Презентация по логопедии.Развитие фонематических процессов у учащихся 1-х классов
Развитие фонематических процессов у учащихся 1-х классов. Учитель-логопед МОУ «СОШ № 1» Замковая О.М.. Уровень фонематического восприятия учеников первых классов: Основные фонематические процессы Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференцировании фонем и установлению звуковой структуры слова. Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. Взаимосвязь основных фонематических процессов Фонематический слух Фонематическое восприятие Фонематические представления Фонематический анализ Фонематический синтез 3 группы ошибок свойственных дисграфии на основе нарушения фонематического распознавания. Ошибки на уровне слова;Ошибки на уровне предложения (словосочетания).Ошибки на уровне буквы и слога; Ошибки на уровне буквы и слога - отражающие трудности формирования фонематического (звукового) анализа; затем – ошибки фонематического восприятия (т.е. дифференциации фонем). Ошибки звукового анализа Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде: пропусков, перестановка, вставка букв либо слогов. Ошибки фонематического восприятия связаны с трудностями дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Ошибки на уровне слова наблюдаются при нарушении индивидуализации слов: ребёнок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведёт к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей. Ошибки на уровне предложения имеют место у детей с нарушениями речи, так как такие дети на начальном этапе обучения с трудом усваивает членимость речевых единиц, что отражается в отсутствии обозначения границ предложений. Формы оперирования фонемами: Узнавание звука на фоне слова, то есть определение наличия или отсутствия его в слове.Вычленение первого и последнего звука в слове.Определение последовательности, количества звуков, их место в слове по отношению к другим звукам. Этапы формирования функции фонематического анализа Первый этап — формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.Второй этап — формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Третий этап — формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Примерная последовательность упражнений: Прослушивание звучание сравниваемых звуков. Сопоставление звуков по артикуляции.Уточняется, способы проверки правильности произношения звуков. Развитие способностей различать сравниваемые звуки на слух. Самостоятельный подбор слов с изучаемой парой звуков. Слуховой проверочный диктант.