Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему Текст-рассуждение


КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС
Тема урока: «Что такое текст - рассуждение»
Тип урока: открытие нового знания.
Методы:
- частично – поисковый;
-наглядный;
- словесный;
- практический;
Цель: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить новым видом текста – рассуждения, развивать умение распознавать и составлять текст – рассуждение.
2. Развивающие: развивать умение и навыки работы с текстом.
3. Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать в малой группе, слушать товарищей, воспитывать любовь к природе.
Метапредметные:
- регулятивные – формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- познавательные – учить строить сообщение в устной форме, воспринимать смысл предъявляемых текстов, проводить сравнение и обобщать;
- коммуникативные – формировать умение принимать участие в работе малой группы, договариваться и приходить к общему решению.
Личностные – продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.
Предполагаемый результат:
- познакомятся со структурой текста – рассуждение.
- научатся распознавать тексты (повествование, описание, рассуждение)
- научатся составлять текст – рассуждение.
Оборудование: ИКТ, презентация, учебники, рабочие тетради.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
У. - Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости. Давайте улыбнёмся друг другу как наше ласковое солнышко весной и с хорошим весенним настроением проведем наш урок. Садитесь и начинаем наш урок.
У. - Я предлагаю вам отгадать весенний кроссворд.
2. Актуализация знаний и постановка целей урока
(На доске кроссворд, в который, по мере отгадывания загадок дети вписывают ответы)
У. - Прочитайте и отгадайте загадки.
Летит, а не птица, воет, а не зверь.
Тучи нагоняет, воет, задувает.
По свету рыщет, поет да свищет. (ветер) - глаголы
- Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? … (апрель) - существительные
Смастерим для птичек дом
С круглым маленьким окном.
Вот скворец сел на орешник,
Строим мы ему... (скворечник) - прилагательные
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна) - местоимения
Гнездышко из веток —
Для любимых деток.
Кто те детки-сорванцы?
Дружно просят есть... (птенцы)
У. Молодцы ребята. Отгадали все загадки! А теперь посмотрите внимательно, какое слово в середине кроссворда у нас получилось?
Д. — Текст.
У. – Правильно. А кто знает почему именно это слово выделено ключевым?
Д. — Я думаю сегодня будем говорить о тексте.
У. - А что вы знаете о тексте? Что такое текст?
Д. — Это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.
У. - Для чего нужны тексты?
У. - Теперь вспомним, какие типы текстов вы знаете?
Д. – Текст – повествование, текст – описание.
У. - А как вы думаете, бывают ли другие тексты?
Д. - Бывают.
У. - А какие?
У. – Да ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новым типом текста и узнаем, что такое текст - рассуждение.
У. – Какую цель мы поставим на урок.
Д. - познакомимся с новым типом текста;
- научиться различать текст – рассуждение;
- научиться составлять эти тексты;
У. – А кто будет нашим помощником?
Д. – учебник.
3. Работа над темой урока
У. Откройте учебник стр. 105, упр.180 Выполнение заданий к упражнению.
Прослушайте текст. ДИСК
У. – Определите главную мысль текста. В каком предложении она выражена?
Д. Сова – действительно уникальная птица.
У. – Определите значение слова уникальная по толковому словарю. (учебник стр.138 – единственный в своём роде, неповторимый)
У. Подберём синонимы к слову Самостоятельная работа.
У. – Какие доказательства приводит автор для подтверждения этой мысли?
У. –Как вы понимаете повернуть голову на 180 градусов. – Это два прямых угла. Моделирую.
У. – А можете ли вы дополнить доказательства уникальности совы?
Д - (сведения из интернета) ………………………….……………………….....
У. – В каком предложении дан вывод?
У. – Какой вопрос можно задать к данному тексту?
Обсуждение - что обозначает слово рассуждать?
Наблюдение над тем, в каких речевых ситуациях нам приходится рассуждать.
4. Чистописание.
У. Запишем в тетради число, классная работа. В первой строке пропишем сочетание букв ЧТ. Запишем слова ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, Обратите внимание слова пишутся раздельно , в два слова, это надо запомнить.
5. Основная тема - работа с текcтомУ. – Работа по карточкам. Найдите в них текст повествование.
Д. – Текст №2
У. – Почему так решили?
Д. – Можно поставить вопрос что произошло?
У. – Хорошо. А теперь попробуйте поменять местами предложения в тексте.
Д. – Не получается.
У. – Это ещё один признак текста повествования. События, о которых идёт речь в тексте повествовании нельзя поменять местами. Они следуют оно за другим в определённой последовательности. Ручейки не могут побежать раньше, чем пригреет солнышко. Птиц мы не можем встретить до того, как они прилетят. Продолжим нашу работу.
У. – Найдите предложение в тексте, которое отражает главную мысль.
Д. – Весна пришла.
У. – Молодцы. А как вы думаете, можно ли так озаглавить наш текст?
Д. — Да.
У. – Обоснуйте свой ответ. Запишите название текста. Найдите и прочитайте, о каких явлениях в неживой природе рассказывается в тексте.
Д. –Растаял снег. Ручейками сбежала талая вода.
У. – Запишите второе предложение в тетрадь. Найдите основу предложения. Определите части речи.
(Один учащийся выполняет задание у доски)
У. – Продолжаем работу с текстом. Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится о явлениях в живой природе.
Д. – Из теплых краев летят грачи.
У. – Запишите предложение в тетрадь. Найдите основу предложения. Определите части речи.
(Один учащийся выполняет задание у доски) ОЦЕНКА
6. Физкультминутка.
Потянулись, улыбнулись,
Покрутили головой,
Руки за спину, прогнулись,
Изогнулись тетивой.
Руки в боки, повороты,
Что там сзади – поглядим!
А теперь мы — самолёты!
Машем крыльями родным!
У. – Отложите карточку №2. Посмотрите на текст карточки №3. Определите вид этого текста.
Учащиеся. – Текст - описание.
У. –Почему вы так решили?
Учащиеся. – Можно поставить вопрос Какой?
У. – Попробуйте поменять местами предложения в тексте. Можно ли это сделать?
Учащиеся. – Можно.
У. –Это признак текста описания.
– Кто скажет какие праздники отмечают весной?
Д. – ………
Учитель. – А какие народные праздники вы знаете?
Д. – ………
У. Ребята, а кто помнит закличку, которую мы с вами учили на уроке литературного чтения в разделе Устное народное творчество?
Ой, весна моя,
Ты, весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Учитель. –А закличка, которую вы сейчас вспомнили, будет являться текстом?
Д. – Да.
У. – Чем он необычен?
Д. – Это стихотворный текст.
У. – Значит, текст может быть в стихах и прозе. (Словарь)
7. Закрепление изученного материала.
Посмотрите, какая схема у нас получилась на доске. Давайте ещё раз по схеме повторим, что мы знаем о тексте.
(Текст это несколько предложений, связанных по смыслу.
Текст можно озаглавить.
Тексты бывают: повествование, описание, рассуждение.
Текст - повествование отвечает на вопрос: Что случилось? Что произошло? Предложения в нём нельзя поменять местами.
Текст - описание отвечает на вопрос: Какой? Предложения в нём можно поменять местами.
Текст - рассуждение отвечает на вопрос: Почему?)
У. – Молодцы.
Давайте вспомним, какую куклу изготавливали на Руси с приходом весны.
Д. – Веснянку.
У. –Что мы знаем об этой кукле?
Д. –………
У. – А где еще мы сталкивались с куклой – оберегом и даже учились ее изготавливать?
Д. – На уроках ИЗО, технологии.
У. – Давайте посмотрим на экран и вспомним, как это было.
8. Работа с деформированным текстом. Рефлексия.
Следующая работа очень серьёзная. Будьте особенно внимательны.
Возьмите полоски с напечатанными предложениями. Снимите скрепку. Положите их перед собой. Внимательно прочитайте все предложения. А теперь расположите их так, чтобы из предложений получился текст. А чтобы текст не рассыпался, вы будете наклеивать полоски одну на другую. Делайте это очень аккуратно. По окончании работы вас ждет сюрприз.
(Дети самостоятельно склеивают полоски так, чтобы получился текст. На обратной стороне листа должно получится изображение куклы Веснянки.)
Учитель. - Давайте прочитаем, какой текст у нас получился.
- О чем говорится в нашем тексте?
- Как его можно озаглавить?
- Запишите название текста на своих листочках.
- Молодцы, ребята! А теперь переверните свои листочки и посмотрите, что у вас получилось на обратной стороне.
Учащиеся. – Изображение куклы Веснянки.
Учитель. - Поднимите свои листочки, повернитесь к гостям и покажите им, что у вас получилось. Свои работы вы покажите родителям.
- Понравился ли вам урок?
- Что понравилось больше всего?
- Что нового вы узнали на уроке?
9. Домашнее задание.
Откройте свои дневники и запишите задание на дом.
Р. т. стр. 55, упр. 119
Всем спасибо. Урок окончен
Карточка №1
На улице весна. В реке много рыбы. Дети идут в школу. Вчера мы учили стихотворение.
Карточка №2
Весна пришла. Растаял снег. Ручейками сбежала талая вода. Из теплых краев летят грачи. Они первые наши гости.
Карточка №3
Весна – волшебное время! Воздух влажный. Вечера восхитительные. Всюду весёлые взъерошенные воробьи.
Это в…сёлая задорная кукла.
Её делали м…л…дые девушки на прихо… в…сны.
Они д…рили её дру… другу с пожеланием счастья.
Ведь эта кукла считается оберегом мол…дости и кр…соты.
Список использованной литературы
В. Волина «Русский язык» учимся играя – Екатеринбург ТОО «Издательство АРГО» 1996
Занимательная грамматика – М., Омега 1995
Журжина Ш. В., Костромина Н. В. «Дидактический материал по русскому языку»
Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка/ Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.