Влияние элементов ритмической гимнастики на развитие чувства ритма и координационных способностей учащихся младшего школьного возраста
Влияние элементов ритмической гимнастики на развитие чувства ритма и координационных способностей учащихся младшего школьного возраста
Слугина Н.С.
Учитель Физической Культуры Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение Якутский Городской Лицей
В данной работе рассматривается влияние элементов ритмической гимнастики на уровень развития координационных способностей у учащихся начальных классов. Разработано содержание, формы и методы диагностического исследования координации, а так же раскрыта возможность применения данной методики у детей младшего школьного возраста. Адаптирована диагностика и разработана педагогическая методика обучения физическим упражнениям, направленных на координацию движений рук и ног, посредствам ритмической гимнастики, определены критерии эффективности.
Здоровье – самый драгоценный дар, который человек получает от природы. Если физическая культура просто важна для взрослого человека, то для детей всех возрастов она жизненно необходима. Но не только здоровье стоит за физической культурой. Теперь уже объективно доказано, что правильное формирование двигательной сферы ребенка является фундаментом для гармоничного развития личности, для наивысшего раскрытия и проявления потенциальных возможностей каждого человека, его способностей и талантов. Серьезной проблемой в условиях современного города является дефицит внимания родителей к своим детям и необходимость компенсации двигательного голода у детей в начальной школе. Все это усугубляется заполнением жизни детей общением с аудио, видео и компьютерной техникой. У таких детей, для укрепления и развития своего здоровья остается только одно – это урок физической культуры.
В процессе жизнедеятельности человека ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития. Вопрос ритма и его влияние на развития человека всегда интересовал педагогов, философов, психологов и представителей других наук. Ритм - это сложное многофункциональное явления природы, человечества и общества.
Ритмика лежит в основе таких занятий как аэробика, шейпинг, степ-аэробика, фитбол и других современных направлений физической культуры. В настоящее время в ранг спорта введена спортивная аэробика, по программе которой проводятся чемпионаты страны, мира. Поэтому школа, готовя учащихся к жизни, призвана обеспечивать и развивать определенный уровень ритмической подготовки, ритмического развития.[6]
Предпосылками для разработки методики введение элементов ритмики в уроки физической культуры в начальных классах явились:
1. Физические упражнения, которые подбирались с учетом анатомо-физиологических и психолого-педагогических особенностей школьников.
2. Принцип преемственности. Внедрение элементов ритмики в каждый урок физической культуры на протяжении всего года.
3.Психическая структура телесности – действия ребенка, связанные с движениями и телесными ощущениями, многократно повторяясь, постепенно переходят во внутренний план, формируясь в понятия.
4. Принцип организации. Элементы ритмики можно включать в разные части урока.
5. Музыка, которая имеет большое значение при работе с детьми школьного возраста.
6. Физическое воспитание детей должно быть креативным. [3]
Данная экспериментальная программа по ведению элементов ритмики проводилась 1 раз в неделю, в разных частях урока в зависимости от программного раздела.
В разделе гимнастика (3часа) упражнения проводились во всех частях урока в зависимости от поставленных задач, использовались разновидности ходьбы и бега в сочетании с музыкой, упражнения со скакалкой без музыки и с музыкой, упражнения танцевального характера.
В разделе школа мяча (5часов) упражнения проводились в подготовительной части урока, использовались упражнения с мячом, без музыки и с музыкой.
В разделе легкой атлетики (5часов) и подвижных игр (3часа) упражнения проводились в подготовительной части урока, использовались разновидности ходьбы с хлопками в ладоши и движениями рук, задание на отображение длительности звука, ритмичными упражнениями танцевального характера.
Элементы ритмики проводились под детскую музыку, которая учащимся нравится, которое мобилизует внимание занимающихся, отвлекая сначала от всего постороннего и подводя к основной части, к освоению нового, к собранному вниманию. К основной нагрузке музыка помогает подойти в приподнятом настроении, в состоянии повышенной работоспособности.
Музыкальное произведение должны быть с подчеркнутым акцентом сильных долей, четким «пульсом» мелодии. Под действием такой музыки улучшается техника выполнения движений, лучше идет освоение нового. [2]
Упражнения варьировались «от простого к сложному». Упражнения разбивались на комплексы, длительность которых зависела от раздела программного материала.
Для того чтобы выяснить действительно ли элементы ритмической гимнастики могут повлиять на формирование координации движений у детей младшего школьного возраста проводилось исследование. Были выбраны две группы детей младшего школьного возраста: контрольная группа (2а – 29 учащихся) и экспериментальная (2в – 29 учащихся). В обеих группах детям была предложена система тестов для определения ловкости и координационных способностей и упражнения для оценки ориентировочной способности. В экспериментальной группе дополнительно было проведено анкетирование.
При разработке и выборе контрольных заданий на определение координационных возможностей движений руками и совместных координированных действий рук и ног были взяты специальные упражнения в лицевой, вертикальной и горизонтальной плоскости. При определении уровня координации детей в зависимости от выполнения различных элементов использовались оценки от 1 до 3 баллов. Правильное одновременное выполнение оценивалось в 3 балла; неодновременное, но правильное – 2 балла; верное выполнение после повторного показа – 2 балла; неверное выполнение, симметричное- 1 балл.
А так же система тестов для определения ловкости и координационных способностей: челночный бег 3 раза по 10 м, статическое равновесие, подбрасывание и ловля мяча, отбивание мяча от пола, прыжки через скакалку, гибкость, которые оценивались временными и количественными показателями.
Оптимальные условия работы:
Для создания оптимальных условий при выполнении упражнений отводится отдельное место (на участке, спортивной площадке, в помещении и т.п.), чтобы дети могли сосредоточиться. Дети получают показ в замедленном темпе и словесное пояснение. Дети выполняют упражнения в выбранном ими темпе. При оценке не учитывается темп выполнения упражнения, амплитуда движения. При правильном выполнении упражнения детям предлагается его повторить в ускоренном темпе. Всего дается 3-4 повторения, оценивается лучший результат. [4]
При определении уровня координации детей в зависимости от выполнения различных элементов использовались оценки от 1 до 3 баллов. Правильное одновременное выполнение оценивалось в 3 балла; неодновременное, но правильное – 2 балла; верное выполнение после повторного показа – 2 балла; неверное выполнение, симметричное- 1 балл.
При определении ловкости и координационных способностей учащихся младшего школьного возраста применялись временные и количественные показатели
Количественные и временные показатели координационных способностей.
№
Баллы
Тесты
1 балл
2 балла
3 балла
1
ч/б оббегая кубики
Мал.
Дев.
Мал.
Дев.
Мал.
Дев.
11,4 и выше
12,2 и выше
11,0-10,5
11,7-11,1
10,1 и ниже
10,7 и ниже
2
гибкость
Мал.
Дев.
Мал.
Дев.
Мал.
Дев.
1 и ниже
2 и ниже
3-5 см
5-8 см.
7,5 и выше
11,5 и выше
3
Равновесие
1 – 7 сек.
8 – 16 сек.
17 - > сек.
4
Подбрасывания мяча
1 – 6 раз
7 – 15 раз
16 - > раз
5
Отбивания мяча от пола
1 – 6 раз
7 – 15 раз
16 - > раз
6
Скакалка за 15сек.
1 – 15 раз
16 – 35 раз
36 - > раз.
На констатирующем этапе педагогического исследования выявлен в основном средний и низкий уровень ритмической подготовки учащихся младшего школьного возраста.
После обучения произошли изменения на всех уровнях ритмической подготовки. В контрольной группе изменения были незначительные по сравнению с экспериментальной группой. Высокий уровень наблюдается в упражнениях на координацию движений руками в лицевой плоскости, а средний в горизонтальной и вертикальной плоскости так как наиболее сложные задание для выполнения. При совместных координационных действий рук и ног, наблюдается высокий уровень в лицевой плоскости, средний уровень в вертикальной и горизонтальной плоскости.
Учащиеся в экспериментальной группе показали хорошие результаты при выполнении заданий: челночного бега, гибкости. Средние показатели были выявлены на статическом равновесии, подбрасывании и ловли мяча, прыжки через скакалку, отбивание мяча от пола.
Таким образом, для того чтобы добиться более высоких результатов необходимо вводить элементы ритмической гимнастики на протяжении всего периода обучения в начальном звене на уроках физической культуры в школе.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Список используемых источников
Ивановская И.М. Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста. – Минск 2004г.
Каджаспиров Ю.Г., Музыка в спортивном зале// «Физическая культура в школе». - 1998 - №2 - С. 72-73.
Лисицкая Т.С. Теоретические предпосылки занятий фитнесом с детьми 6–9 лет. М.
Лях В.И. Критерии определения координационных способностей// Теория и практика физической культуры. - 1991.- №11.- С.17-20.
Роттерс Т.Т. Танцевальные упражнения в начальных классах// Физическая культура в школе. -1988.-№10. - С.32-34.
Роттерс Т.Т. Элементы ритмики на уроках в средних классах // Физическая культура в школе. -1988.- №2. -С. 27-33.
Светов М. Энергетика музыки. Могущество и волшебство звука.
Теплов Б.М. Избранные труды: В2т. – М.: Педагогика, 1981. – С. 14-222.
Root Entry