программа по экологии Алтайского края 5-8 класс

Рабочая программа
ЭКОЛОГИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Пояснительная записка
В связи с выдвижением идеи устойчивого развития как определяющей идеологию XXI века, возникло понятие «Образование для устойчивого развития». Ядром образования для устойчивого развития становится экологическое образование которое рассматривается сегодня гораздо шире, чем обучение классической общей экологии. Экологическое образование сегодня основывается на следующих идеях (по С. В Алексееву):
Миропонимание на основе современной экологической картины мира;
Осмысление единства всего живого, а также живого и неживого в природе;
Отношение к окружающему миру, как части самого себя;
понимание многообразия ценностей природы и невосполнимости жизни;
Использование системного подхода к изучению живых систем разного уровня организации;
понимание экологических взаимодействий, обеспечивающих целостность живых систем, как процессов обмана веществом, энергией, информацией;
переход от антропоцентрического подхода к изучению природных процессов и явлений к биоцентрическому и полицентрическому;
понимание причин экологических проблем, как несоответствия природных и социальных законов;
осознание. морального выбора способов экологически и нравственно целесообразной деятельности;
воспитание экологической ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
понимание концепции устойчивого развития человечества, как эволюции природы и общества;
понимание необходимости оптимизации взаимоотношений общества и природы как социальной проблемы.
Образование для устойчивого развития предполагает формирование и развитие у школьников не только определенных знании, но и ценностных ориентации, о также системы надпредметных умений. Реализация задач образования для устойчивого развития предполагает использование активных, личностно-ориентированных форм обучения.
В условиях совершенствования работы общеобразовательной школы возникает необходимость нового подхода к организации краеведческого образования: оно должно быть обязательным, доступным, комплексным, ориентированным на профессиональную деятельность и гражданскую активность в региональном пространстве.
Главная цель экологического образования обеспечить, условия, способствующие формированию экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе-«общество - природа».
Основной целью введения регионального компонента содержания экологического образования в основной и полной школе является формирование представления о закономерностях взаимоотношений общества и природы и их разнообразии на региональном и локальном уровнях.
Задачи - создать условия для:
формирования представлений о живой природе Алтайского края;
развития экологического мышления и формирования экологической культуры;
формирования активной гражданский позиция,
развития познавательных и творческих способностей учащихся.
В процессе изучения вопросов регионального компонента содержания образования по предметам: окружающий мир биология, экология, география, и др. формируется образ живой природы Алтайского края, к которой нужно бережно относиться. Это позволит обеспечить новый, более высокий уровень экологической и социальной образованности и воспитанности учащихся.
Таким образом, фундаментальная цель современного экологического образования - научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению. Необходимо большое внимание уделять экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали экологическому праву, экологическим движениям, истории взаимоотношения общества и природы (ЮНЭСКО).
«Экология Алтайского края» как краеведческий компонент интегрируется со всеми предметами естественнонаучного цикла. В данной программе интеграция проводится через предметы биология, экология (основная ступень), биология, экология (старшая ступень).
В результате изучения экологии Алтайского края учащиеся
должны знать:
основные результаты воздействия общества на природу Алтайского края;
основные экологические последствия этого воздействия современное экологическое состояние экосистем в Алтайском крае;
закономерности развития этих экосистем, основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства Алтайского края;
основные природоохранные мероприятия в крае;
условия устойчивого развития человечества в рамках существующих особенностей социально-экономического положения в Алтайском крае;
принципы рационального природопользования;
должны получить навыки и уметь:
анализировать различные экономические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;
проводить простые физические, химические и биологические анализы воды и воздуха в лабораторных и полевых условиях;
оценивать общее экологическое состояние экосистем Алтайского края на основе биоиндикации;
проводить практическую работу по посадке деревьев, уборке территории.
Программа предусматривает реализацию содержания регионального компонента в 5-9 классах основной школы в пределах расчета, того объема учебного времени, который отводится на краеведение:
5-8 кл. – 0,5 ч. в неделю;
Принципы отбора содержания экологического образования:
Принцип гуманизации предписывает обязательное отражение в содержании образования нравственных и правовых нормативов.
Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации с учетом новейших достижений науки.
Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы о будущем.
Принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии - «мыслить глобально, действовать локально».
Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов взаимодействий.
Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования экологической ответственности личности.
Принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов; целей, содержания, методов и приемов, средств обучения, форм организации различных видов деятельности. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для школьников (определенного возраста) знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития.
Культурологический принцип - обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
Краеведческий принцип - ведущий в отборе содержания экологического образования. Он обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта.
Модели регионального образования.:
Многопредметная модель предполагает изучение компонентов краеведения в рамках учебных программ традиционных базовых предметов. Однопредметная модель предполагает изучение каждого компонента краеведения в рамках самостоятельного предмета (модуля), например: География Алтайского края, Экология Алтайского края и др. Смешанная модель - содержание краеведческих знаний вводится с учетом особенностей традиционных учебных предметов, а также целостно в самостоятельных интегрированных предметах, которые предусматриваются для каждого этапа обучения.
Ожидаемый результат обучения:
развитие познавательного интереса, включенность в активную познавательную деятельность;
- развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения;
- сформированность общественной активности, грамотное поведение в социуме;
- удовлетворение образовательных потребностей,
- умение ценить красоту, культура поведения;
- осознание необходимости здорового образа жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
(экология Алтайского края)
Знать/понимать:
видовое многообразие растительного и животного мира региона;
основные типы лесов региона и лесообразующие породы;
видовой состав растений и животных леса, стеши, лесостепи;
растительный и животный мир болот, лугов края;
значение и биологические особенности лекарственных, ядовитых, сорных видов растений своего края;
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
основные результаты воздействия общества на природу в настоящее время;
основные экологические последствия воздействия человека на природу в крае;
современное экологическое состояние экосистем Алтайского края;
круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах региона;
закономерности развития экосистем края;
основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства края;
основные природоохранные мероприятия в регионе;
принципы рационального природопользования в крае;
условия устойчивого развития человечества в регионе.
Уметь:
характеризовать различные местные биоценозы - леса, луга, болота, водные биоценозы;
работать с гербариями, коллекциями, определителями, справочной литературой;
определять и узнавать основные виды растений и животных своего места проживания;
анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;
проводить простые физические, химические и биологические анализы воды и воздуха в лабораторных и полевых условиях;
оценивать общее экологическое состояние экосистем края на основе биоиндикации;
проводить практическую работу по посадке деревьев, уборке территорий и т. д.;
объяснять взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды региона;
наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
распознавать и описывать наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
определять принадлежность местных биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
проводить самостоятельный поиск экологической информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых местными растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
' - рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание программы
5 класс
Предмет и задачи экологии Алтайского края (1 ч.)
Экологические знания - основа грамотного взаимодействия человека с окружающей средой, рационального природопользования.
Влияние человека на природу Алтайского края (2 ч.)
Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека к природе. Уничтожение природы человеком. Загрязнение воздуха и воды, промышленно-бытовые отходы. Виды деятельности человека, улучшающие и ухудшающие состояние почвенного покрова в Алтайском крае. Куда и как исчезают пригодные для земледелия почвы. Окультуренные почвы. Хозяйственное отношение к почвам - залог благосостояния сельского жителя в Алтайском крае.
Природные сообщества Алтая (биоценозы) (1 ч.)
Многообразие биоценозов Алтайского края. Биоценозы своей местности.
Экосистемы Алтая (биоценоз + факторы неживой природы = экосистема)(1ч.)
Многообразие экосистем Алтайского края. Экосистемы своей местности. Человек - часть живой природы (2 ч.)
Деятельность человека по спасению природы своего края. Заповедники и .заказники Сибирского региона. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека на природе: в лесу, на воде, во время отдыха и туристических походов, во время сбора ягод и грибов. Экологические праздники и их значение для защиты природы Алтайского края.

Рекомендуемая практическая деятельность (7 ч.):
- Рисунки домов, в которых хотелось бы жить и которые больше всего подходят к природным условиям Алтайского края.
- Рисунки сезонной одежды, наиболее подходящей к природным условиям Алтайского края.
- Рисунки парков, скверов, цветников, которые хотелось бы иметь в своем городе (селе), пришкольном участке.
- Рисунки на тему «Красота и гармония в природе».
- Экскурсии с целью ознакомления с источниками загрязнения и случаями уничтожения природы.
- Рисунки источников загрязнения и примеров уничтожения природы.
- Озеленение и уборка территории, разбивка цветников и другие практические мероприятия, направленные на защиту природы и улучшение условий жизни человека, растений и животных.
- Составление схем пищевых связей природных сообществ своей местности.
- Написание сочинения на тему «Каким бы я хотел видеть свой город (поселок)».
- Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками.
- Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.
- Наблюдение за расходом воды, электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.
- Подкармливание птиц зимой.
6 класс
История взаимоотношения общества и природы Алтайского края (2 ч.).
Значение природной среды и природных ресурсов для человека. Понятие об антропогенном факторе. Значение изучение исторического опыта взаимоотношения общества и природы. Понятие об исторической экологии. Памятники природы на Алтае и в Сибири.
Экологические факторы, определяющие жизнь и рост растений в Алтайском крае (2 ч.).
Разнообразие жизненных форм растений в крае. Роль листопада в жизни растений (почему нельзя жечь листья). Дикорастущие, культурные и сорные растения Алтая. Цветочные растения, их история и особенности выращивания в условиях умеренно-континентального климата. Использование цветочных растений. Грибы, встречающиеся на территории Сибири и Алтая (1 ч.).
Практическое их использование. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов (как и где можно собирать грибы). Редкие и исчезающие растения Алтайского края (2 ч.).
Растительные сообщества Алтайского края. Искусственные сообщества (поле, сад, огород) как примеры управляемых человеком растительных сообществ. Редкие и охраняемые растения Алтая и Сибири. Красная книга Алтайского края. Книга «Редкие и исчезающие растения Сибири». Меры охраны растительного мира в Алтайском крае. Контроль и наблюдения за состоянием растений. Рекомендуемая практическая деятельность (7 ч.):
Экскурсии на места археологических раскопок, в краеведческий и исторический музеи.
- Экскурсии в Ботанический сад, дендрарий, заповедник, заказник.
- Экскурсия на тему «Установление причин, приводящих к гибели или угрозе гибели растений нашей местности».
- Изучение истории преобразования ландшафтов Алтайского края.
- Проведение фенологических наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений Алтайского края.
- Составление гербария сорных, дикорастущих и культурных растений Алтайского края.
- Составление коллекций семян дикорастущих и культурных растений края.
- Организация выставки редких и охраняемых растений вашей местности (рисунки, фотографии, плакаты и др.).
- Выращивание цветочных растений.
- Проведение обрезки деревьев и кустарников дендрария, плодового сада, пришкольного участка. Весенняя
и осенняя посадка деревьев и кустарников.
- Создание экологических троп в ближайшем местном окружении.
- Исследовательская работа: составление списков дикорастущих, культурных, лекарственных,' сорных, редких и охраняемых растений своей местности.
- Школьная конференция по теме «Охрана растений нашей местности».

7 класс
Экология организмов (1ч.).
Взаимоотношение организма с окружающей средой. Экологические факторы. Изменчивость природной среды и реакция организма на изменение условий жизни. Экосистемы Алтайского края.
Животные Алтая и Сибири (1 ч.).
Их роль в природе. Среда обитания и особенности существования в условиях умеренно-континентального климата. Предельные условия существования животных в Алтайском крае. Жилища животных. Сезонные изменения в жизни животных края (спячка, оцепенение, миграции). Популяции животных Алтайского края, их численность (как и почему меняется численность животных).
Взаимосвязь и взаимозависимость животных с другими организмами, обитающими в биоценозах (1 ч.).
Пищевые связи в местных биоценозах. Влияние человека на жизнь местных биоценозов.
Редкие и истребленные человеком животные Сибири (1 ч.).
Дикие и домашние животные; их взаимоотношения с человеком. Охрана животных Алтайского края. Воспроизведение ценных видов животных в Сибири. Красная книга Алтайского края. Заповедники. Заказники. Питомники. Охотничьи хозяйства. Их роль в изучении и охране животного мира Алтайского края.
Рекомендуемая практическая деятельность (4,5 ч.):
Изучение и описание природных экосистем Алтайского края.
- Изучение трофических связей и составление пищевых цепей в экосистемах Алтайского края.
- Изучение результатов воздействия человека на природные экосистемы Алтайского края.
- Проведение сезонных наблюдений за животными родного края. Составление фенологических таблиц.

8 класс
Биологическая экология человека
Человек не царь природы, его место в окружающем мире, а не над ним (1 ч.) .
Окружающая среда и здоровье человека в Алтайском крае. Из истории развития взаимоотношений человека с природой в условиях Сибири. История развития представлений о здоровом образе жизни в крае. Влияние местных климатических факторов на здоровье населения.
Местные экстремальные факторы окружающей среды и их влияние на здоровье людей (1 ч.).
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Чужеродные примеси пищи в Алтайском крае. Особенности влияния окружающей среды в Алтайском крае на некоторые железы внутренней секреции человека. Рекомендуемая практическая деятельность (4 ч.):
- Определение содержания нитратов в растениях.
-- Определение кислотности почвы.
- Изучение интенсивности эрозии почв Алтайского края.
- Составление проектов древесно-кустарниковых насаждений вокруг предприятий и автотрасс с учетом газоустойчивости растений.
- Определение качества воды по физическим свойствам.
- Разработка и обоснование правил поведения в лесу и на водоеме (реке).
- Изучение промышленных и других источников загрязнения окружающей среды в Алтайском крае.
- Оценка состояния собственного физического здоровья.
- Оценка подготовленности собственного организма к занятиям физической культуры,
- Оценка состояния собственного противоинфекционного иммунитета.
- Семейное наследование признаков здоровья и болезни.
- О чем может рассказать упаковка (научить школьников использовать информацию о продуктах питания).
- Оценка температурного режима учебных помещений своей школы.
Рекомендуемая проектная деятельность:
- Разработка проектов по расчетам количества бытовых отходов и способов их утилизации.
- Влияние природно-климатических условий на разные группы населения вашего региона (на равнине и в горах).
- Мои этнические корни. Этнография моей семьи.
- Климатические курорты нашего региона.
- Прогноз погоды устами медика.
- История возникновения экологических проблем нашего региона.
- Наиболее актуальные экологические проблемы нашего региона.
- Блюда национальной кухни в нашем регионе: попытка объяснения вековых традиций.

Используемая литера тура:
1.Алексеев С. В. Экология: наука и область образования СПб: СПГУПМ341994."- 56 с.
2.Бабенко В. Г., Богомолов Д: В., Шаталова С. П., Шубин А.О. Экология животных: пособие для учащихся у класса / Под ред. д-ра биол. наук, проф. Н. М. Черновой. - М.: Вентана-Граф, 2ОО1.
3. Былова А. М., Шорина Н. И. Экология растений: пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. д-ра биол. наук, проф. Н. М. Черновой. - М.: Вентана-Граф, 2ОО1.
4. Зверев А. Т. Экология. Учебная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: ОНИКС - XXI век, 2003- - ; 3-24-
5.Программно-методические материалы. Экология. 5-и классы. - М.: Дрофа, 1998.
6.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение 5 класс. Биология 6 -9 классы. - М.: Дрофа, 2001. - С.
7. Программы общеобразовательных учреждений. Естествознание 5 класс. Биология 6-9 классы / Автор-составитель программ Д; И. Трайтак. - М.: Мнемозина, 2ОО1.
8. Сухова Т. С, Строганов В. И. Природа. Введение в биологию и экологию: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. Н. М. Черновой. -М.: Вентана-Граф, 2001.
9. Федорова М. 3., Кучменко В. С, Лукина Т. П. Экология человека. Культура здоровья: учебное пособие для уча-
Тематическое планирование уроков экологии Алтайского края 5 класс.
Тема 1. Предмет и задачи экологии
Алтайского края.

№ урока
Тема урока
Оборудование
Дополнительная
литература
Домашнее
задание
Сроки

1/1
Предмет и задачи экологии Алтайского
края.

Учебники экологии растений и животных.
Выучить определения



Тема 2. Влияние человека на природу
Алтайского края.

№ урока
Тема урока
Оборудование
Дополнительная
литература
Домашнее
задание
Сроки

2/1
Природа и человек.
Тетрадь, ручка, карандаш.
Учебники экологии растений и животных.
Записи в тетради.


3/2
Экскурсия с целью ознакомления с источниками загрязнения и случаями уничтожения природы.





4/3
П.р.1 Рисунки источников загрязнения и примеров уничтожения природы.
Бумага, карандаши, краски.





Тема 3. Природные сообщества Алтая (биоценозы).
№ урока
Тема урока
Оборудование
Дополнительная
литература
Домашнее
задание
Сроки

5/1
Многообразие биоценозов
Алтайского края. Биоценозы
своей местности.
Плакаты, д/ф.
Учебники экологии растений и животных.
Нарисовать биоценоз
Своей местности.


6/2
П.р.2 Составление схем пищевых связей природных сообществ своей местности.
Комплект карточек «Пищевые цепи».
Растения и животные лесов Западной Сибири.
Приготовить свой набор карточек.



Тема 4. Экосистемы Алтая (биоценоз + факторы неживой природы = экосистема).

№ урока
Тема урока
Оборудование
Дополнительная
литература
Домашнее
задание
Сроки

7/1
Многообразие экосистем
Алтайского края. Экосистемы
своей местности.

Учебники экологии растений и животных.
Привести примеры экосистем своей местности.



Тема 5. Человек часть живой природы.

№ урока
Тема урока
Оборудование
Дополнительная
литература
Домашнее
задание
Сроки

8/1
Деятельность человека по спасению природы своего края. Заповедники и заказники Сибирского региона.
Набор открыток «Алтайский заповедник», д/ф.
Учебники экологии растений и животных, энциклопедия природы.
Сообщение о заповедниках Алтая или охраняемых растениях и животных.



9/2
Понятие об экологической культуре человека.

Экологические акции в школе.
Разработать правила поведения человек на природе.


10/3
Написание сочинений на тему «Каким бы я хотел видеть своё село».





11/4
П.р.3 Рисунки домов, в которых хотелось бы жить и которые больше всего подходят к природным условиям Алтайского края.
Бумага, карандаши, краски.




12/5
П.р.4 Рисунки сезонной одежды, наиболее подходящей к природным условиям Алтайского края.
Бумага, карандаши, краски.




13/6
П.р.5 Подкармливание птиц зимой.
Кормушки для птиц и корм.




14/7
П.р.6 Рисунки парков, скверов, цветников, которые хотелось бы иметь в своём селе, пришкольном участке.
Бумага, карандаши, краски.




15/8
П.р.7 Уход за комнатными растениями.

Книги по уходу за комнатными растениями.
Сообщение о комнатных растениях.


16/9
П.р.8 Озеленение и уборка территории, разбивка цветников (озеленение помещения школы).





17/10
Итоговое занятие.








Экология Алтайского края 6 класс.

Тема 1. История взаимоотношения общества и природы Алтайского края.

№ урока
Тема урока
Оборудование
Дополнительная
литература
Домашнее
задание
Сроки

1/1
Значение природы для человека.

Биология в таблицах.
Написать сочинение «Природа и человек».


2/2
Понятие об антропогенном факторе.

Биология в таблицах.



3/3
Понятие об исторической экологии. Памятники природы на Алтае и в Сибири.

Энциклопедия природы.
Сообщение по теме.




Тема 2. Экологические факторы, определяющие жизнь и рост растений в Алтайском крае.

№ урока
Тема урока
Оборудование
Дополнительная
литература
Домашнее
задание
Сроки

4/1
Разнообразие жизненных форм растений в крае. Роль листопада.
Таблицы, гербарий.
Энциклопедии природы.
Учебник «Экология растений».
Сообщение о растениях своей местности.


5/2
Дикорастущие, культурные и сорные растения Алтая.
Гербарий.
Энциклопедии природы.
Учебник «Экология растений».
Сообщение о растениях своей местности.


6/3
Цветочные растения, их история и особенности выращивания.


Сообщение о растениях своей местности.


7/4
Использование цветочных растений.





8/5
П.р.1 Проведение фенологических наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений Алтайского края.





9-10/
6-7
П.р.2 Составление гербария растений Алтайского края





11-12/
8-9
П.р.3 Составление коллекций семян дикорастущих и культурных растений края.










Тема 3. Грибы, встречающиеся на территории
Сибири и Алтая.
№ урока
Тема урока
Оборудование
Дополнительная
литература.
Домашнее
задание
Сроки

13/1
Грибы в Алтайском крае. Их практическое использование.
Коллекции муляжей грибов, таблицы.
Энциклопедии природы.
Учебник «Экология растений».
Сообщение о грибах своей местности.


Тема 4. Редкие и исчезающие растения
Алтайского края.
№ урока
Тема урока
Оборудование
Дополнительная
литература
Домашнее
задание
Сроки

14/1
Растительные сообщества Алтайского края.

Энциклопедии природы.
Учебник «Экология растений».
Сообщение о растениях поля, сада, огорода. Стихи. Загадки.


15/2
Редкие и охраняемые растения Алтая и Сибири. Красная книга. Меры охраны растительного мира.
Коллекции открыток.
Энциклопедии природы.
Учебник «Экология растений».
Красная книга.
Разработать меры охраны растений. Организация выставки.


16/3
П.р.4 Посадка деревьев и кустарников.





17/4
Итоговое занятие. Конференция по теме «Охрана растений нашей местности».






Экология Алтайского края 7 класс.
Тема 1. Экология организмов (4 часа)
№ урока
Тема урока
Оборудование
Дополнительная
литература
Домашнее
задание
Сроки

1/1
Взаимоотношения организма с окружающей средой.





2/2
Экологические факторы. Реакция организма на изменение условий жизни.





3/3
П.р.1 Изучение и описание природных экосистем Алтайского края.





4/4
П. р.2 Проведение сезонных наблюдений за животными родного края. Составление фенологических таблиц.






Тема 2. Животные Алтая и Сибири (3 часа)

урока
Тема урока
Оборудование
Дополнительная
литература
Домашнее
задание
Сроки

1/5
Среда обитания и особенности существования, животных в Алтайском крае.





2/6
Жилища животных.
Таблицы.

Сообщения, рисунки


3/7
Сезонные изменения в жизни животных края






Тема 3. Взаимосвязь и взаимозависимость животных (4 часа)

урока
Тема урока
Оборудование
Дополнительная
литература
Домашнее
задание
Сроки

1/8
Взаимосвязь и взаимозависимость животных с другими организмами.





2/9
Пищевые связи в местных биоценозах.
Карточки.




3/10
П.р.3 Изучение трофических связей и составление пищевых цепей в экосистемах Алтайского края.





4/11
Влияние человека на жизнь в местных биоценозах.


Сочинение.


Тема 4. Редкие и истребленные человеком
животные Сибири (6 часов)

урока
Тема урока
Оборудование
Дополнительная
литература
Домашнее
задание
Сроки

1/12
Дикие и домашние животные, их взаимоотношения с человеком.





2/13
Охрана животных Алтайского края.
Таблицы, наборы открыток.
Красная книга.
Сообщение.


3/14
Воспроизведение ценных видов животных в Сибири.





4/15
Красная книга Алтайского края. Заповедники. Заказники.
Таблицы, наборы открыток.
Красная книга.
Сообщение.


5/16
П.р.4 Проведение сезонных наблюдений за животными родного края. Составление фенологических таблиц.





6/17
Итоговое занятие (проведение игры).





Экология Алтайского края 8 класс
Биологическая экология человека (17 часов)


урока
Тема урока
Оборудование
Дополнительная литература
Сроки по плану
Сроки фактические


Человек не царь природы, его место в окружающем мире, а не над ним (1 час)





1/1
Окружающая среда и здоровье человека в Алтайском крае






Местные экстремальные факторы окружающей среды и их влияние на здоровье людей (1 час)





1/2
Природные и антропогенные факторы, в крае влияющие на здоровье человека.






Практическая деятельность (8 часов)





1/3
Определение содержания нитратов в растениях.





2/4
Определение кислотности почвы





3/5
Определение качества воды по физическим свойствам





4/6
Оценка состояния собственного физического здоровья.





5/7
Семейное наследование признаков здоровья и болезни.





6/8
О чем может рассказать упаковка.





7/9
Оценка температурного режима учебных помещений своей школы.





8/10
Разработка и обоснование правил поведения в лесу и на водоеме (реке).







Проектная деятельность (7 часов)





1-4/
11-14
Составление проектов по темам «Экология человека»





5-6/
15-16
Защита проектов





17
Итоговое занятие. Игра «Поле чудес»





























15