Скрутим куклу ладную, милую нарядную


Материал и образ. Скрутим куклу ладную, милую нарядную ( 1 час)
Изделие: кукла-скрутка.
Цель: создание куклы-скрутки с использованием традиционных технологий карельских мастеров.
Задачи:
Познакомить с одним из любимых традиционных зимних занятий женщин и детей – изготовлением тряпичной культуры;
Формировать представление о красоте и простоте конструкции куклы-скрутки и деталей ее наряда;
Обучать приемам выполнения куклы из бумаги в народном костюме на основе традиционных приемов: скручивания, присборивания, соединения деталей с помощью тесы (без сшивания);
Закреплять приемы обработки бумаги (скручивание, разрезание, сгибание);
Развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор, вариация и импровизация в создании игрушки по мотивам народной куклы;
Воспитывать любовь к народному искусству.
Оборудование
Для учителя: домашние поэтапные заготовки, наглядность, креповая бумага (красная, белая), цветная бумага, тесьма, презентация к уроку.Для учащихся: креповая бумага (красная, белая), цветная бумага, тесьма.
Ход урока
Вводная часть
1 Организационный момент
2 Проверка рабочего места
Содержание урока
1 Сообщение темы
Учитель: Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. В старину верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.
И вы, наверное, догадались, что тема нашего урока: «Кукла – скрутка».
Сегодня мы познакомимся с традицией изготовления кукол-скруток, изготовим куклы из бумаги в народном костюме на основе традиционных приемов: скручивания, присборивания, соединения деталей с помощью тесьмы.
2 Беседа по теме урока
Учитель: Я расскажу вам сегодня историю тряпичной куклы-скрутки.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя, ребенок учился вести хозяйство, познавал закономерности семейных связей и отношений. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она была в каждом доме, а в некоторых семьях кукол насчитывалась до сотни.
Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в скалку кусочек цветной ткани и обтягивали лицо белой тряпицей, туго обвязывая ее на уровне шеи. Затем, скатывали боковые остатки ткани - получались руки. Вот и готова кукла! Наряжай! Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.
Раньше в семье был обычай - как только женщина узнавала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку: связывала поначалу тулово, потом приделывала руки вместе с головкой, а уж потом и наряжала простенько. Работала без ножниц и иголок (чтобы не уколоть, не поранить «младенца»). Сделает куколку за две недели до родов, уложит ее в люльку, и обе они уже ждут, когда появится дитя. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастает ребенок и играет в свою первую куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. А если родится девочка, то, став взрослой, она сама за две недели до рождения своего ребенка делает такую куколку-оберег.
Куклы для детей не только игрушки, но и близкие друзья. Куклы пробуждают скрытые чувства, в играх с куклами малыши тренируют память, получают уроки чуткости, бережливости, внимания и доброты, учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают и воспитывают детей, украшают дом.
У каждой куклы есть свое название, предназначение. Давайте познакомимся с некоторыми из них (слайды из презентации).
3 Планирование работы
Создание куклы-скрутки с использованием традиционных технологий русских мастеров.
4 Практическая часть-выполнение изделия
Вспомните правила рабочего человека
Приступайте к самостоятельной работе по намеченному плану.
Итог урока
1 Обсуждение работ
2 Чему научились, что нового узнали на уроке
Учитель: Чтобы проверить, насколько внимательно вы слушали мой рассказ, ответьте на мои вопросы.
Кукла – скрутка была не только игрушкой, но и …? (Оберегом, хранительницей очага, символом продолжения рода, залогом семейного счастья).
Почему кукле не рисовали лицо? (По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, безвредной для ребенка).
Что делала женщина, когда узнавала, что у нее будет ребенок? (Она начинала мастерить тряпичную куколку).
О каких куклах ты сегодня узнал? (Кукла - зернушка, вепсская кукла, кормилка, нитяная кукла, малышок – голышок, пеленашка, покосница, кукла-берегиня).
3 Уборка рабочего места