Презентация на тему Способы развития рефлексивных способностей ученика на уроке(1-11 классы)
«Способы развития рефлексивных способностей ученика на уроке». Цель: мотивация деятельности педагогического коллектива по внедрению в учебный процесс рефлексивных методик. Задачи: обеспечить целенаправленное внимание к проблеме развития рефлексивных методик в работе учителя для эффективности учебного процесса «Каков я как учитель? Что я сейчас делаю и почему именно так? Почему я получил такой результат, а не иной? Как воспринимают и понимают меня ученики? Почему я так расстроился (обрадовался, смутился, рассердился)? Действительно ли я понимаю своих учеников? Понимают ли они меня?…» Что же такое рефлексия? И как давно известен людям феномен рефлексии? Понятие "рефлексия" (от латинского reflexio – «обращение назад») первоначально возникло в философии и означало процесс размышления человека обо всем происходящем в его собственном сознании. Первыми, кто ввел понятие рефлексии в употребление, были древнегреческие философы Сократ Платон Аристотель Они усматривали назначение рефлексии в самопознании человека.С течением времени понятие рефлексии расширили многие ученые, такие как Декарт, Локк, Кант, Гегель и другие. Чаще всего они связывали понятие рефлексии с понятием «совесть». Что же говорят о рефлексии словари? В далевском словаре слово рефлексия помещено в качестве однокоренного к слову рефлекс. Слово рефлекс, имеющее латинский корень, Даль трактует как термин из сферы живописи: отраженный свет. Примеров словоупотребления нет. Взяв толковый словарь русского языка С.И. Ожегова (издание 1993 года), мы обнаружим толкование слова рефлексия как книжного термина, означающего следующее: размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. В качестве примера словоупотребления приведено: склонность к рефлексии.Словарь иностранных слов 1964 года издания. Здесь рефлексия производится от латинского слова reflexio - отражение и толкуется так: размышление; анализ собственных мыслей и переживаний; размышление, полное сомнение и колебаний. Заглянем в латинско- русский словарь И.Х. Дворецкого, не забывая при этом, что мы обратились к словарю живого латинского языка, где значения слов представлены такими, каковы они были с III века до н.э. по YII век н.э.. Первое открытие: слово написано через дефис - ну, конечно, ведь ре - это приставка! Как ре-волюция, ре-конструкция. Итак, re - flecto, -flex, - flexum, -flexere семантическое поле невелико, приведем его:1) загибать, запрокидывать назад поворачивать, обращать назад, возвратиться, 2) обращать, вспоминать, думать. 3) склонять, смягчать, в словосочетании устойчивого фразеологизма - улучшить, 4) отступать, уходить. Посмотрим теперь на исходный латинский корень flex, отделив приставку re, flecto,-flexi,- flexere: сгибать - поворачивать - направлять - изменять направление- задавать направление - отклонять от пути - обходить, объезжать- облегчать (в сочетании со словом труд). В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов «Рефлексия – это своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга. Это взаимоотражение, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого индивида» (Кулюткин, Сухобская, 1996, с.48). Когда же впервые у человека появляется способность к рефлексии? Что является ее первым объектом? Какие факторы влияют на развитие рефлексивных свойств мышления человека? Можно ли обучать рефлексии? первые проявления рефлексии отмечаются у детей дошкольного возраста В этот период дети способны к идентификации с другими людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами. Ребенок обычно стремится идентифицироваться с образом, который производит на него большое эмоциональное впечатление. Соотнесение своего нравственного «Я» с эталоном и с «Я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения, но это и есть начало развития его рефлексивных способностей. В младшем школьном возрасте Главным фактором ее развития становится сама учебная деятельность, успешное овладение которой способствует развитию интеллектуальной рефлексии. Новый вид рефлексии проявляется в поиске и отслеживании оснований собственных мыслительных действий в ситуации решения учебных задач. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Прием «Корзина идей». Рефлексивные методики в работе учителя. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:рефлексия настроения и эмоционального состояния рефлексия деятельности рефлексия содержания учебного материала Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…). фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно»(автор:Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления) В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. 1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предложите ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: «Х» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный«У» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный«-» - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный«0» - не ответил. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах Пять пальцев Большой – для меня было важным и интересным…Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.Средний – мне было трудно (мне не понравилось).Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.Мизинец – для меня было недостаточно… Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки оценочные карты цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.разработка техник и приемов, направленных на перевод не желающего по каким-то причинам рефлектировать школьника в рефлексивную позицию с последующей рефлексией. Так, например, "запрет на "я не могу..."; "я не знаю, как..."; "у меня не получится...". "Эту же мысль" (а на деле совсем другую!) предлагается выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для...; какие умения нужны для этого; какая дополнительная информация .При этом происходит трансформация пассивного поведения учащегося в направленную рефлексию над опытом своей мыследеятельности.Использование магнитофона (или видеомагнитофона) как средства пробуждения и активизации рефлексии учащихся. Происходящее в классе на уроке записывается на магнитофон – например, ответ ученика записывается на магнитофон, и этот ученик получает возможность, прослушивая (или просматривая) запись, увидеть себя со стороны, занять по отношению к своим действиям рефлексивную позицию. Анализ субъективного опыта-«синквейн» В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме (чувства). Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.Пятая строчка – это синоним из одного слова, повторяющий тему, слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной. Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре: 1. Объясняются правила написания синквейна.2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.3. Задается тема синквейна.4. Фиксируется время на данный вид работы.5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников. Классификация рефлекции рефлексия настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).рефлексия деятельности Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».рефлексия содержания учебного материалаиспользуется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…). Рефлексия НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ Г.ЛЕССИНГ «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами».