Урок русского языка на тему Типы текстов (4 класс)


\s1
Тема: Типы текстов.
Цель: Знать виды текста и их признаки
 Задачи урока:
Актуализировать знания детей о тексте и его признаках
Способствовать развитию умения дифференцировать типы текстов в зависимости от выбранной ситуации. Развивать навыки критического мышления
Способствовать воспитанию умения сотрудничать и работать в группах.
Ход:
I.Стадия вызова.
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой:
Весеннее солнышко льёт на вас свои тёплые лучики. Под ними вы становитесь умнее, внимательнее, добрее. Пошлите мысленно свои тёплые лучики маме, папе, бабушке, дедушке, всем родным и близким, друзьям, одноклассникам, растениям и животным. Пожелайте всем любви, добра и доброго дня!
А) На доске: АСЕМТР
-Соберите слово и пропишите в тетради строчку. Что обычно мы делаем? ( мастер)
- Попробуйте сформулировать ответы на данные вопросы:
- Кем мы будем на уроке?(Мастерами)
- Что будем делать? (Мастерить)
- Где будем работать? (В мастерской)
- А как вы думаете, что такое мастерская? (Ответы детей)
-Где можно узнать точное лексическое  значение данного слова?( В толковом словаре, интернете)
- Прочитаем определение в словаре.
- А вот какое определение даёт нам интернет
Определения в Интернете
Мастерская — помещение хозяйственного назначения. Предоставляет собой место оборудованное для тех или иных работ, главной особенностью которого является большая доля ручного труда.
Б) Стратегия «Круги по воде»
Мастер должен обладать определёнными качествами личности, чтобы добиться высоких результатов в своей работе. На каждую букву подберите слово, характеризующее вас как мастера.(В тетради)
М-мудрыйА - аккуратный
С - старательный
Т- терпеливый
Е - единственный
Р - результат
- Я сегодня предлагаю вам перевоплотиться из обычных учеников нашего класса в мастеров по выпуску первого номера классной газеты «Переменка».
- Подумайте, какие рубрики могут быть представлены в газетах? А теперь посмотрите какие рубрики будут  в нашей классной газете (открывается ватман с заготовками) «Мы показали себя достойно», «И всё о нас», «Это должен знать каждый», «Месяцеслов» и «Азбука здоровья».
II. Стадия осмысления.
- Над выпуском газеты трудятся люди различных профессий. На карточке № 1 вам предложены профессии людей. Выпишите в тетрадь те, которые на ваш взгляд принимают участие в выпуске газет и журналов.
(Педагог, редактор, инженер, корректор, машинист, дизайнер, журналист, водитель, верстальщик,  секретарь,  программист) Подчеркните орфограммы.Проверка.
- Допишите в правый столбик действия, которые выполняет человек данной профессии.
Редактор        доводит текст до идеала
Корректор       исправляет ошибки, корректирует
Дизайнер          создаёт красивую обложку. (Повеств., невосклиц.,простое, двусостав.,распростр.. полное, не осложнено)
Верстальщик     вставляет текст в макет
Журналист          добывает новости, пишет очерки, ведёт репортажи
- Что вы составили, добавляя слова? (предложения). Проверка.
- Сделайте синтаксический разбор предложения о дизайнере. Взаимопроверка в паре.
- Если мы с вами тоже будем создавать газету, вам необходимо в своей группе выбрать журналиста, дизайнера , корректора, верстальщика, редактора.  Возьмите соответствующий стикер с вашей ролью и прикрепите себе на форму.
-Чтобы выпускать газеты и журналы, нужно хорошо уметь работать с текстом.
- Определим, что нужно знать о тексте.(Что такое текст? Признаки текста). У вас на столах есть карточка № 2, на которой написаны признаки текста.
- Подумайте все ли признаки определения текста подойдут? Лишние зачеркните. (Работа в группе). Озвучивание по признаку.
-Что ещё мы должны знать и уметь?
ЗНАТЬ: виды текста
УМЕТЬ: различать тексты по цели высказывания; составлять тексты-миниатюры на определённую тему; определять их вид.
- Данные знания и умения пригодятся и вам на уроке, в нашей мастерской для выпуска классной газеты.
- А ещё где могут пригодиться знания о тексте? ФизминуткаРабота с ресурсом «Виды текста»
- Тексты как вы знаете, бывают разными. В одних рассказывается о том, что произошло, другие словами рисуют картины природы, удивительные заморские страны. А в третьих, авторы размышляют о чём-нибудь важном и интересном, иногда даже спорят.
- Сейчас в своей группе вы должны изучить ресурс «Виды текста» (карточка № 3). А затем прочитать предложенный вам текст, определить его вид.
Ресурс:
Виды текста Отличительные признаки
Повествование Что произошло? Где происходят действия? Что сообщалось о героях истории?
Описание Какой? Какая? Какое? Как описывается предмет? Какая часть речи помогает представить предмет?
Рассуждение Почему? Зачем? Какие доказательства приведены? Над чем размышлял автор?
 Тексты группам:
1 и 4 группы  Синица – небольшая пёстрая птица из отряда воробьиных.
Назовём отличительные признаки этого вида синиц. У них чёрная голова и белые щёки. Верхняя часть тела зеленовато-серая, нижняя – жёлтая. Синицы истребляют вредных насекомых. (Описание).
2 и 5 группы   Тут скворушка заинтересовался вареньем. Он вскочил на край вазочки. Потом он запустил в вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. И, наконец, прыг прямо в варенье и завяз. ( Повествование)
3 группа И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой трудный путь он преодолел в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он слышал крики совы, может быть вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев.(Рассуждение)
- Итак обобщите, на какие виды в зависимости от цели высказывания делятся тексты?
- Для чего нужно различать типы текстов? (чтобы грамотно определять и подбирать в зависимости от ситуации)
- А теперь прочитайте предложения и подумайте, к какому из типов теста соответствует каждое из них? (устно)
1). Классные комнаты в моей школе просторные, светлые, с большими окнами и удобными партами.
2). Учитель рассказывает нам о героических подвигах батыров.
3). Я уверена, что именно школа сможет по-настоящему воспитать и научить.
- С какой целью мы проделали такую огромную работу, чтобы восстановить все ваши знания по теме «Текст»? (для того чтобы смогли самостоятельно составить определённый вид текста для нашей газеты).
Работа в группах.
1 группа: Рубрика: «Мы показали себя достойно»(повествование)
По данному началу вы должны составить текст о достижениях нашего класса.
(Девятого апреля в рамках акции «Жеңіс эстафетасы» наш класс участвовал в проведении спецкурса «Поделки из солёного теста».)
Слова для справок: Каждый старался, чтобы его поделка получилась красивой. Мы принесли всё необходимое для участия в нём. Все были довольны своим результатом .Работать было интересно.. Поделки получились красивые. Тема занятия звучала так: «С Днём Победы!».) 2 группа: Рубрика «Месяцеслов» (вам нужно выбрать главное, и из полученных предложений у вас получится текст) (повествование)
(Апрель означает согреваемый солнцем. Этот месяц на Руси назывался априллий. В этом месяце в берёзе появляется сок берёзовица. За непостоянство погоды его называют капризник и обманщик. Это месяц начинается снегом и холодом, а кончается зеленеющей травой.)3 группа Рубрика «И всё о нас»(описание)
Наш класс очень …….  Мы ….. года вместе. Наши ребята………. Мы активно участвуем в……..    У нас есть свои…….. Ребята нашего класса всегда……………
(четыре года вместе, участвуем в разных конкурсах, весёлые, умные, заступаемся друг за друга, помогаем в трудную минуту, активные, всегда вместе, спортивные мероприятия,  традиции) 4 группа Рубрика «Это должен знать каждый» (рассуждение)
Размышление о том, почему нужно соблюдать правила дорожного движения. Текст-сличение. Подобрать к каждому началу предложения свою соответствующую концовку.
Самое дорогое, что есть у каждого человека-это здоровье и жизнь.
Каждый из нас является пешеходами.
Мы понимаем, как необходимо соблюдать правила дорожного движения.
Нарушая правила, очень много людей получает травмы.
Чтобы избежать опасности будьте внимательны на дорогах.
Соблюдение правил дорожного движения играет важную роль для каждого человека.
Запомните, ваша жизнь в ваших руках!
5 группа «Азбука здоровья » (рассуждение)
Закончи предложения, составив правила сохранения своего здоровья.
1.      Каждое утро…….2.      Употребляй в пищу……..3.      Занимайся………4.      Прогулки на свежем воздухе помогут тебе……5.      Соблюдай режим дня, потому что…….6.      Еда должна быть…….
 (При работе групп обратить внимание на распределение ролей)
III.Стадия рефлексии.
- Представление своих работ с указанием типа текста, который у них получился..- Перед вами первый выпуск нашей классной газеты.
- Что вы чувствуете, глядя на него? 
- Какие знания и умения вы применили, чтобы прийти вот к такому результату?
- Почему газета называется «Переменка?» А как ещё можно было её назвать? («Классная», «Новостёнок» и др.)
- А почему «классная?» (Всем классом, о жизни класса)
- А ещё почему «классная»? Подберите синонимы. (Лучшая, замечательная)
- Значит мы какие? (классные). Покажите друг другу, что мы классные.
- Вы сегодня были все мастерами своего дела. Вернёмся к работе, которую мы выполнили в начале урока. Вы подбирали качества личности мастера. Выделите те, которыми на данном уроке обладали вы.
Оценивание (заполнение листов оценивания).
Спасибо за урок!