Доклад: Формирование УУД через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе
Доклад
Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.
Волкова Наталья Петровна,
Учитель английского языка
2 квалификационной категории,
МБОУ «СОШ№8 им. Бусыгина М,И.»
Содержание.
1. Актуальность темы
2. Основные понятия:
Универсальные учебные действия
Метод проектов
3. Технология реализации:
Основные этапы реализации проекта
Формирование УУД на основных этапах построения проекта
4. Выводы об эффективности метода проекта в формировании УУД
Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.
Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Для адаптации в современном мире, который очень динамичен и меняется столь стремительно, уже с раннего школьного возраста ребёнок должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Поэтому приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Классификация универсальных учебных действий, предложенная разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения представляет собой группу в составе четырех взаимосвязанных между собой видов:
1) личностные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных и межличностных отношениях. Это действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.;
2) регулятивные учебные действия обеспечивают организацию школьниками своей познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения; 3) познавательные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, действия общего приема решения задач;
4) коммуникативные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Развитие личности учащегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма её организации. Учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а как активная работа учащихся над заданиями. Познавательная активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения. Как гласит китайская мудрость «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».Таким образом, возникает необходимость активного внедрения в образовательный процесс деятельностных технологий, для включения ученика в собственную деятельность.
Одной из таких технологий, которую я использую на своих уроках английского языка, является метод проектов. Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося в учении, развивает общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся. Я считаю, что проектная деятельность предусматривает решение целого ряда проблем и позволяет показать практическое применение полученных знаний. Уже в начальной школе дети с удовольствием вовлекаются в разработку, выполнение и презентацию проекта. Конечно, младшим школьникам предлагаются проекты, соответствующие их возрасту и знаниям. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и желание работать над другими проектами. Каждый проект – вполне реальное дело для обучающегося: он ставит цель, составляет план своей работы, наполняет проект содержанием и представляет результат своей работы, а это в свою очередь ведет к формированию универсальных учебных действий.
Выделим сущность метода проектов:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/проблемной ситуации, требующей исследовательского поиска для ее решения.
2. Поиск способов решения (выдвижение гипотез).
3. Исследовательская, поисковая практическая деятельность.
4. Оформление результатов.
5. Защита проекта.
6. Подведение итогов, корректировка, выводы.
Для решения проблемной ситуации учащимся необходимо определить область исследования, поставить цели и задачи, найти необходимые для исследования источники информации, определить способы и средства решения поставленных задач, организовать работу над проектом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени [Полат Е.С., 2000]. Необходимость использования метода проектов обусловлена тем, что в процессе работы над проектом учащиеся:
учатся самостоятельному, критическому мышлению;
учатся размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
учатся принимать самостоятельные аргументированные решения;
учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Результат выполненного проекта должен быть, что называется, "осязаемым", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Педагогический опыт преподавания английского языка по УМК М. З. Биболетовой "Английский с удовольствием" позволил мне опробировать и систематизировать применение мини-проектов, организуемых на заключительных уроках. Мини-проекты, как правило, создаются на уроке с дороботкой дома, презентация и защита проектов проходит на последующем уроке. Для достижения цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: мы изучаем необходимые лексические и грамматические единицы, занимаемся поиском источников информации, отбором нужных сведений, оформлением и представлением результатов, делаем выводы и самооценку. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда в формате А3, презентации в Power Point, театрального представления – в зависимости от поставленной цели.
На начальном этапе обучения, во 2 классе, это могут быть такие творческие индивидуальные, парные, коллективные мини- проекты, как: « Изобразить и описать свою любимую игрушку(поделку)», «Нарисовать (или подобрать фотографии) и рассказать о свое семье (о своём друге)», сделать книгу "The ABC". Продуктом проекта по теме «Сказочные герои» может являться создание сценария, а реализацией—постановка ролевой игры, например, «Теремок», где каждый получает свою роль и планирует своё речевое поведение в соответствии с пройденным материалом. Ребята вместе с родителями дома делают маски, готовят декорации.
На параллели 3-4 классов ребята работают над мини-проектами на заключительном уроке по пройденной теме. Они составляют меню для себя или для любимого героя учебника (ученика Лесной школы) из любимых для него блюд. После изучения темы «Части тела» дети рисуют несуществующее животное и готовят его описание. По теме «Времена года» проект «Мой любимый сезон», по теме «Школа» работают над проектом «Школа моей мечты», а также проекты «Мой дом», « Новый год в России», «Рождество в Великобритании». Часто презентацию работ и защиту проектов мы выносим на отдельный урок, а лучшие работы я выставляю в кабинете или делаю выставку в школе.
Ребятам очень нравятся творческие проекты с использованием песен, стихов, загадок, драматизации, ролевых игр, конкурсов, электронных презентаций, изготовление поздравительных открыток и составление кроссвордов по пройденной теме. Во всех проектных заданиях на параллели 3-4 классов предусматривается знакомство учащихся с английскими пословицами и поговорками, тематически связанными с основной проблематикой той или иной учебной ситуации. Зачастую пословицы наводят ребят на тему проекта. Например, “Home sweet home”- «Дом, милый дом», “ Early to bed and early to rise, makes a man healthy, wealthy and wise”- «Рано ложиться и рано вставать делает человека здоровым, богатым и мудрым», “An apple a day keeps а doctor away”-«Яблоко в день и не нужен доктор», “Good health is above wealth” –“Доброе здоровье дороже богатства”, “ You are what you eat.- “Ты есть то, что ты ешь”. Трудно переоценить воспитательную роль этих моментов.При помощи таких проектов достигаю формирование у учащихся как предметных результатов: приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме на иностранном языке на основе своих речевых возможностей и потребностей, так и УУД: развитие креативных, регулятивных , познавательных и коммуникативных способностей, развитие памяти, умения письма, повышение мотивации к обучению в целом.
В своей работе при планировании уроков я использую технологическую карту уроков по заданной теме. Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет мне организовать эффективнее учебный процесс, обеспечить реализацию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. По технологической карте можно просмотреть все этапы урока и увидеть, как использование проектной деятельности способствует формированию УУД. Рассмотрим технологическую карту урока на примере разработки проекта «Healthy Life» («Здоровый образ жизни») Английский язык, 3 класс, автор учебника Биболетова М.З., УМК «Enjoy English 3».
Как я уже отметила, работа над проектом может занимать несколько уроков, а может и один урок. Над этим проектом ребята работали в течение 2 уроков. В ходе работы над проектом я выделяю следующие этапы:
1этап: Мотивационный или этап погружения в проект.
На данном этапе учащиеся знакомятся с презентацией о ленивом сладкоежке мальчике Джиме, который грустный, так как плохо себя чувствует. Ученики принимают активное участие в беседе, отвечая на вопросы учителя: Почему Джим грустный? Как можно ему помочь? Мы можем дать ему советы на английском языке? и т. д. Ребятам предлагается представить советы мальчику Джиму в виде проекта. Я, как педагог, координирую деятельность учащихся по постановке цели проекта.
Таким образом, на первом этапе мы развиваем следующие УУД:
Личностные: мотивация к познанию, учебе; пониманию значимости здорового образа жизни для человека и самого себя.
Коммуникативные: участие в диалоге, умение слушать и понимать других.
Регулятивные: умение ставить цель.
2 этап: Организация и планирование деятельности.
На этом этапе обучающиеся делятся на 2 группы, одна группа занимается советами, что должен делать Джим, чтобы быть здоровым, а другая – советами, что он не должен делать, чтобы быть здоровым. Каждый ребенок определяет свое место в группе, то, за какое направление он будет отвечать: лексика, грамматика (построение предложений), оформление и т.д. Под руководством педагога определяют последовательность своих действий, отвечая на вопрос: Что нам нужно сделать, чтобы рассказать о здоровом образе жизни? Составляем план действий:
повторить уже знакомые слова по теме «Еда и спорт»,
выучить новые слова и выражения,
познакомиться с новой грамматической структурой с глаголом «должен и не должен» что-либо делать,
найти информацию о здоровом образе жизни в учебнике, в библиотеке, в сети Интернет,
поработать со словарём;
прочитать советы доктора Хелса;
нарисовать картинки и схемы для оформления своего проекта;
На этом этапе формируются следующие УУД:
Личностные: умение выбрать тему, самоопределение
.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение взаимодействовать в группе.
В качестве динамической паузы после 2 этапа ребятам предлагается выполнить зарядку с учениками Лесной школы по электронному учебнику.
3 этап: Осуществление деятельности.
На данном этапе обучающиеся в игровой форме повторяют лексику по темам «Продукты питания», «Спорт», знакомятся с новой лексикой, которая встретилась в зарядке, с грамматическими структурами, самостоятельно читают текст, строят устные и письменные высказывания. В это время происходит отбор необходимой информации: Какую информацию надо использовать, чтобы дать советы, например, по здоровому питанию. Что из прочитанного, услышанного я использую для создания советов? Какие слова и выражения мне понадобятся для написания проекта? На данном этапе ребята консультируются с педагогом и получают задание на дом: дома продолжить отбор и поиск информации из упражнений и текстов учебника, картинок из сети Интернет, пословиц или поговорок, и принести всё необходимое для оформления проекта, подготовиться к защите проекта. На следующем уроке учащиеся начинают оформлять свою проектную работу, используя ножницы, линейки, клей, заготовленные дома картинки и фломастеры и т.д. Данный этап помогает развивать следующие УУД:
Личностные: развитие мотивации – Я хочу и буду знать, потому что…
Регулятивные: умение корректировать свои действия для достижения цели.
Познавательные: умение находить, сопоставлять и отбирать необходимую информацию, пользоваться дополнительными источниками.
Коммуникативные: умение слушать учителя, одноклассников, организовывать учебное взаимодействие.
4.Презентация (защита проектов).
Польза для обучающихся очевидна. При презентации проекта ученики используют не только уже выученное, но и то, что они узнали дополнительно в связи с поставленной задачей. Пытаются донести свою позицию по данной теме, строят самостоятельное монологическое высказывание, задают вопросы другой группе. В результате, на этом этапе формируются такие УУД как:
Личностные: уверенность в себе, демонстрация личностной позиции, мотивация к учению.
Коммуникативные: умение взаимодействия в группе, умение доносить свою точку зрения и слушать и понимать других, принимать коллективные решения (как презентовать проект, очередность выступлений в группе), выступать перед аудиторией.
Познавательные: умение представить свою информацию в оформленном виде.
Критерии оценки Само-оценка Оценка учителя
1 Оформление проекта(5 баллов)
Формат А3
Название
Автор
Наличие рисунка (картинки, фото)
Аккуратность 2 содержания проекта (4 баллов):
Соответствие теме проекта
Наличие оригинальных находок
Полнота
Логичное изложение материала 3 Критерии оценки представления проекта ( 3 баллов):
Фонетическая правильность речи
Грамматическая правильность речи
Лексическая правильность речи
Итого:
10-12 баллов – “5”7-9 баллов – “4”4-6 баллов – “3”
Итоговая отметка: Регулятивные: умение мобилизовать себя, эмоционально настроиться.
5.Подведение итогов
На данном этапе я знакомлю ребят со своей презентацией «Здоровый образ жизни». Обучающиеся дают самооценку и взаимооценку групповой работы при помощи карточек: зелёная (1б)—всё правильно, красная(нет б) –не соответствует правильному.Совместно с учителем пытаются соотнести, что должно было быть и что получилось (Правильно ли… Вот так хорошо, здесь неправильно… Как исправить?). Оценивается грамматическая и орфографическая правильность оформления, эстетичность (аккуратность) оформления, грамотная правильная речь при защите проекта. Сделав выводы, многие ребята вызываются или соглашаются сделать свой индивидуальный проект «Здоровый образ жизни» дома на плакате или в электронном варианте.
Формируются такие УУД как:
Регулятивные: умение сличать результат с целью, обнаруживать отклонения, корректировать и оценивать.
Коммуникативные: умение понимать другую точку зрения, толерантное отношение к собеседникам.
Критерии оценки проекта (3-4 класс)
Младшие школьники в силу своего возраста очень любят играть, поэтому я постоянно использую на уроках игровые технологии, например, ролевые игры. Продуктом проекта может стать сценарий, а реализацией – постановка сюжетной ролевой игры. При подготовке к ролевой игре учащиеся разрабатывают программу, сценарий под руководством учителя. Они подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме индивидуальной, парной или групповой работы. В ходе подготовки к сценарной ролевой игре формируются навыки коллективной учебной деятельности по созданию ее сценария, определению проблемных ситуаций, поиску дополнительной информации по теме. Ребята применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока.
Остановлюсь на создании сценария к ролевой игре "День рождения". Наряду с предметными задачами, такими как, закрепить лексический, фонетический и грамматический материал, я ставлю задачи для формирования УУД:
научить детей адаптироваться в реальных ситуациях, с акцентом на этикетные нормы поведения. В качестве непременного условия выдвигается вежливый, доброжелательный тон общения, т.е.формирование личностных и коммуникативных УУД;
развивать умения планировать свою деятельность, т.е. регулятивные УУД;
формировать навыки поискового изучающего чтения, т.е.познавательные УУД;
развивать у учащихся интерес к языку, как к средству общения, т.е. личностные УУД;
научить сотрудничать в коллективе, умению слушать и выражать своё мнение, т.е. коммуникативные УУД.
На мотивационном этапе ребятам предлагаю ситуацию: «День рождения одного из учеников Лесной школы, медвежонка Билли». Я обращаюсь к учащимся с вопросами: «Кто приходит в гости к Рексу? Чем он их угощает? Что дарят гости медвежонку? Чем они занимаются? А хотели бы они побывать на таком празднике? А что для этого нужно? Устроить игру-сценку? Мы можем уже разыграть такую сценку? Почему? На втором этапе организации и планирования деятельности ребята строят план своей деятельности коллективно:
Составление сценария
Распределение ролей
Поведение персонажей и их реплики
Повторение лексики и речевых образцов
На 3 этапе учащиеся разрабатывают сценарий под руководством учителя. Они читают, подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме индивидуальной, парной или групповой работы. Для проведения ролевой игры изучается базовый текст про день рождения, строятся предположения о характере персонажей, учащиеся делают прогнозы: что последует после этого текста, как будут разворачиваться события и придумывают концовку истории. После этого начинается работа по определению ролей и наполнению их конкретным языковым содержанием на основе видоизмененных изученных ранее текстов, упражнений и диалогов учебника.
В ходе презентации ролевой игры каждый из учащихся может изменить любое из своих высказываний по собственному желанию, внося тем самым в ролевую игру элемент неожиданности, импровизации. Ролевая игра способствует формированию таких УУД, как:
Умение инициировать учебное взаимодействие:
Вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс. Навык интервьюирования.
Развитие целеустремленности, трудолюбия, взаимопомощи, толерантности. Артистические умения.
Используя в своей работе проектную методику, прихожу к выводу об её эффективности. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемых. Очень важно и то, что в работе над проектом ребята учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идёт неразрывный процесс обучения и воспитания. Работа над проектами интересна для учащихся любого уровня владения английским языком, так как даёт возможность всем обучающимся реализовать себя. Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность, направленную на формирование и всестороннее развитие творческой, активной личности обучающихся, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания. Практика показывает, что в результате такой работы постепенно возрастает интерес к предмету, что выражается в повышении качества знаний по английскому языку. Проектная методика основывается на личностно-деятельностном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самими школьниками познавательно - коммуникативных и исследовательских задач.
Используя метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской, творческой активности детей, я также формирую универсальные учебные действия. Практика показывает, что в результате такой работы ученики быстрее рассаживаются в группы, научились договариваться и согласовывать свои действия, определять цель и задачи урока. Постепенно возрастает интерес к предмету, что выражается в повышении качества знаний по английскому языку.Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим обучающегося на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Я считаю, что применение метода проектов, способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:
принятия самостоятельных решений;
умение ставить задачи и задавать вопросы;
поиск нестандартных, оригинальных решений;
способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
раскрытие индивидуального потенциала
Для меня проблема формироварования УУД ещё не изучена полностью. В целях дальнейшего самообразования я продолжу работу над изучением новых методов и технологий по формированию и отслеживанию сформированности УУД.
Литература:
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
Зинченко, А. П. Игровая педагогика [Текст] / А. П. Зинченко. -- Тольятти, 2000. -- 184 с.
Лобок А. М. «Школа нового поколения» e-mail: aml2005@rambler.ruМетодологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования [Текст] : сборник статей. -- Красноярск, 2004. -- 112 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. - М., 2000.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006.