ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением отдельных предметов
141120 г. Фрязино, Московской области, ул. Дудкина, 12. Тел. (8-496)564-15-42; 564-15-43. Факс 8-496-564-15-42
Утверждено
Решением
ШМО классных руководителей
среднего звена 26.09.2009.
Директор МОУ СОШ № 3 Жадова В.М.
ПРОГРАММА
Воспитание личности в условиях организации
ученического самоуправления
Срок реализации: 3 года
Для детей 11-15 лет
Автор:
Педагог дополнительного образования Минаева О.И.
Данная программа является частью воспитательной программы
МОУ СОШ № 3 города Фрязино Московской области и соответствует требованиям действующих законов и локальных актов, регулирующих деятельность образовательных учреждений; направлена на разновозрастной коллектив учащихся 5-8 классов.
В последние годы идея самоценности детства, самоопределения и самоактуальности личности динамична и толерантна. Реализация этой идеи является основной задачей воспитательного процесса, где воспитание рассматривается как целостная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловечности и отечественности. Воспитательный процесс- это совместная деятельность детей и взрослых, осуществляющаяся через различные формы организации воспитательной деятельности, и эффективна тогда, когда учтены сущностные характеристики, вариативность, открытость, разнообразие, саморегуляция и саморазвитие. Поэтому основная идея программы направлена на обучение ребенка социальным умениям, умению осуществлять свой выбор, умению развивать свои силы и способности, понимать и принимать других, адекватно оценивать свои силы, контролировать себя, умение адаптироваться к социальным условиям, иметь гражданскую позицию.
Включение среднего звена в процесс воспитания личности сложен, противоречив в силу возрастных особенностей обучающихся. Таковыми особенностями являются:
потребность быть взрослым, т.е. самостоятельным, независимым в
реализации своих интересов;
восприятие себя как ценного, любимого товарищами, родителями, но родители утрачивают свою значимость;
начало и поиск интенсивной деятельности – от учения и общественных дел до бродяжничества и мелких нарушений;
обострение разделения групп общения по признаку пола, по содержанию;
размягчение заданной школьными правилами нормативности;
развитие мотивации общения от «быть вместе» до стремления к признанию в группе, самоутверждение;
ожидание от учителя справедливости, умение удивить тем, что ценится, организация интересной деятельности;
начальный этап потери значимости учения.
Современный ученик более подвижен и интеллектуально и физически, а значит, способен задавать более высокий темп деятельности. Его отличает большая информированность, что определяется быстрой адаптацией в мире информационных технологий, стремлений устанавливать новые коммуникативные связи. Он избирателен и раскрепощен, тяготеет к либерально – потребительской системе ценностных ориентиров, основу, которой составляет ориентация на получение дивиденда от всего, что его окружает. Следовательно, в этом возрасте идет развитие социальности и индивидуальности подростка, поэтому для успешной адаптации необходимо создание среды для его самореализации. Этой средой является детский коллектив во главе с педагогом дополнительного образования и социально- значимое дело - организация ученического самоуправления Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг и игра-конкурс «Класс года», «Ученик года», которые объединились едиными целями и задачами.
Самоуправление - достаточно эффективная форма, позволяющая создать благоприятные условия для гражданского воспитания подростка. Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать на себя ответственность и определенные обязательства выполнять их, с другой – подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с групповыми и общественными.
Участвуя в самоуправлении, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества, приобретает возможность продемонстрировать уникальность своей личности.
Пройдя этапы ученического самоуправления в среднем звене (где для подростка 5 класса самоуправление - это процесс подражания, и он действует по готовому образцу, в 6 классе - частичная самостоятельность, в 7,8 – полная самостоятельность), дети как правило знают, что делать и готовы работать уже теперь в школьном самоуправлении.
С развитием самоуправления непременно меняются отношения детей и педагогов. Сотрудничая, дети и взрослые становятся ближе друг к другу, а атмосфера в школе – родной и домашней. Ученическое самоуправление среднего звена включает в себя то, что интересно и в чем могут проявить себя дети согласно своим возрастным особенностям и существует исключительно для, во имя детей и при их непосредственном участии.
Важнейшей функцией самоуправления является сплочение коллектива. А способ – игра. Игра - это не просто интересная жизнь, это серьёзная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Игра создает условия для развития личностных качеств, является фактором социального развития, проектированием своей собственной деятельности; дает возможность помочь гражданскому становлению; способствует физическому, психическому, нравственному развитию; является средством развития коммуникативных, индивидуальных качеств с помощью знаний, умений, направленных на организацию и сплочение коллектива.
Программа не имеет фиксированных сроков завершения и последовательного перехода из одной стадии в другую, она постоянно находится в процессе конструирования возможности будущих ситуаций и нахождений альтернатив. Данная модель имеет все предпосылки организации ученического самоуправления и полностью соответствует основным принципам и требованиям: научная обоснованность, четкая структура, нормативно-регламентирующая база, наличие педагогических целей и кадров, материально - техническое обеспечение.
Целеполагание
Цель:
Воспитание свободной и ответственной личности, готовой к самоопределению и самореализации на основе активной социальной практики.
Задачи:
Образовательная:
Изучение и разработка нормативно - правовой базы и активизация полученных знаний в практической деятельности.
Обучение основ активной социальной практики.
Развивающая:
Создание условий для самоопределения, самореализации детей в процессе активной познавательной и творческой деятельности.
Овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, репродуктивная и продуктивная индивидуальная, коллективная деятельность.
Ориентирование обучающихся на ценностное восприятие окружающего мира.
Воспитательная:
Содействие защите прав, достоинства и интересов детей.
Формирование основ гражданственной, социальной и правовой культуры.
Развитие навыков индивидуальной и групповой работы, чувства ответственности за свои действия, за общее дело.
Содержание программы
Чтобы определить основное содержание программы, необходимо выявить направления работы педагога дополнительного образования, которые позволят ему в конечном итоге наполнить деятельность необходимым содержанием. Основные направления деятельности:
выявление социальных групп, которые являются основными и активными участниками самоуправления;
установление сфер деятельности, в которых оно возможно и целесообразно с педагогической точки зрения;
определение стиля и формы, в которой ученическое самоуправление максимально эффективно в условиях образовательного учреждения.
Выполнив поэтапный процесс организации деятельности, можно говорить и о содержании программы, основу которого составляет:
Организация ученического самоуправления – Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг.
Проведение конкурса «Класс года», «Ученик года»
1. Организация ученического самоуправления –
Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг Для создания модели ученического самоуправления Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг , использована игровая модель «Класс- город». Эта модель самоуправления ориентирована непосредственно на организацию жизнедеятельности на уровне первичного коллектива, с учетом возрастных особенностей. Именно учет этих особенностей позволяет педагогу дополнительного образования регулировать содержание деятельности подростка и распределение обязанностей и групповых поручений.
Основные принципы игры «Класс город»
принцип сотрудничества
принцип свободы
принцип ответственности
принцип доверия
Игровая модель «Класс- город» создана в каждом классе и представляет собой следующую структуру:
Структура городской администрации Класса-города.
Высший орган собрание класса
1.2 Структура ученического самоуправления
Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг
1.3. Высший орган самоуправления учащихся – конференция, которая созывается 2 раза в течение учебного года. Участниками конференции являются делегаты (городская администрация) от классов (городов), не входящие в состав «Совета мэров», а также классные руководители и педагог дополнительного образования.
Постоянно действующим органом самоуправления учащихся является Координационный совет учащихся - Малый совет, который формируется из представителей классов (городов) 3-5 человек и является непосредственным организатором конкурса «Класс года»
Из членов «совета мэров» формируется комитеты: по образованию и науке, труду и социальной защите, здоровью и спорту, патриотическому воспитанию, информации и печати, культуре. Каждый комитет выбирает глав, которые входят в «малый совет лидеров».
Малый совет является основным жюри конкурса, собирается 2 раза в месяц и в свой состав включает: глав администраций, педагога дополнительного образования, Совет мэров (городов) классов. Совет мэров информирует «малый совет лидеров» о проделанных делах (города) класса.
Координирует работу совета мэров председатель Координационного совета, который выбирается на конференции.
Информирование о работе органов «Совета мэров» и конкурса «Класс года» осуществляется через комитет по информации и печати (стенд, газета «Школьное время», молнии, радиопередачи).
Функции, полномочия, содержание работы комитетов, органа ученического самоуправления определены в положении и утверждены конференцией обучающихся среднего звена.
Календарно - тематический план
Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг
Этап
Мероприятие
Содержание деятельности
Формы и методы
Сроки проведения
1 этап
предварительный
Подготовка локальных актов, документов
Изучение нормативно - правовых документов (Конституция РФ, Законы РФ, типовые положения, Устав ОУ, локальные акты).
оформление локальных актов, документации, регулирующих деятельность.
Работа с документами
1 четверть
Сентябрь
2 этап
Организационный
Организация самоуправления в первичном коллективе.
Формирование избирательных комиссий (в каждом классе).
Принятие Устава города (закона, девиза), название города, гимна, герба.
Выдвижение кандидатов на пост главы города (мэра) и глав комитетов и кандидатов в «Совет лидеров»
Проведение предвыборной компании кандидатов.
Выборы мэра города и глав комитетов городской администрации, представителей в «Совет мэров».
Формирование городской администрации.
Организация жизни местного сообщества и работа местного органа самоуправления.
Игровая модель «Класс город»
сентябрь,
Организация ученического самоуправления Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг
Ознакомление с локальными актами.
Выборы комитетов и глав
Выборы кандидатов на пост спикера «Совета лидеров».
Подготовка ученической конференции.
Заседание совет лидеров
Октябрь
Организация конкурса «Класс года».
Работа с документами
Октябрь
Конкурс атрибутов органа ученического самоуправления.
Конкурс
Октябрь
Проведение ученической, выборной конференции.
Конференция
Октябрь
3 этап
основной
Жизнедеятельность органов самоуправления
Работа органов самоуправления согласно утвержденному положению ученического самоуправления
(См. приложение).
Проведение и организация конкурса.
рейды за выполнением учащихся Закона РФ «Об образование»;
досуговые, интеллектуальные, спортивные мероприятий
(См.приложение)
2 – 4 четверть
(Ноябрь – апрель)
4 этап
заключительный
Подведение итогов
Проведение ученической, отчетной - перевыборной конференции
конференция
май
2.1. Содержание, организация и проведение конкурса «Класс года».
Конкурс проводится на основании приказа директора школы и локальных актов педагога - организатора, которые определяют стиль и формы, максимально эффективны в условиях образовательного учреждения. Участниками конкурса автоматически считаются учащиеся 5 -8 классов. Конкурс проводится в течение всего учебного года. Класс- победитель определяется по наибольшему количеству набранных балов.
Функции «Малого совета» в проведение конкурса «Класс года», «Ученик года»:
принятие заявок, регистрация участников конкурса,
определение критериев оценок,
организация конкурса «Класс года», «Ученик года», мероприятий, программ, игр в рамках конкурса,
анализ и обобщение результатов,
информирование участников конкурса через экран игры, листовки, радиопередачи.
Конкурс «Класс года», «Ученик года» активизирует организацию и проведение мероприятий, которые стали доброй традицией школы, позволяет более четко контролировать выполнение закона «Об образовании», способствует привлечению родителей к совместной деятельности в стенах школы. Критерии оценки участия класса в мероприятиях: артистизм; содержательность; находчивость; самостоятельность; художественное и музыкальное оформление; творчество; коллективизм; эрудированность; оригинальность, участие родителей.
Календарно - тематический план
организации и проведения конкурса «Класс года»
Этап
Содержание
Формы и методы
Срок проведения
1 этап - организационный
- Разработка локальных актов.
- Диагностика классов.
- Совещание классных руководителей.
- Создание органов самоуправления в классных коллективах.
- Выборы и начало работы органа самоуправления, жюри конкурса – «Малый совет».
- Презентация Классов городов.
Работа с нормативными документами.
Анкетирование.
Заседания «совета лидеров».
Конференция.
Сентябрь Октябрь
2 этап - основной
Смотр ученических коллективов:
Уровень воспитанности учащихся.
Участие класса в традиционных мероприятиях школы
(согласно плану работы)
3. Организация совместной работы с родителями, детской общественной организации и учреждения дополнительного образования
Рейды, операции помощи,
Спортивные, интеллектуальные, познавательные, фольклорные праздники. Викторины. Кругосветки. Конкурсы рисунков, плакатов.
Агитбригады.
Ноябрь -
март
3 этап заключительный
Финал. Подведение итогов.
Награждение.
«Последний герой -1» - интеллектуальная игра.
«Последний герой- 2» - военно–спортивная игра.
«Последний герой -3» -музыкально-театрализованная игра.
Торжественная линейка.
Апрель
май
Ожидаемые результаты:
5 класс:
Приобретение первичных навыков ученического самоуправления.
Приобретенное чувства ответственности за общее дело.
Формирование навыков индивидуальной работы.
6 класс:
Сформированная и развивающая личность в школьном пространстве.
Психологическая адаптация подростка возрастных особенностей.
Сформированные навыки групповой работы.
7-8 класс:
Приобретенные навыки школьного самоуправления.
Развивающаяся личность во внешкольном пространстве.
Осознание подростка себя гражданином, знающим основы гражданской, социальной и правовой культуры.
.
Использованная литература:
«Системный подход к организации воспитательной работе в школы». Выпуск №1, Нижний Новгород -2001.
Психопедагогика воспитания и обучения. С.Д.Поляков, Новая школа, Москва -2004.
«Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении». М. Издательский дом «Новый учебник» -2003.
Классному руководителю. Справочно – методическое пособие. Транзит-книга М.- 2003.
Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1. Москва- 2002.
Панов А.И. Воспитательная работа в общеобразовательном учреждении. Томск-2003.
Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление»:
«Хочу быть лидером», Выпуск- 2, Нижний Новгород-2004.
«Хочу быть лидером», Выпуск- 3, Нижний Новгород -2004.
« Тебе, вожатый!» Выпуск -1, Нижний Новгород, Педагогические технологии- 2003.
« Тебе, вожатый!» Выпуск-2, Нижний Новгород- 2004.
Фрицман И.И. Игры без проигравших. Нижний Новгород -2003.
Шмаков С.А. Учимся играя. Методическое пособие. «ЦГЛ» Москва -2003
Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М., Новая школа- 1994.
Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., Новая школа-1993.
Щуркова Н. Е.Собрание пестрых дел. Владимир-1993.
Конференция
(высший орган)
Малый совет лидеров
Совет мэров
Главы комитетов
Комитет здоровью и спорту
Комитет по патриотическому воспитанию
Комитет по информации и печати
Комитет по труду (старщие дежурные)
Комитет по образованию, науке
Комитет по культуре
Совет мэров
Педагог дополнительного образования
Схема 2Заголовок 1Заголовок 215