Современные технологии, как ориентиры в педагогической деятельности.

Лёвина Кристина Сергеевна
ГУ «Средняя школа №19 отдела
образования акимата города Костаная»

Современные технологии, как ориентиры в педагогической деятельности.


Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель, я употребляю это слово в широком смысле, может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества.

Н.К. Рерих


Возможно человек – это - то существо, которое живет в нашем мире для того, чтобы менять его. Сейчас трудно говорить, хорошо ли мы влияем на мир, или мир на нас.
Бесконечные конфликты, межрасовые войны уничтожают мир и человечество.
Какова роль современного учителя в мировом масштабе? Может быть, учить и прививать знания терпимости, понимания, миролюбия новому поколению?
Если бы у меня была возможность ограничить ребенка знаниями о мире, то я бы никогда не говорила о смерти, насилии, войнах и оружии. Ведь каждой правде свое время. Если бы мир вокруг был немножко прекрасней, то дети, которые учились в школе моей мечты, видели бы его только цветным и радостным. Кто-то скажет: «Это банальное видение и не реально уже что-то изменить». Нет, я думаю, что каждый из нас должен мыслить в этом направлении. Если будет так, то возможно еще у человечества появится тысячелетие, время, чтобы просто жить. Это и есть основные ориентиры, которые дают мне право, силы и возможности быть педагогом. Я считаю, что современный учитель, безусловно, при всей своей научной образованности имеет право и умение правильно мечтать. Ведь мечта - это видение чего-то безупречного, всегда может воплотиться в реальность, по-другому думать и видеть нельзя.
Сегодня уже ясно, что главная задача педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях современного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя, серую массу, но не активную личность. Моей главной задачей, как у современного педагога, является умение научить ученика самообразовываться. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Для достижения этого умения я думаю, можно потратить огромное количество времени. Поэтому педагог, идущий на это, должен расставить все точки и выявить реальные ориентиры в своей деятельности.
Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу, таких детей мы называем одаренными детьми. Но, есть масса и других детей, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как разбудить врожденную потребность в познании в таких детях? Как заинтересовать их в постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – ребенок будет учиться хорошо не потому, что за плохую «оценку» ругают родители, но потому, что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь личность, активно стремящуюся к самореализации. Именно поэтому, я строю образовательный процесс так, чтобы в первую очередь заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, чтобы показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности. Разрабатывая и углубленно изучая «Деятельностный подход на уроках истории с применением иновационных технологий», я выбрала направление моей методической работы. Цель работы заключается в том, чтобы сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности, в состав которой входят общие и специальные умения, которые позволяют сделать детей активными участниками учебного процесса, используя все возможные инновационные технологии.
     Безусловно, в своей работе я руководствуюсь основными Законами, концепциями, стандартами и программами в сфере образования. На основании Закона РК «Об образовании» и "Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года" основными направлениями политики в сфере образования являются:
формирование у обучающихся ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций;
формирование информационной культуры личности.
    Задача моей педагогической деятельности заключается в том чтобы создать все необходимые и возможные условия для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала.
В соответствии с основными направлениями политики в сфере образования, как учитель истории и обществознания я внедряю в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии, с помощью применения которых добиваюсь определенных результатов:
технология компетентностно-ориентированного обучения (например, метод проектного обучения);
информационно-коммуникационные технологии, которые формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер, делают школу для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность - средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого;
исследовательские методы в обучении, которые дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника; 
здоровье сберегающие технологии,  использование данной технологии позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении; 
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).  Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок;
технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. 
Ожидаемые результаты от использования современных образовательных технологий:
Повышение качества знаний учащихся.
Овладение учащимися ключевыми компетентностями.
Формирование научно-исследовательских навыков обучающихся.
Хочется рассказать о применении инновационных педагогических технологий и результатах в своей педагогической практике.
Научно-исследовательские работы с учениками.
 Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно-исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более положительная оценка на них, для детей значит очень много. Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному обществу. На сегодняшний день, помимо теоретической направленности моей методической работы я являюсь руководителем школьного научного сообщества «Знатоки». Уже на протяжении трех лет мы с учениками принимаем участие в городских, областных, международных конференциях научно- исследовательских проектов, где не безуспешно занимаем призовые места. Научно-исследовательский проект - это самостоятельная исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть своей работы; приводит различные сторонние точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер. Все исследовательские проекты ученики защищают с помощью презентаций, флипчартов, видеороликов. Любое начинание юного исследователя, с моей стороны всегда имеет поддержку, и помощь в достижении положительного результата.
Метод проектного обучения
      Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.
     Развивающие цели проектного обучения выражаются в успешном выполнении действий, относящихся к области:
логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения);
поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения задач, решение нестандартных задач, разработка плана решения, реализация плана решения с поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее рациональных способов действия).
     Осознавая концепцию современной школы, как школы не столько наделяющей выпускников конкретными знаниями и навыками, сколько закладывающей общую базу мышления и культуры, формирующей всесторонне развитого человека, создающей условия для дальнейшего развития в любом направлении, особое внимание мною уделяется воспитательной цели курса. Главными задачами работы в данном направлении являются:
воспитание инициативы, активности и самостоятельности обучающихся, способности к творческому сотрудничеству с осознанием ответственности за результат;
воспитание ответственного отношения к компьютерной технике, информационным системам, к продуктам интеллектуальной деятельности других людей, результаты общего труда.
     Проектная деятельность позволяет проявить себя:
индивидуально или в группе;
попробовать свои силы;
приложить свои знания и принести пользу;
показать публично достигнутый результат и получить удовольствие от проделанной работы.
Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важной прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
     При организации урока с использованием ИКТ я провожу как фронтальную, так и самостоятельную работу с учащимися, ограничивая её временными рамками, сочетая обсуждение темы работой в различных видах источников информации, в том числе и сети интернет.
     Безусловный интерес к исследованию, помогает так же желание детей смотреть фильмы, этот современный способ ненавязчиво вызвает их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвояемым, а затем, на этой базе строить ситуацию успеха ребенка.
      Несомненно, следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения компьютерных технологий. Если с нерабочим настроем детей и фразами «Ура! Сейчас кино будем смотреть!» удается справиться к второму-третьему уроку, то вскоре появляются проблемы иного рода. Они во многом связаны с тем, что интерактивные ресурсы созданы для усредненных школьников, но мы имеем дело с личностями. Кто-то из детей просто не успевает вникать в суть происходящего на экране, потому, что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Я корректирую фразы и подстраиваюсь под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор же этого не делает. Именно поэтому, на мой взгляд, компьютерные технологии, никогда не заменят живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Но не использовать возможности веб-ресурсов в современном образовании просто преступно. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора заслуживает вопрос о качестве ресурса. Наилучшим является тот, который учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей. Но не менее важно и то, как он будет «подан» детям. Я опробовала такой вариант использования интерактивного ресурса, подразумевающего звуковые ролики. Ресурс используется в процессе объяснения новой темы, причем, на доске заранее записываются вопросы, на которые дети должны ответить в результате просмотра ресурса. Таким образом, ученики заранее настраиваются на работу, выделение главного, размышление, а не праздно смотрят ролик. По мере просмотра может возникнуть необходимость записать что-то в тетради, поскольку зачастую пауз в ролике не делается, я считаю необходимым либо приостановить просмотр, а если это не возможно, наложением голоса учителя обратить внимание детей на тот или иной факт. Конечно, внимание детей будет несколько рассеяно, но вскоре, как видно из опыта, они привыкают слушать учителя и диктора одновременно. После просмотра ролика необходимо дать детям время подвести итоги, вновь обратиться к вопросам, заданным в начале объяснения новой темы, позволить им задать вопросы уточняющего характера и затем приступать к обсуждению. Естественно, следует варьировать качественные характеристики вопросов для старших и средних классов, добавляя по мере взросления детей аспекты проблемности.
Итоги использования компьютерных технологий таковы:
повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
расширение объёма предъявляемой учебной информации;
обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
Использование игр на уроках истории.
     Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Для того, чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться».
     В основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор темы. От коллектива ребят, занятых таким трудом требуется усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также разнообразные навыки и умения. Совместное обсуждение и оценка готовых игр приучает выслушивать критические замечания товарищей, думать над устранением недостатков, владеть различными формами устных публичных выступлений, приёмами риторики, культурой речи, умению принимать разные точки зрения.
     Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний.
     В дидактической и методической литературе по использованию игр в учебном процессе выделяют две группы:
малые дидактические игры; 
ролевые игры.
     Малые дидактические игры помогают учащимся усвоить большой хронологический, картографический, историко-культурный материал. Они направлены на усвоение характеристик исторических деятелей (формирование у учащихся логического мышления), исторических событий, памятников искусства, быта людей. Например, викторины:
"Знаешь ли ты этого исторического деятеля?”, 
"Откуда этот отрывок?” (на знание историко-художественной литературы), 
"О каком событии идёт речь?”, 
"Знаешь ли ты эти мифы?” и т. д.
     Учащиеся успешно отличают правду от вымысла (предлагаются задания найти и исправить ошибки в тексте, в картинах и зарисовках.) Особой популярностью пользуются у ребят игры, основанные на хронологическом материале: "Четвёртый лишний”, "Россыпь”, «Квартет”, "Рассыпанное предложение”, «Ассоциации». В среднем звене ребят захватывают интеллектуальные игры типа: "Счастливый случай”, "Что? Где? Когда?”, "Колесо истории”, "Своя игра” «Интеллектуальное казино».
Организуя игры на уроке можно прийти к выводу, что без учителя, без его поддержки, многие интересные начинания могут оказаться трудными и неосуществимыми для учеников. Ролевая игра, которая готовится в течение 2-3 недель, как правило, с учащимися старших классов, формирует умения анализировать исторические события, факты, причины, результаты и значения рассматриваемых событий, строить рассказ на основе нескольких источников знаний, а также давать оценку историческим событиям, деятелям, положению классов. ("Турнир ораторов”, Клуб путешественников”, "Путешествие в картинные галереи”, «Путешествие по историческим местам»). В содержании игры должен присутствовать конфликт мнений, точек зрения, то есть ролевая игра должна быть проблемной по своему содержанию.
Анализ учебной работы, методической литературы, школьной практики позволяет сделать выводы, что эффективность ролевой игры зависит от факторов:
- уровня сформированности исторических знаний;  - уровня сформированности умений и навыков учащихся;
- подготовки учащихся, включающей опыт исполнения исторических ролей, создание установки на игру.
     Для успеха ролевых игр учитель вначале опирается на группу хорошо успевающих ребят, проявляющих повышенный интерес к истории, к чтению художественно-исторической литературы, членов исторических кружков, постепенно расширяя круг участников.
      Учебные игры в разумном сочетании с другими приёмами и средствами обучения помогают интенсифицировать процесс обучения истории, успешнее решать задачи по формированию общеучебных и исследовательских умений и навыков, по формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности.
Использование системы интеллектуальных упражнений на уроке.
      При организации развивающего обучения учебная деятельность должна быть направлена на вооружение учащихся не только конкретными знаниями, но и комплексом интеллектуальных умений: умений проводить классификацию и обобщение фактов, абстрагировать, формулировать выводы; выполнять анализ эксперимента, формулировать проблему и решать её, планировать эксперимент, проводить эксперимент.
      Линия развития интеллектуальных умений включает: развитие речи устной и письменной, наблюдательности, формирование умений сравнивать, противопоставлять, анализировать, выделять главное, проводить обобщение, классификацию, умений проводить рассуждения от частного к общему и от общего к частному.
     Во внеклассной системе мною и моими соратниками по педагогической деятельности разработаны интеллектуальные игры, которые позволяют разнообразить жизнь школьников, вызвать интерес к познавательному общению, удовлетворить потребность учащихся в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Отличительной особенностью этих игр является возможность вовлечения каждого учащегося в активную работу. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Ведь игры только тогда дают результат, когда учащиеся играют с удовольствием. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде.
Использование технологии критического мышления на уроках.
Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженности к организационным общественным действиям и развитию критического мышления у других. Казалось бы «Зачем обучать учащихся критически мыслить?» На этот вопрос я получила ответ на первом этапе курсов III уровня «Лицом к лицу».
Критическое мышление вырабатывает: 
1) собственное мнение на основе осмысления различного опыта и идей; 
2) критически мыслящий ученик умеет выражать свои мысли ясно и уверенно;
3) критически мыслящий ученик умеет аргументировать свою точку зрения и учитывать точку зрения других;
4) критически мыслящий ученик способен самостоятельно обучаться;
5) критически мыслящий ученик умеет брать на себя ответственность за собственное обучение;
6) критически мыслящий ученик умеет участвовать в совместном принятии решения;
7) критически мыслящий ученик умеет конструктивно взаимодействовать с другими людьми. 
Планируя каждый урок, я опираюсь на модель современного урока, которая состоит из трёх этапов - «вызов-осмысление-рефлексия», подразумевающих развитие критического мышления. 
Результатом внедрения технологии критического мышления, в мою практическую деятельность, стали заметны изменения в проявлении у обучающихся мыслительных операций. Анализ и синтез, которые являются базовыми для формирования критического мышления, получили своё развитие таких умениях как: представление информации в виде схем, обработка текста, построение стратегий решения проблемы, общение со сверстниками, формулирование вопросов, адекватно реагировать на высказывания и мнения отличимые от собственных. Все эти умения позволяют обучающимся выстраивать свою учебную деятельность осмысленно.  Навыки критического мышления позволят в дальнейшем моим ученикам – ДУМАТЬ, РЕШАТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ! 
Подводя итог, хочу сказать, что необходимой работой учителя является самосовершенствование – как источник сил, знаний и умений.
Необходимы правильные ориентиры в нелегкой педагогической деятельности. И она становится легкой, когда виден результат пройденной работы - это знания учеников, которые в результате совместной с вами деятельности становятся современной, индивидуальной личностью.






















   








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15