Творческий урок метапредметного характера в 9 классе по немецкому языку как второму иностранному с использованием проблемно-эвристического метода.
Творческий урок
метапредметного характера в 9 классе по немецкому языку как второму иностранному с использованием проблемно-эвристического метода.
Автор: учитель немецкого языка МБОУ Русская классическая гимназия №2 г. Томска Екатеринюк Ольга Витальевна
Тема: использование технологии «Вариант» при анализе особенностей абстрактной живописи, как отдельного направления в искусстве.
Характеристика обучающихся:
- в группе обучаются разные категории школьников:
- школьники, имеющие положительную мотивацию к обучению и интерес к немецкому языку, как второму иностранному;
- школьники, имеющие положительную мотивацию к обучению и интерес к другим предметам;
- школьники, имеющие средную мотивацию к обучению;
- школьники, имеющие низкую мотивацию к обучению;
В группе обучаются дети из социально благополучных семей.
Сценарий. Реализация.
Группа делится на три подгруппы по 4 – 5 человек в каждой.
На занятии проводится работа с мыслительным инструментом «P.M.I. – Плюс. Минус. Интересно». Продолжительность занятия составляет 40 – 45 минут.
Цели занятия:
Показать актуальность и востребованность абстрактной живописи как современного направления в искусстве.
Выяснить понимание учащимися специфики данного направления и их личное отношение к абстрактной живописи.
Познакомить учащихся с принципами работы в рамках образовательной технологии «Вариант» (инструментов «Плюс», «Минус», «Интересно»).
Задачи:
Сформировать понятие «Абстрактная живопись».
Способствовать развитию навыков восприятия различных направлений живописи.
Организовать работу в группах, формируя и развивая при этом навыки коммуникативного взаимодействия.
Воспитывать всесторонне развитую высококультурную личность.
Идея занятия:
Используя технологию «Вариант» (мыслительные инструменты «Плюс», «Минус», «Интересно»), основой которой является групповой метод с использованием дискуссии, выявить позитивные и негативные эмоциональные проявления, вызванные процессом знакомства с абстрактной живописью и обеспечить учащимся возможность высказать собственное суждение о данном направлении, формируя у них речевую культуру и расширяя кругозор по теме «Искусство».
Задание для обучающихся.
Подумайте и ответьте, какие положительные и отрицательные ассоциации возникают у вас при просмотре картин абстрактных художников (С.Дали, В. Кандинского, А. Маке, П. Клее, Ф. Марка Г. Мюнтер, К. Малевича и других)? Какие интересные моменты, связанные с абстрактной живописью, вы могли бы отметить? Оптимисты – выделяют всё положительное, пессимисты – всё отрицательное, новаторы называют интересные моменты,
Эксперты оценивают работу каждой творческой группы.
Критерии оценивания:
Убедительнлсть излагаемого материала.
Умение доказать свою точку зрения.
Логика изложения.
Итоги работы по группам.
Ответы по выделению минусов-отрицательные ассоциации, связанные с абстрактной живописью:
Не все воспринимают данный жанр.
Не все понимают задумку (идею) автора.
Отсутствие чёткого сюжета.
Искажённые изображения лиц.
Картины перегружены множесивом деталей.
Часто картины покупаются, как дань моде.
Некоторые выкладывают миллионы, чтобы показать некое превосходство в понимании абстрактного искусства.
Кажется, что такая картина не несёт никакого смысла и понятна только самому художнику.
Картина кажется слишком пёстрой.
Не всегда психологически комфортно рядом с такими картинами.
За последние 100 лет зрительский интерес не стал больше.
Ответы по выделению плюсов- Положительные ассоциации, связанные с абстрактной живописью:
Яркость красок.
Гармоничное сочетание линий и цветовых пятен.
Даёт возможность уловить внутреннее состояние художника.
Развивает визуальное восприятие.
Пробуждает воображение и фантазию зрителя.
Отличается оригинальностью.
Передаёт глубокий смысл.
Вызывает яркие эмоции.
Каждый видит свой смысл.
Настраивают на позитив, улучшают настроение.
Позволяют увидеть реальность с другой стороны.
Необычное сочетание цветов.
Картины приносят хороший доход.
Побуждают задуматься о вечном.
Расширяет кругозор.
Не имеет рамок, ограничивающих фантазию художника и зрителя.
Свобода самовыражения художника.
Имеет большой потенциал для развития художника.
Художник изображает не то, что видит, а то ,что чувствует, имея полную свободу дейстий.
Интересные моменты
Абстрактная живопись отвергает близость к действительности.
Абстрактная живопись работает формами и красками.
Психологи могут использовать абстрактные картины в тестировании и выявлении индивидуальных познавательных стилей.
Психологи могут использовать абстрактные картины для арт-терапии.
Принципы абстрактной живописи могут быть использованы в дизайне различных помещений.
Ощущение, что авторы таких картин не земные люди, а инопланетяне.
Абстрактная живопись способствовала зорождению и развитию других современных направлений в искусстве (неопластицизма, экспрессионизма и других).
Педагогические выводы:
Использование инструмента P.M.I. позволило учащимся самостоятельно осмыслить и выделить положительные и отрицательные моменты, связанные с уникальным направлением в живописи – абстракционизмом, глубже понять данное направление и сформулировать своё понимаие и восприятие.
Были решены воспитательные задачи по формированию культуры общения, умению работать в группе и быть толерантным, по формированию глубокого отношения к искусству. Данная технология развивает умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобшения, развивает умение работать в группах на разных ролях.
Сформулированные детьми интересные моменты, показали большие возможности абстрактной живописи с точки зрения психологии. Интересные моменты мотивируют учащихся на более серьёзное изучение особенностей этого направления через создание проектов и докладов.
Эвристический метод выбранный для данного урока имеет следующие признаки:
организация учителем изучения учебного материала в форме эвристической беседы;
- постановка проблемных вопросов;
- познавательных задач;
- учебные проблемы ставятся и решаются учащимися с помощью учителя.
Функции данного метода:
- самостоятельное усвоение знаний и способов действий;
- развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новых признаков изучаемого объекта; преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых);
- развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений;
- обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации аффилиации, мотивации достижения.
Правила применения метода:
- формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе - задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач);
- учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы;
- оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания на разных этапах поиска, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение способами деятельности.
Применяется эвристический метод при изучении нового материала, имеющего противоречивый характер, или при совершенствовании ранее усвоенных знаний с целью обобщения полученных ранее впечатлений, стимулирования многоаспектного осмысления явлений, самостоятельного поиска учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали. В большой степени применение этого метода зависит от уровня обученности и развития учащихся, особенно от сформированности их познавательных умений. Эвристический метод применяется в форме эвристической беседы, во время семинара, дискуссии, учебной конференции. Учитель сочетает частичное объяснение нового с постановкой проблемных заданий. Учащиеся выполняют самостоятельные работы поискового типа: анализируют проблемные ситуации, ставят проблемы и решают их, находят новые знания и способы действий.
Литература: Учебник «Итак, немецкий!» 9-10 класс
Автор Н.Д.Гальскова, Л.Н. Яковлева
Москва «Просвещение» 2014 год