; образование ледников; нагревание атмосферы; зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей; образование атмосферных осадков, ветра; изменения погоды, народные приметы её изменения; причины смены дня и ночи, времен года; зависимость климата от географической широты; значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха; применение в процессе учебного познания понятий: план местности, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты, литосфера, земная кора, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, природный комплекс.
3.Описывать: внешний вид основных форм рельефа суши; влияние рельефа на особенности жизни и быта человека; значение Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека; внешний облик представителей органического мира гидросферы; внешний вид слоистых, кучевых и перистых облаков; времена года своей местности; особенности внешнего облика, поведения, образа жизни, приспособлений к условиям существования отдельных животных и растений; природные комплексы своей местности.
4.Определять( измерять): на местности стороны горизонта, направления, расстояния; по плану местности и географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек; по картам и глобусу географические координаты; по картам протяженность, средние и абсолютные высоты одной из равнин и горных систем земного шара; принадлежность горных пород своей местности к магматическим, осадочным и метаморфическим генетическим группам; по картам основные природные особенности объектов гидросферы; при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра; по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуду температуры, преобладающее направление ветра; на местности наиболее очевидные особенности природных комплексов, взаимосвязи между отдельными компонентами; результаты мероприятий по охране природы своей местности.
5.Называть( показать): примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт; крупнейшие равнины и горные системы земного шара; океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения; источники питания рек; элементы речной долины; среднюю соленость вод Мирового океана; основные мероприятия по охране гидросферы; источники поступления тепла на Землю; форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты, положение Солнца над горизонтом на экваторе и тропиках в дни равноденствий и солнцестояний; примеры влияния на климат различных причин; основные следствия суточного и годового движения Земли; мероприятия по охране атмосферного воздуха; границы распространения живого вещества; представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу МСОП; наиболее характерных животных и растений своей местности; основные мероприятия по охране органического мира; примеры взаимосвязи между земными оболочками.



Результаты внеурочной деятельности:

ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её  цели и задачи;
- выбирать средства   и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
































Тематическое планирование курса. 5 класс.
1 час в неделю, 34 учебных часов в год.


Сроки

темы
Тема
Количество
часов
Компетенции учащихся
(Ученик должен знать, уметь, применять)

Месяц
Неделя





С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь


6 – 11.09
1
Тема «Изображения земной поверхности и их использование»»
1) Что изображали на старинных картах? (Знакомство со старинными картами – в электронном и печатном виде, сравнение с современными картами).
5

Знать – виды изображения земной поверхности; виды условных знаков, масштаб; географические координаты; азимут, способы ориентирования на местности; маршрутную и полярную съемки местности.
Уметь – отличать виды карт друг от друга, пользоваться легендой карты, переводить из одного вида масштаба в другой, определять азимут и географические координаты, производить съемку местности.
Применять – определять географические координаты различных объектов, определять направления, расстояния и азимуты на местности, рисовать планы местности, используя полярную съемку, уметь ориентироваться на местности.


13-18.09

2) Построение планов местности по сказкам.




20-25.09

3) Построение плана школьного двора.



О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
27.09-2.10

4) Способы ориентирования. Географические координаты.




4-9.10

5) «Еще раз о карте и плане». Обобщающее занятие.





11-16.10
2
Тема: Земля – планета Солнечной системы

6) Изготовление объемной модели планеты Земля.
Изготовление модели Солнечной системы.
4

Знать – Положение Земли в Солнечной системе, форму и размеры Земли, движение Земли и его следствия, влияние космоса на Землю.
Уметь – объяснять причины смены дня и ночи, смены времен года.
Применять – использовать дополнительные источники информации для выполнения поставленных задач.


18-23.10

7) Изготовление самодельного теллурия.



Н
О
Я
Б
Р
Ь
25-30.10

8) Великие путешественники в истории Земли
(создание карт с проложением маршрутов).




8-13.11

9) Великие путешественники в истории Земли (создание карт с проложенными маршрутами).





15-20.11
3
Тема: Литосфера – каменная оболочка Земли
10) «Кладовая природы» - работа с коллекциями горных пород и минералов.
5

Знать – понятия минералы и горные породы, различие горных пород по происхождению, внутренне строение Земли, основные формы рельефа Земли, силы, изменяющие рельеф
Земли.
Уметь – давать описание горным породам по предложенному плану, отличать горные породы разных видов по внешнему признаку, работать с географическими картами.
Применять – приводить примеры форм рельефа своей местности; определять внешние и внутренние силы, изменяющие рельеф своей местности, делать объемные макеты разных форм рельефа Земли.


22-27.11

11) Создание модели внутреннего строения Земли.




29.11-4.12

12) Создание объемных моделей разных форм рельефа.



Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
6-11.12

13) Изготовление моделей, показывающих работу внутренних и внешних сил Земли.




13-18.12

14) Изготовление моделей рельефа из картона. Создание моделей вулканов.





20-25.12
4
Тема: Гидросфера – водная оболочка Земли
15) «Путешествие водяной капельки».
5

Знать – состав гидросферы, части Мирового океана, свойства вод океана, виды движения воды в океане, особенности рек, озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды.
Уметь – давать описание объектов гидросферы по заданному плану, работать с географическими картами.
Применять – полученные знания при описании и изучении объектов гидросферы своей местности. Делать объемные макеты типов речных долин и типов озерных котловин.


10-15.01

16) Игра «Путешествие по Мировому океану». Номенклатура.



Я
Н
В
А
Р
ь
17-22.01

17) Изготовление макетов речных долин с указанием всех составных частей.




24-29.01

18) Изготовление макетов «Типы озерных котловин».




31.01-5.02

19) Игра «Геошанс» по теме «Гидросфера».



Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

7-12.02

5
Тема: Атмосфера – воздушная оболочка Земли
20) Практическое занятие – создание солнечных часов, измерение высоты Солнца над горизонтом.
8

Знать – состав и особенности атмосферы, температура воздуха, влажность и атмосферные осадки, виды облаков, атмосферное давление и ветер, погода, климат, оптические явления в атмосфере.
Уметь – рассчитывать температуры воздуха, строить графики хода температуры воздуха, розы ветров, работать с картами, различать характеристики погоды и климата, решать задачи, вести календарь погоды.
Применять – проводить наблюдения за погодой, анализировать и сравнивать состояние погоды разных дней и месяцев, работать с метеорологическими приборами. Самостоятельно изготавливать простейшие приборы – барометр, гигрометр, солнечные часы.



14-19.02

21) Решение задач по анализу погоды.




21-26.02

22) Создание альбома облаков.




28.02-5.03

23) «Самодельные метеорологические приборы».



М
А
Р
Т
7-12.03

24) Решение задач.




14-19.03

25) Решение задач.




21-26.03

26) Игровое занятие по теме «Атмосфера».




4-9.04

27) Экскурсия «Наблюдение за погодой».



а
П
Р
Е
Л
ь

11-16.04

6
Тема: Биосфера – оболочка жизни
28) Экскурсия «Описание форм рельефа своей местности».
3

Знать – состав, границы, значение биосферы.
Уметь – работать с картами атласа и другими источниками географической информации. Работать на местности.
Применять – составлять прогноз возможных изменений биосферы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Применять полученные знания для описания объектов при проведении экскурсий.


18-23.04

29) Экскурсия «Описание объекта гидросферы своей местности».




25-30.04

30) Дискуссия на тему «Кто кого: человек или природа»?





2-7.05
7
Тема: Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс.
31) Создание макетов разных природных зон Земли.
4

Знать – состав, границы, свойства географической оболочки, природные комплексы, почва, особенности природных зон Земли, природные комплексы Мирового океана.
Уметь – работать с географическими картами, дополнительной литературой, умение отбирать необходимую информацию.
Применять – подготовка и защита творческих проектов на заданную тему.

М
А
Й
9-14.05

32) Экскурсия на местность для изучения почв.




16-21.05

33) «Невыдуманное путешествие»




23-28.05

34) Итоговое занятие.













Методическое обеспечение:
А. Бахчиева, Л.С. Богомаз, Е.В.Николаенко «Планета Земля.
Методические рекомендации», Москва, «Просвещение», 2008 год.
А.А.Лобжанидзе «География. Планета Земля».
Пэм Робсон «География в занимательных экспериментах», Москва,
РОСМЭН, 2006 год.
Учебник –И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. Москва. Дрофа.2013г.
Планета Земля/ А. А. Лобжанидзе Москва. «Просвещение» 2008.
Атлас и контурная карта «Планета Земля», серия «Сферы. География». Москва, «Просвещение», 2010.






















Тематическое планирование курса. 6 класс.
1 час в неделю, 34 учебных часов в год.

№ п/п
Название темы
Вид деятельности
Количество часов
Всего
Теорет.
Практич



1.
 
Вводное занятие
 
 
Беседы
     1               1              0

2.
Ориентирование на местности
Экскурсии, практические занятия
    11             4                7

3.
Жизнь земной коры
Теоретические занятия, просмотр кинофильмов, работа с картой
     5             5               0

4.
Мировой океан
Беседы, кинозанятия
     6               5               1

5.
Воды суши
Экскурсии, работа с картой, практикум, викторины
 
      4               0             4

6.
Атмосфера Земли.
Практические занятия, решение географических задач
 
      4             1            3

7.
Природа своего края
экскурсии
      3               1              2

 
Тема 1.  Введение
- знакомство с программой внеурочной деятельности , планирование работы.
Тема 2. Ориентирование на местности.
- история изобретения компаса
- упражнения и движение на местности с компасом и без него
- определение направлений, расстояний по плану местности и карте
Тема 3. Жизнь земной коры.
- современные гипотезы о происхождении гор на земле.
- вулканы, гейзеры, горячие источники.
- землетрясения.
- разнообразие форм рельефа на Земле.
- рельеф своей местности.
Тема 4. Мировой океан.
- современные способы изучения морей и океанов.
- водяные смерчи, бури и ураганы в море.
- части мирового океана.
- растительный и животный мир океанов и морей.
- экологические проблемы  Мирового океана.
Тема 5. Воды суши.
- крупнейшие реки Земли.
- крупнейшие озера земли, озера-диковинки.
- минеральные источники, их происхождение
- карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.
- воды суши своего края.
Тема 6. Атмосфера Земли.
-современные методы изучения атмосферы.
- обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.
- грозные явления в атмосфере.
- местные признаки и приметы для предсказания погоды
- климат своей местности.
Тема 7. Природа своего края.
- изучение особенностей природы своего края
- ПК своей местности.
- Антропогенное воздействие на ПК.
Сроки

темы
Тема
Количес-тво
часов
Компетенции учащихся
(Ученик должен знать, уметь, применять)

Месяц
Неделя





С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь


6 – 11.09
1
1)Вводное занятие.


Знакомство с
программой внеурочной деятельности, планирование работы.



13-18.09
2
Ориентирование на местности.
2)Стороны горизонта. Ориентирование.
11ч.


1
Знать – виды изображения земной поверхности; виды условных знаков, масштаб; географические координаты; азимут, способы ориентирования на местности; маршрутную и полярную съемки местности.
Уметь – отличать виды карт друг от друга, пользоваться легендой карты, переводить из одного вида масштаба в другой, определять азимут и географические координаты, производить съемку местности.
Применять – определять географические координаты различных объектов, определять направления, расстояния и азимуты на местности, рисовать планы местности, используя полярную съемку, уметь ориентироваться на местности.


20-25.09

3) Понятие о плане местности.
Масштаб.




О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
27.09-2.10

4) Изображение на плане неровностей земной поверхности.





4-9.10

5) Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и картах.


Знать – виды изображения земной поверхности; виды условных знаков, масштаб; географические координаты; азимут, способы ориентирования на местности; маршрутную и полярную съемки местности.
Уметь – отличать виды карт друг от друга, пользоваться легендой карты, переводить из одного вида масштаба в другой, определять азимут и географические координаты, производить съемку местности.
Применять – определять географические координаты различных объектов, определять направления, расстояния и азимуты на местности, рисовать планы местности, используя полярную съемку, уметь ориентироваться на местности.



11-16.10

6)определение направлений, расстояний по плану местности и карте.


Знать – виды изображения земной поверхности; виды условных знаков, масштаб; географические координаты; азимут, способы ориентирования на местности; маршрутную и полярную съемки местности.
Уметь – отличать виды карт друг от друга, пользоваться легендой карты, переводить из одного вида масштаба в другой, определять азимут и географические координаты, производить съемку местности.
Применять – определять географические координаты различных объектов, определять направления, расстояния и азимуты на местности, рисовать планы местности, используя полярную съемку, уметь ориентироваться на местности.


18-23.10

7) определение направлений, расстояний по плану местности и карте.




Н
О
Я
Б
Р
Ь
25-30.10

8) упражнения и движение на местности с компасом и без него.





8-13.11

9) упражнения и движение на местности с компасом и без него.






15-20.11

10) Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Знать – виды изображения земной поверхности; виды условных знаков, масштаб; географические координаты; азимут, способы ориентирования на местности; маршрутную и полярную съемки местности.
Уметь – отличать виды карт друг от друга, пользоваться легендой карты, переводить из одного вида масштаба в другой, определять азимут и географические координаты, производить съемку местности.
Применять – определять географические координаты различных объектов, определять направления, расстояния и азимуты на местности, рисовать планы местности, используя полярную съемку, уметь ориентироваться на местности.


22-27.11

11) Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.




29.11-4.12

12) Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.



Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
6-11.12
3
Жизнь земной коры.
13)Современные гипотезы о происхождении гор на земле.




Знать – понятия минералы и горные породы, различие горных пород по происхождению, внутренне строение Земли, основные формы рельефа Земли, силы, изменяющие рельеф
Земли.
Уметь – давать описание горным породам по предложенному плану, отличать горные породы разных видов по внешнему признаку, работать с географическими картами.
Применять – приводить примеры форм рельефа своей местности; определять внешние и внутренние силы, изменяющие рельеф своей местности, делать объемные макеты разных форм рельефа Земли.




13-18.12

14) Вулканы, гейзеры, горячие источники.






20-25.12

15) Землетрясения.





10-15.01

16) Разнообразие форм рельефа на Земле.




Я
Н
В
А
Р
ь
17-22.01

17) Рельеф Самарской области.




24-29.01
4
Мировой океан.
18) Современные способы изучения морей и океанов.




Знать – состав гидросферы, части Мирового океана, свойства вод океана, виды движения воды в океане, особенности рек, озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды.
Уметь – давать описание объектов гидросферы по заданному плану, работать с географическими картами.
Применять – полученные знания при описании и изучении объектов гидросферы своей местности. Делать объемные макеты типов речных долин и типов озерных котловин.















31.01-5.02

19) Водяные смерчи, бури и ураганы в море.




Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

7-12.02


20)Части Мирового океана.





14-19.02

21) Растительный и животный мир океанов и морей.





21-26.02


22) Экологические проблемы  Мирового океана.





28.02-5.03

23) Урок-игра «Кругосветное путешествие»



М
А
Р
Т
7-12.03
5
Воды суши
24) Крупнейшие реки Земли.



Знать – состав гидросферы, части Мирового океана, свойства вод океана, виды движения воды в океане, особенности рек, озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды.
Уметь – давать описание объектов гидросферы по заданному плану, работать с географическими картами.
Применять – полученные знания при описании и изучении объектов гидросферы своей местности. Делать объемные макеты типов речных долин и типов озерных котловин.




14-19.03

25) Крупнейшие озера земли, озера-диковинки.




21-26.03

26) Минеральные источники, их происхождение. Карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.





4-9.04

27) Реки и озера Самарской области.



а
П
Р
Е
Л
ь

11-16.04

6
Атмосфера Земли.
28) Современные методы изучения атмосферы.




Знать – состав и особенности атмосферы, температура воздуха, влажность и атмосферные осадки, виды облаков, атмосферное давление и ветер, погода, климат, оптические явления в атмосфере.
Уметь – рассчитывать температуры воздуха, строить графики хода температуры воздуха, розы ветров, работать с картами, различать характеристики погоды и климата, решать задачи, вести календарь погоды.
Применять – проводить наблюдения за погодой, анализировать и сравнивать состояние погоды разных дней и месяцев, работать с метеорологическими приборами. Самостоятельно изготавливать простейшие приборы – барометр, гигрометр, солнечные часы.





18-23.04

29) Грозные явления в атмосфере.




25-30.04

30) Климат Самарской области.






2-7.05

31) Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой. Местные признаки и приметы для предсказания погоды.




М
А
Й
9-14.05
7
Природа своего края.
32)Изучение особенностей природы своего края.







Знать – состав, границы, значение биосферы.
Уметь – работать с картами атласа и другими источниками географической информации. Работать на местности.
Применять – составлять прогноз возможных изменений биосферы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Применять полученные знания для описания объектов при проведении экскурсий.


16-21.05

33) ПК своего края.






23-28.05

34) Антропогенное воздействие на ПК Самарской области.










 


Прогнозируемые результаты.
 
В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.
Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах.
 
Список литературы.
Для учащихся:
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.
2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
3. Запартович Б.Б.  С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
4.  Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География»  - М: ООО «Издательство АСТ»2002
5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.»  - М: ООО «Издательство АСТ»2002
Для учителя:
1. Н. М. Клюшникова  «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям  Сайт:http://www.danilova.ru
5.   География:Все для учителя географии  Сайт:http://geo.1september.ru
6.  География:Энциклопедическая библиотека.  Сайт:http://megacollection.ru
 




Литература:
Для учителя:
И.И. Баринова, Л. И. Елховская «Внеурочная работа по географии», М.: Просвещение, 2006.
О. В. Крылова «Интересный урок географии», М.: Просвещение, 2007 .
Н. Н. Петрова. Школьный практикум. Начальный курс географии. М.: Дрофа, 2006.
География: уроки- игры в средней школе/сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
И. Д. Агеева «Веселая география на уроках и праздниках», М.: «Творческий центр Сфера», 2007.
География. Уроки учительского мастерства. 6 – 11 классы/сост. Н.В. Яковлева и др./, Волгоград , «Учитель», 2009.


Для учащихся:
«Большой географический атлас»./сост. М.Г. Горчаков, О.Н. Савина/, М.: «ОЛМА-Пресс», 2007.
«География. Справочник школьника»./сост. Т.С. Майорова/, М.: «АСТ», 2006.
Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история./ под ред. М. Д. Аксенова/, М.: АВАНТА, 2007.
«Я познаю мир. Детская энциклопедия. География», М.: «АСТ», 2007.
«Мир географии»./сост. Л. Г. Бондарев и др./, М.: «Мысль», 2007.



Заголовок 115