Самообразование проект Развитие мелкой моторики старших дошкольников средствами народного творчества
Работа по самообразованию
Проект
Развитие мелкой моторики старших дошкольников, средствами народного творчества
Воспитатель:
Старовойтова Л. В.
Актуальность
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степеней сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. И наоборот, у детей с нарушениями речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев. Стоит отметить высказывание известного исследователя детской речи М.И. Кольцова: «сначала развиваваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Поэтому для детей с нарушением речи тренировка движений пальцев и кисти рук являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к рисованию, а в дальнейшем к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим роботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Данная глобальная проблема необошла стороной и детей нашей группы, 14 человек из 26-и имеют то или иное общее недарозвитие речи. У детей с нормальным слухом и сохранённым интеллектом ОНР представляет собой специфические проявления речевой анамалии, при котором нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы, слабо развита общая и мелкая моторика.
Для развития мелкой моторики важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Известно так же, что такой вид как моторная ловкость может эфективно развиваться в различных ремёслах.
« Увлечь детей легче всего тем, чем увлечён сам»
Появившийся у детей интерес к ручному труду, подтолкнул нас выбрать новое направление работы по средствам народного творчества, способствующее развитию мелкой моторики кистей рук.
По желанию ребёнка из пластилина, массы для лепки, шерстяных ниток, салфеток, ватных дисков, бисера и др. элементы, могут превратиться в картину, весёлую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. А главное, поделки из разных материалов даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффективно.
Знакомство с разными видами технологий привлечёт детей яркостью красок, разнообразием форм, размером и простотой выполнения причудливых изделий. Дети с удовольствием захотят изготовить поделку себе, друзьям, родителям на праздник и др..
Результативность поделок из разных технологий заключается в следующем:
способствует развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
знакомит с особенностями художественного языка;
развивает органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умения наблюдать, анализировать, запоминать;
развивает умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её;
способствует развитию движений пальцев рук с речью,
подготовливает руку к письму;
развивает усидчивость (что очень важно для гиперактивных детей), воспитывает умение доводить начатое дело до конца;
способствует обогощению словаря.
Изучив интересы и возможности детей, мы подабрали необходимую литературу по различным видам технологий и составили проект «Развитие мелкой моторики старших дошкольников, средствами народного творчества».
Цель: создание условий для художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста, через знакомство с различными видами технологий, способствующее приобщению к основам рукоделия и совершенствованию творческих способностей.
Задачи:
Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.
Познакомить детей с различными видами технологий (пластилинография, поделки из ниток, салфеток, ватных дисков, бумажных платочков, бисера), безопасности в работе с ножницами, бисером.
Установить такие взаимоотношения, которые позволят создать атмоферу увлечённости, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребёнка.
Вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
Способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
Обогощать речь детей, расширять словарный запас, учить проговаривать свои действия.
Развивать мелкую маторику пальцев рук, соглавовывать движения рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
Формировать умения работать со схемой, предложенной взрослым, дополнять или изменять, составлять свою.
Способствовать развитию эстетических чувств – умение видеть красоту форм, пропорций, цвета, цветосочетаний.
В процессе работы по данному проекту необходимо руководствоваться следующими принципами:
наглядности;
систематичности;
постепенности;
индивидуальности;
доступности;
оздоровительной направленности.
Формы работы:
- родительские собрания;
- создание в группе уголка «Умелые руки не для скуки»;
- участие родителей в изготовлении поделок совместно с детьми;
- тематические выставки.
Методы и приёмы:
музыкатерапия (классическая музыка);
массаж и самомассаж кистей рук (Су-джок, зубная щётка, шестигранный карандаш, прищепки, шипованные мячи);
гимнастика для глаз;
пальчиковая гимнастика;
динамические паузы.
Механизмы реализации
Этапы работы
Направление деятельности
Содержание деятельности
( формы работы)
Сроки
1 этап
Информационно- методическое обеспечение
1.Изучение литературы.
2.Составление плана работы.
3.Оформление картотеки по различным видам народного творчества.
4.Создание в группе уголка «Умелые руки не для скуки».
Сентябрь
Ноябрь
2 этап
Работа с детьми
1.Диагностика уровня развития мелкой моторики и уровня развития творческих способностей.
2.Рассматривание картин, иллюстраций, поделок из массы для лепки, пластилина, салфеток, бисера и др. выделение элементов, цветосочетаний, их обследование.
3.Рассматривание вспомогательных материалов: пластилин, масса для лепки салфетки, шерстяные нитки, ватные диски, проволока, их обследование.
4.Беседа о технике безопасности в работе с различным материалом.
5.Рассматривание иллюстраций, схем, поделок, и др.
6.Показ приёмов при работе с пластилином, салфетками, шерстяной ниткой, нанизывания бисера на проволоку по схемам.
7.Изготовление поделок из различного материала.
8. Изготовление и вручение подарков папам и мамам, друзьям.
9.Украшение новогодней ёлки игрушками, кукла «Монатка».
10.Участие в тематических выставках детского сада, района, республики.
11.Выставка детских работ.
12.Сравнительная диагностика.
Согласно
плану
работы по
проекту
«Развитие мелкой моторики старших дошкольников, средствами народного творчества»
3 этап
Сотрудничество
с родителями
1.Анкетирование родителей.
2.Оснащение необходимыми материалами: масса для лепки, пластилин, бумажные платочки, клубки шерстяных ниток, салфетки, бисер, проволока.
3.Участие в изготовлении поделок на выставку.
4.Помощьв подготовке и организации выставок, их посещение.
Сентябрь
В течении года
Ожидаемый результат
Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.
Устойчивый интерес к творческому процессу, желание творить, мастерить своими руками.
Стремление детей к созданию поделок для близких, интерьера, украшений для кукол, для себя.
Своевременная работа по развитию моторики пальцев рук с помощью освоения различных технологий народного творчества должна привести к положительному результату. Следует отметить, что достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия с родителями. Поэтому необходимо разрабатывать памятки-рекомендации, оформлять папки-передфижки, приглашать на выставки и т. д.
3.Методическое обеспечение
Перспективный план работы по проекту «Развитие мелкой моторики старших дошкольников, средствами народного творчество»
Первый год обучения
Месяц
Тема
Техника
Сентябрь
«В гостях у сказочных героев»
Знакомство с техникой пластилинография
Октябрь
«Приключения лесных друзей»
(коллективная работа)
Работа с массой для лепки
«Мульттерапия»
Ноябрь
«Весёлые зайчата»
Работа с бумажными носовыми платочками
Декабрь
«Волшебная ёлочка»
«Поздравительная открытка»
Поделка из салфеток
Освоение техники – «Декупаж»
Январь
«Игрушки на новогоднюю ёлочку – кукла «Монатка»
Плетение из шерстяных ниток
Февраль
«Цветы для мамы - каллы»
Поделка с использованием ватных дисков
Март
«Украшение для модниц»
Простое низание – чередование бисера по кругу используя схему
Апрель
«Поделки на районную выставку»
Сочетание знакомых техник
Май
«Фенечки для лета»
Петельное, параллельное плетение
из бисера
Лето
«Летний букет»
Сочетание знакомых техник
Организация рабочего места и времени
В группе выделили и оформили уголок «Умелые руки не для скуки», где расположили весь инвентарь (инструменты);
Пластилин, масса для лепки, клубки шерстных ниток, салфетки, ватные диски бисер разные по цвету, форме, материалу;
проволока гибкая (0,33 мм);
гофрированная бумага для декорирования, цв. картон, ватман, фольга;
клей «ПВА», клей - карандаш;
ножницы;
тряпочные салфетки -25-30 см;
карточки со схемами, иллюстрации.
Работать лучше за столом при дневном свете или свете потолочных ламп. Свет должен падать таким образом, чтобы тень от рук и головы не ложились на рабочую поверхность стола. Если рабочее место обарудовано правильно, то работать легко и приятно. Но в любом случае следует ограничивать время деятельности 25-30 мин.
В памятках для родителей мы помещаем:
- санитарно–гигиенические требования;
- правила безопасности работы с ножницами, проволокой, бисером;
В папках передвижках знакомим родителей с доступными техниками, которые освоили их дети.
Данный проект рассчитан на 1год. Техники, использованные в работе с детьми состоят из единого требования по принципу – «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ».
Видя результат своей работы, получая удовольствие от вручения подарков, сделанных своими руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует точных направленных, согласованных движений кисти рук и пальцев.
Хотелось обратить внимание на то, как важно развитие всех возможностей левой и правой рук. Об этом редко задумываются, но способность работать обеими руками наравне удивительно благотворно для развития памяти, мышления, речи.
Конечно, с детьми старшего дошкольного возраста приходиться сидеть рядом, помогать мастерить, но чем раньше мы начнём привлекать детей к процессу и к сотрудничеству, тем раньше наши дети научатся мастерить без нашей помощи.
В заключении хотелось бы вспомнить слова В. А. Сухомлинского: « Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
15