Формирование ценностного отношения к родному краю через проведение музейных уроков изобразительного искусства
Рогожина Людмила Александровна – учитель изобразительного искусства, черчения и МХК высшей квалификационной категории МБОУ СОШ№8 округа Муром Владимирской области. Образование – Юрьев-Польское педагогическое училище, Столичная финансово-гуманитарная академия факультет «Дизайн». Педагогический стаж – 24 года. С 1989 года работаю по программе Б.М. Неменского, с 1990 организовала кружок по изобразительной деятельности «Талант с кисточкой». С 2010 года являюсь руководителем ГМО учителей изобразительного искусства, черчения и МХК, постоянным членом жюри окружных выставок детского художественного творчества.
Тема педагогического опыта
«Формирование ценностного отношения школьников к родному краю через организацию и проведение музейных уроков изобразительного искусства»
Рогожина Людмила Александровна
Округ Муром, Владимирская область
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»
Учитель изобразительного искусства высшей категории
2014 год
Содержание
1. Условия возникновения, становления опыта. 4-5
2. Актуальность и перспективность опыта. 5-8
3. Ведущая педагогическая идея. 8
4. Теоретическая база опыта 8-14
5. Новизна опыта. 14-15
6. Технология опыта. 15-21
7. Результативность 21-22
8. Адресная направленность. 22
9. Список литературы 22-23
10.Приложение №1 24
Музейные уроки в структуре тематического планирования по программе «Изобразительное искусство и художественный труд»
(под редакцией Б. М. Неменского)
11.Приложение №2 49
Конспекты музейных уроков
12. Приложение №3 60
«Формирование УУД за курс музейных уроков»
Условия возникновения, становления опыта.
Социальной средой становления опыта являются Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №8» округа Муром Владимирская область, учащиеся 1-8 классов по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд».
В настоящее время, когда происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни российского общества, возрождается интерес к национальной культуре, к ее богатым традициям, обрядам, обычаям. Сколько бы времени не проходило, культура народа, в которую вложены опыт и душа, будет волновать современного человека. Вот почему так интересно для детей приобщение к народным традициям. Прикоснуться к своему удивительному историческому прошлому ребенок может в школьных и городских музеях, а узнавая о своем историческом прошлом, ребенок приобщается к культуре родного края. Муром – древнейший город России, со своими богатым культурным наследием, огромной историей, памятниками архитектуры и зодчества, географическими особенностями, традициями быта и особенностями городских прадников. Несмотря на свой «возраст» – 1150 лет, Муром – современный город, с прекрасно развитой инфраструктурой. Душа русского народа и культура всегда соединяются между собой – это традиционно сохраняется в Муроме. Огромное достижение руководителей города, меценатов, спонсоров и простых людей – это сохранение краеведческого музея, создание выставочного зала, открытие Дома Народного Творчества, организация частных выставок, коллекций, центров русских ремесел.
Все перечисленные достоинства Мурома являются доказательством того, что именно в этом городе есть все условия для формирования ценностного отношения молодого поколения к родному краю. Данный опыт предлагает применять музейную педагогику в интеграции с уроками изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Школа расположена в современной части нашего города. Получилось так, что данный район оказался, удален от исторически-культурного городского центра. Согласно социально-психологическому паспорту школы, большинство учащихся живут в семьях, в которых родители главной целью жизни ставят перед собой трудовую занятость и материальный достаток. Степень образованности у большинства родителей средний, интерес к духовному развитию ребенка в каждой семье на различном уровне. Психофизиологические особенности учащихся, разная степень их культурного развития и творческого потенциала, закономерно требуют не только обеспечения эффективного учебного процесса для каждого ребенка или группы детей, но и учета различного уровня способностей и интересов к художественному творчеству. Становление таких способностей возможно при системном подходе и проведении музейных уроков изобразительного искусства.
Актуальность и перспективность опыта.
Формирование учебной мотивации – одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения. Формированию познавательных мотивов и приемов самостоятельного приобретения знаний способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Необходимость формирования у школьников активной жизненной позиции, высоких морально-этических принципов, возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, подготовка молодежи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственности определяют тему и цель опыта работы: «Использование музейной педагогики и музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе». Роль и значение музейной педагогики и музейных технологий возрастают в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодежи.
В массовой практике встречаются следующие противоречия и затруднения:
- между стремлением школы к осмыслению национальных традиций и стремительным падением элементарной культуры поведения, увлечением современной массовой культурой;
- между увлечением внешней привлекательностью работ, выполненных в рамках курса предмета «Изобразительное искусство» и технико-технологическими требованиями, которые предусмотрены в образовательном стандарте;
- между необходимостью формирования потребности в изучении истории, культуры родного края и отсутствием данного компонента в учебном плане школы.
В.В. Путин сказал, что «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Воспитание Гражданина через формирование ценностных отношений молодого поколения к Родине является общей целью образовательной системы России. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает, что одной из ключевых задач, составляющих структуру основы образовательной программы формирования всех разделов современной педагогики - является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества.
«Если стержневой концепцией работы с гражданским обществом будет идея формирования ценностного отношения к России, патриотического воспитания молодежи, то это можно только приветствовать. Это – признак здоровой, полноценной, современной страны», сказал президент Института национальной стратегии М. Ремизов
Автор программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменский в своей статье о воспитательном аспекте изобразительного искусства в школе, пишет: «…без таких ценностей, как человек, семья, труд, культура, отечество, земля, мир, не возможно существование Земли, человеческой цивилизации, без этих ценностей нет и не может быть порядочных людей, где бы то ни было, не может быть ни материальной культуры, ни нормальной экономики, ни нормального уровня жизни общества…» Поэтому столь важна задача воспитания нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии, высоконравственного, осознающего свою ответственность за свою судьбу, судьбу своего Отечества, своей малой Родины.
Изменения, происходящие в современном обществе, находят отражение в новых концепциях организации и осуществления учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Одним из направлений воспитательного процесса является музейная педагогика, которая развивается в русле проблем формирования ценностного отношения школьников к родному краю. Общеизвестно, что знания, связанные с сильными эмоциями, вызывающие отклик в душе воспитанника, усваиваются легче, «присваиваются» воспитанником. Интерес к проблемам духовности человека и общества является острой социальной необходимостью.
Воспитание личности средствами музейной педагогики дает возможность противостоять низкопробной массовой культуре, развивать интерес школьников к исконно русской культуре и искусству. С развитием общества подлинное народное искусство и народные обычаи во многом ушли из повседневной жизни и сохраняются, прежде всего, как календарные праздники, предметы декоративно-прикладного творчества. Данный материал можно считать актуальным в силу того, что большинство современных молодых людей интересуются историей и культурой своей страны, края. В связи с этим возникает необходимость в системном подходе к формированию ценностных отношений, неразрывно связанных с восприятием народного искусства через музейную педагогику.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании ценностного отношения к родному краю школьников через организацию и проведение музейных уроков.
Одной из главных педагогических задач в современной школе является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся были сформированы потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала. Немаловажным обстоятельством является то, что музейные уроки направлены на понимание важности историко-художественного наследия в становлении ценностей личности ребёнка.
Ценностное отношение - это субъективное отражение объективной действительности, отражающее многообразные связи человека с миром, как один из атрибутов социокультурного существования человека, в котором человек сам выступает носителем ценностного отношения к этому миру. Ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта, являясь историческим выражением общих установок своего времени, определяя характер культуры общества в целом. Ценностные ориентиры составляют содержание воспитательного аспекта. В предлагаемом курсе воспитание связано с культурой через изобразительное искусство и понимается как процесс обогащения и совершенствования духовного мира учащегося. Факты культуры становятся для учащегося ценностью, т.е. приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, развития его творческих сил и способностей.
Из всего вышеизложенного следует, что главная цель учителя состоит в том, чтобы через музейные уроки изобразительного искусства сформировать у детей ценностное отношение к культуре родного края.
Теоретическая база опыта
Детство – важнейший период человеческой жизни, связанный с самыми яркими и запоминающимися впечатлениями. Неповторимая, самобытная жизнь ребенка – это очень подходящее время для формирования ценностных отношений к жизни вообще.
Неоценимую помощь в процессе воспитания ребёнка в школе оказывает музейная педагогика, которая способна помочь ребенку стать личностью с истинными ценностями культурного человека. Она может помочь ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры.
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Первоначально оно трактовалось, как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися.
В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И постепенно получало все большее распространение. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 г. на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика является насущной практической задачей. По существу, отечественная теория музейной педагогики начала формироваться в конце XIX - начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И.М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев (М.В. Новорусский, М.С. Страхова, Н.А.Флеров и др.). В период становления музейной педагогики как научной дисциплины их взгляды, обогащенные сформировавшейся к концу 1980-х годов концепцией нового педагогического мышления, в основе которого лежали идеи гуманизации и гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям, стали особенно актуальными.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в школе, изменяющие их роль в музейно-педагогическом процессе.
Особенностью проведения уроков изобразительного искусства в форме музейных уроков является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы школьников, она стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных экспонатов.
Теоретической базой по организации и проведению музейных уроков и формирования ценностных отношений к родному краю через данную форму являются труды Столярова Б. А., Е.И. Ковычева., Галкинаой Т. В., Неменского Б.М.., Некрасовой-Каратеевой О. Л., М. В.Новорусского, Троянской С.Л., , А. В. Бакушинский, Г.Б.Великовской
Неменский Б.М. профессор, заслуженный художник России говорит о том, что
в наше время информатизации и глобальной визуализации культуры, музей значительно расширяет свое влияние на общество как информационно-коммуникационная система. Постигая глубинные смыслы культуры, человек получает возможность ориентироваться в культурном и историческом пространстве, приобретая ценностные качества полноценной личности.
Троянская С.Л. декан кафедры педагогики и педагогической психологии считает, что сложившееся противоречие между объективными возможностями музеев активно влиять на процесс формирования духовного мира человека, развитие его общекультурной компетентности и реальным уровнем их использования обусловило пристальное внимание к музейной педагогике как особой отрасли знаний, которой по силам эти противоречия разрешить.
Актуальность исследования проблемы развития общекультурной компетентности в процессе образования обусловлена социальным заказом образовательной системы, требующей подготовки творчески мыслящих людей высокого уровня культуры. Смена образовательной парадигмы поставила перед педагогической наукой проблему поиска путей соответствия образовательных технологий фундаментальным основам культуры как базы развития индивида.
В недавнем прошлом, отмечает Г.Б.Великовская, взаимодействие государственных музеев и образовательных учреждений строились в рамках изучения истории и культуры родного края. Был накоплен большой опыт методической и управленческой работы, который востребован всегда и особенно актуален в настоящее время. Широко освещен вопрос взаимодействия музея и школ во Франции, Германии, США. Б.А.Столярова «Теория и практика образовательной деятельности художественного музея». присоединяется к мнению, что взаимодействие музея с системой образования - это наиболее эффективное условие для формирования ценностного отношения к родному краю и Родины в целом.
А. В. Бакушинский уделял большое внимание роли педагога при проведении музейных уроков, ставя перед ним три обязательных условия:
уметь самому пережить произведение искусства;
знать историко-искусствоведческий контекст произведения;
иметь психологический подход к группе.
Он считал необходимым создать систему в области отечественного художественного воспитания, цель которого - формирование свободной творческой личности, способной к преобразовательной деятельности. Им были определены педагогические условия достижения этой цели:
-опора на потребности ребенка, исходя из специфики его возрастного развития;
-сотрудничество с педагогом;
-главное в постижении произведения искусства не знания, а переживание и проживание художественного образа.
Проведение музейных уроков не только увеличивает культурные ценности личности, но и формирует ценностное отношение у молодого поколения к своей Родине.
Методы работы музеев и методы педагогики имеют общие подходы: личностный, деятельностный, диалогический, коммуникативный, культурологический системный, средовой. Это позволяет при помощи музейных уроков удовлетворить жизненную задачу художественной потребности ребенка естественным образом, пробуждать в нем огромный потенциал жизненных сил, подталкивать духовное развитие, формировать ценностные ориентации.
Последнее десятилетие широко разрабатываются и внедряются в практику
музейно-педагогические образовательные программы, например, программа
«От 6 до 16» по музеям Кремля (С. А. Калмыкова, Т. С. Молярова);
«Предметный мир и культура» (М. Ю. Юхневич, Н. Г. Макарова); «Музей и
культура в начальной школе» (Е. Г.Ванслова); «Здравствуй, музей» (Б. А.
Столяров, Всероссийский центр музейной педагогики, Русский музей г.
Санкт-Петербурга).
Теоретическая база опыта опирается на принципы обучения и
воспитания дидактики, изложенные в трудах Л.С. Выгодского,
А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского. В основе методики художественной
деятельности лежат концепции Б. М. Неменского и В.С. Кузина, методика
М.С. Соколовой, Т.Я. Шпикаловой.
Новизна опыта.
Предлагаемый опыт относится к уровню усовершенствования.
Новизна данной работы заключается в систематизации формирования ценностного отношения школьников к родному краю через систему проведение музейных уроков изобразительного искусства, по программе Неменского Б.М. Система дает возможность проведение уроков изобразительного искусства в стенах музея. Систематическое содержание форм и методов музейной педагогики позволяет воздействать на семью ребенка.
Музейный урок отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ специалиста, но и подлинные памятники истории и культуры.
Последовательное проведение цикла уроков в музее приводит к тому, что учащиеся осознают необходимость приходить в музей самостоятельно, по своей инициативе. Использование музейных уроков помогает детям обрести уверенность в своих силах, а соприкосновение с народной культурой стать добрее, уважительнее к людям и их традициям, обычаям.
Музейные уроки позволяют существенно расширить круг субъектов педагогического взаимодействия: в реализации учебных, развивающих и воспитательных задач урока участвуют работники музеев, библиотек, краеведы, художники и другие представители общественности.
Технология опыта.
В работе используются такие педагогические технологии: личностно- ориентированные и педагогика сотрудничества, которые в центр образовательной системы ставят личность ребѐнка, обеспечение безопасных, комфортных условий еѐ развития и реализации природных возможностей.
Организация учебно-воспитательного процесса основывается на создании условий для проявления познавательной активности учащихся, которая побуждает к творческой деятельности, где отношения «учитель-ученик», «ученик-ученик» построены на сотрудничестве и свободе выбора. Создание таких условий осуществляется в соответствии с возрастными познавательными возможностями детей.
Целью педагогической деятельности является формирование ценностного отношения к родному краю школьников через проведение музейных уроков изобразительного искусства.
Достижение данной цели реализую через следующие задачи:
формирование интереса к истории родного края через организацию и проведение уроков в музее; формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей; формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с памятниками истории и культуры; формировать способность к воссозданию образа соответствующей на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию; раскрыть индивидуальность и эстетический вкус школьников; реализовать их потенциальные возможности, раскрыть творческое начало; использовать полученные знания в учебной деятельности; активизировать познавательную деятельность учащихся через нетрадиционные формы уроков;
научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития и культуры;
Уникальность предмета «Изобразительное искусство» состоит в том, что в рамках данного предмета можно соединить историю и современность, приобщить к народному искусству, провести интеграцию с другими предметами. Предметная область «Изобразительное искусство» позволяет значительно шире познакомить учащихся с русской культурой, приобщить их к обычаям народа, населяющего родной край, сформировать нравственно-эстетическую отзывчивость к народным традициям, дать современный научно обоснованный взгляд на их развитие.
Анализируя содержание программы по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» автора Неменского Б.М. 1-8 классы и программы музейных экскурсий, установила, что многие темы перекликаются и могут дополнять друг друга. Изучение изобразительного искусства способствует формированию целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней; приобщению детей к социальному опыту и культуре. Те же цели достигаются во время музейных экскурсий.
Музейная педагогика дает возможность:
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей;
сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, в музее и школе. Данный анализ позволил выстроить систему взаимодействия учебного предмета, музейных уроков и музейной экскурсии, она представлена в тематическом планировании изобразительного искусства 1-8 классы (приложение1).
Работу по данной теме рекомендуется начинать совместно со всеми музейно-выставочными организациями города и района. Взаимодействуя с музеем определяем сроки проведения музейных уроков – это влечет за собой изменения в их планировании. Разработанное совместное тематическое планирование необходимо интегрировано включить в школьное календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. Рекомендуется проводить музейные занятия один раз в четверть. Например: 1 класс – экскурсионное знакомство с городом - уроки №3,№10,№20,№32; 2 класс - краеведческий музей – уроки №2,10,20,27; 3 класс - Дом Народного Творчества уроки №2,10,22, 25; 4 класс - студенческий музей «Вареж» (былинное прошлое) – уроки №9,13,26,34; 5 класс – Дом Народного Творчества, ремесленные мастерские («Пекарня», «Гончарная слободка», «Загородная усадьба») – уроки №2,9,24,29; 6 класс – выставочный зал краеведческого музея – уроки №8,9,16,27; 7 класс – Муромский музей Куликова, выставочный зал краеведческого музея, частные художественные мастерские – уроки №1,13,20,32; 8 класс – храмы и монастыри города – уроки №1,15,24,35. Данная система позволяет провести единой линией по всем классам формирование ценностного отношения школьников к родному краю. Музейные уроки могут быть как вводными, так и обобщающими. Такой урок изобразительного искусства имеет две части: первая экскурсионная (проводит работник музея) и практическая (проводит учитель изобразительного искусства).
Музейная часть состоит из экскурсии. Практическая часть имеет основополагающую направленность на работу по увиденному или по впечатлению. Художественный материал на данных уроках роли не играет, музеи и мастерские представляют возможность работать детям в любой технике. К данным урокам рекомендуется накануне давать детям поисковые задания по теме, а в процессе первой части использовать найденный материал в добавление к услышанному и увиденному.
Наибольший активизирующий эффект на музейных занятиях по «Изобразительному искусству» дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
отстаивать свое мнение;
самостоятельно выбирать посильное задание;
работать в группе;
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
создавать ситуации самопроверки личных познавательных и практических действий;
решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Музейные уроки носят обобщенно-собирательный характер, строятся по хронологически-тематическому принципу. (приложение2)
Методы обучения и воспитания, используемые в работе над проведением музейных уроков, способствуют включению школьников в процесс конструирования урока в соавторстве с учителем; предполагают использование результативных форм совместной творческой работы, оценивание не только степени достижения поставленных целей, но и интереса учащихся, их инициативности, сотрудничества.
В работе используются следующие методы:
метод самостоятельной работы с источниками информации;
наглядный метод (работа с различным дидактическим материалом);
метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций);
метод проектов;
метод беседы;
иллюстративный метод;
методы дифференцированного обучения;
групповые методы;
демонстрация;
использование информационных технологий обучения на уроке;
алгоритмизация обучения;
решение кроссвордов и ребусов;
эвристический метод;
диалогический метод;
практические творческие работы.
Уроки, проведенные в музее, оставят в памяти учащегося глубокие переживания, которые послужит прочным фундаментом для духовного развития школьника, а использование разнообразных форм уроков (заочное путешествие (по сказкам, в прошлое, по городу, с предметами, путешествие- инсценировка); сюжетно-ролевая игра; научная экспедиция; рассказ-беседа; урок с этнокультуроведческой темой; урок - посиделки; урок-практикум и другие)) повышают качество знания. Большое значение при подведении итога урока, рефлексии имеют практические материалы – творческие работы учащихся, располагающиеся на сайте школы и самого музея.
Включение в урок отдельных моментов театрализации отрывков исторической драматургии, характеризующих определенное время, а также музыку, пение, танцы, а также дает возможность реализовать себя как «театрала».
Содержание занятий помогает ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных предметах детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами:
что такое предмет, его свойства;
какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета;
в чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени;
чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком;
как объяснить понятие памятник истории, культуры, природы.
По мере перехода учащихся с одной ступени образования на другую, более высокую, творческая познавательная деятельность учащихся все более и более сближается с исследовательской работой.
На протяжении всего периода обучения участники образовательного процесса идут от простого к сложному, одновременно пополняя и обновляя содержание изучаемого материала. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и помогает каждому из них раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал, свою технику, что, безусловно, оказывает благотворное влияние на дальнейшее обучение.
Создав определенные условия в процессе обучения, при которых у каждого обучающегося возникло бы желание включаться активно в творческую деятельность, обучающиеся могут совершенствовать свои умения и навыки в освоении приемов декоративно-прикладного творчества. (приложение3)
Результативность
Проведение в системе музейных уроков обеспечивает высокую результативность усвоения учебного материала учащимися, помогает педагогу в достижении поставленных целей, так как это воспитание, основанное на знании традиций, культуры, истории малой Родины.
Последовательное проведение цикла уроков в музее приводит к тому, что учащиеся осознают необходимость посещения музеев, использование музейных уроков помогает детям обрести уверенность в своих силах, а соприкосновение с народной культурой стать добрее, уважительнее к людям, к их традициям и обычаям. После проведения таких уроков мониторинг музеев и выставочных центров показал, что увеличилось количество молодых людей посещающих данные заведения, посещение увеличилось и семейное и индивидуальное, Дети, сами выступают в роли экскурсоводов для своих товарищей и родителей – это отмечают работники музея, наблюдая за посетителями.
Мои воспитанники – победители, призёры, активные участники областных, окружных конкурсов плакатов, рисунков, выставки декоративно-прикладного искусства: Окружные конкурсы: «Город мой на век любимый», «Памятники старины глубокой», «Светлая Пасха», « Муромский баннер», «Герб Управления Муромского образования», «Иллюстрации к произведениям Муромских писателей» , «Пожарная безопасность», «Все на выборы», «Милая Мама», «Святые земли Муромской»
Всероссийские: «Герб школы», «Александр Невский», «Современные войны»
2009 – 2010 учебный год – 1 место в региональном конкурсе рисунков «Современные войны», 2 место в окружном конкурсе «Милая мама», 3 место в окружном конкурсе «Современный герой»;
2010 – 2011 учебный год – 2 место в конкурсе рисунков «Моя любимая мама», 2 и 3 место в конкурсе рисунков по профориентации, 1 место в конкурсе плакатов «Нет курению»;
2011 – 2012 учебный год – 1,2,3 места в конкурсе «Дети и книга»; I место в конкурсе рисунков, посвященных Дню краеведения, 3 место в конкурсе рисунков «Я рисую выборы»; 1,2 места в окружном конкурсе декоративно прикладного искусства «Как прекрасен этот мир», лауреаты окружного фестиваля «Светлая Пасха».
Адресная направленность.
Данный опыт может быть использован учителями изобразительного искусства общеобразовательных школ, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, педагогами дошкольных учреждений. Новое время переместило акценты в содержании школьного образования. Провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей, предоставление возможности полного проявления и развития способностей каждого учащегося определили "социальный заказ" школе сегодня, потребовавший полного обновления школьной программы.
Список литературы
Галкина Т. В. Музееведение: детский музей. Учебно-методическое пособие. – Томск: ТГПУ, 2004.
2.Музейная педагогика в школе / Науч. ред. Б. А. Столяров. – СПб : Государственный Русский музей, 2005. Вып. IV.
Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее: Учебное пособие для вузов / О. Л. Некрасова-Каратеева. - М. :Высшая школа, 2005.
Основы музееведения / Отв. ред. Э. А. Шулепова. Учебное пособие. – М.: Едиториал УРСС, 2005.
Панкратов, Т. Н., Чумалова Т. В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников:Первые шаги в мир культуры: Учебно-методическое пособие / Т. Н. Панкратова, Т. В. Чумалова. - М.:ВЛАДОС, 2002.
Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий : Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. М. Ланковой.-М. : ВЛАДОС, 2001.
Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения : учебное пособие для вузов.-М. : РИК , 2006.
Сапанжа О. С. Основы музейной коммуникации. Учебное пособие. СПб., 2007.
Сотникова С. И. Музеелогия: Учебное пособие для вузов / С. И. Сотникова. - М.: Дрофа,2004. Столяров, А. Г. Бойко; РАО и др. - СПб. : Борей Арт, 2001.
Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. Учебное пособие. – М. : Высш. шк., 2004.
Столяров Б. А., Бойко, А. Г. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея / Б. А.
Шляхтина Людмила Михайловна. Основы музейного дела: Теория и практика: Учебное пособие для вузов / Л. М. Шляхтина. - М.: Высшая школа, 2005.
Неменский Б.М. Методические рекомендации к программе для общеобразовательных учреждений «Искусство и художественный труд».- М: Просвещение, 2005-2009г.
Г.Е. Гуров, А.С. Питерских Методическое пособие « Дизайн и архитектура в жизни человека» - М: Просвещение, 2009г.
Гиндер И.А. Региональная культура: к определению понятия. // Макарьевские чтения: материалы девятой международной конференции (21-23 ноября 2010 года). / Отв. ред. В.Г. Бабин. - Горно-Алтайск: Изд-во РИО ГАГУ, 2011. - 391 с. - С. 364-369.
Отечественные историки: научная и педагогическая деятельность : учеб. пособие для студ. вузов : в 2 ч. / науч. ред. Маловичко С. И..– Ставрополь; Ставрополь; Ставрополь : Изд-во СГУ.
Хуторской А.В. Статья "Технология проектирования ключевых компетентностей и предметных компетентностей". Интернет- журнал "Эйдос".