Развитие творческого потенциала обучающихся через организацию внеклассной работы как средство поддержания мотивации к изучению иностранных языков
Н.С. Костина, учитель английского языка, г. Волгоград МОУ гимназия № 13
Развитие творческого потенциала обучающихся через организацию внеклассной работы как средство поддержания мотивации к изучению иностранных языков
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, внесли коррективы в обучение иностранному языку, где, как показывает опыт, залогом успеха является мотивация обучающихся. Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что ими познаётся и усваивается, их отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности.
Разносторонняя учебно – воспитательная работа на уроках должна находить подкрепление и дальнейшее продолжение во внеклассной работе, способствующей повышению мотивации обучающихся, их интереса, а также более глубокому овладению языком. Развитие личности невозможно без развития ее творческого потенциала, а внеклассная деятельность способствует творческому развитию учащихся.
Большие возможности для применения своих творческих сил, способностей и дарований, а также формирования способности к участию в межкультурной коммуникации открывает Неделя иностранных языков. Как правило, мероприятия, проводимые в рамках Недели, основываются на страноведческом материале. Дни литературы и музыки, Дни традиций, театральные постановки, конкурсы исполнителей стихов, конкурсы инсценированных песен, викторины, презентации составляют Неделю иностранных языков. Причем, обучающиеся принимают участие не только в проведении мероприятий, но и подготовке к ним: выборе темы, поиске необходимого материала, обсуждении формы презентации подобранного по теме материала.
Грамматические олимпиады и языковые конкурсы, проводимые в рамках Недели иностранных языков, привлекают большое количество учащихся. Традиционным является проведение «Праздника алфавита» для второклассников, а обучающиеся вторых, третьих и четвертых классов могут поучаствовать в постановке «Рождественской сказки». Таким образом, проведение внеклассных мероприятий способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, развитию навыков устной речи, пополнению словарного запаса, расширению кругозора учащихся.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка является одной из главных задач обучения иностранному языку. Обязательный минимум содержания образования в число целей обучения иностранному языку включает «воспитание у школьников положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке». С этой целью организуется кружковая работа, а также проводятся факультативные и элективные занятия, имеющие страноведческую, культурологическую направленность: «Путешествие по Великобритании», «География англоязычных стран», «История Великобритании», «История США», «Британское общество: от прошлого к настоящему». Параллельное изучение языка и культуры не случайно, так как это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью. Такой подход к обучению иностранному языку в школе во многом обеспечивает более эффективное решение практических, развивающих и воспитательных задач, а также дает огромные возможности для поддержания мотивации обучения.
Результатом деятельности учащихся может стать выпуск постеров, плакатов, создание презентаций по определенной занятиями тематике. Учащиеся могут принять участие в работе над проектами, подготовке сообщений, викторин, с последующим их использованием в рамках предметных недель. Развиваются общеучебные умения, повышается лингвистическая, коммуникативная и социокультурная компетентность, а также растет интерес обучающихся к странам изучаемого языка.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Исследования показывают, что 10% детей одарены от природы, 80% - обладают способностями, которые могут раскрыться при благоприятных условиях. Таким образом, одной из основных задач является создание образовательного пространства, обеспечивающего проявление способностей обучающихся: проведение психолого-педагогических исследований, направленных на выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности, реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармоничного развития человека как субъекта творческой деятельности, создание условий для целенаправленного развития интеллектуальных способностей учащихся, увеличение роли внеурочной деятельности с одаренными детьми. В основе системы работы с одаренными детьми лежат дифференцированность и индивидуализация обучения. Подобная работа должна проводиться целенаправленно и планомерно, включать в себя подготовку к фестивалям, конкурсам, олимпиадам различного уровня.
Обучающиеся могут принимать участие в научно – исследовательской деятельности, что способствует развитию как коммуникативных, так и исследовательских навыков, а также личностному и социальному развитию. Для повышения интереса учащихся к предмету может быть использована и проектная деятельность, которая характеризуется высокой степенью коммуникативности, предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности.
Таким образом, внеклассная работа - это система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий, выходящих за рамки учебных программ и дающая дополнительную возможность для осуществления основной цели обучения иностранному языку: формировании коммуникативной компетенции, позволяющей участвовать в диалоге культур. Она позволяет создать среду для иноязычного речевого акта между учащимися, развивая их творческий потенциал и повышая интерес к изучению иностранного языка.