Дополнительная образовательная рабочая программа кружка «Познай себя»
Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоперуновская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Рассмотрено на МО
Протокол №___
От ___________
Принято на
педагогическом советеПротокол №___
От ___________
Утверждаю:
Директор школы____________
Приказ № ___ от _______
Дополнительная образовательная рабочая программа кружка
«Познай себя»
Для учащихся 6-8 классов
Срок реализации – 1 год
Составитель: Кузнецова Олеся Владимировна
социальный педагог школы
с. Новоперуново 2012
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с программой А.Г. Макеевой «Не допустить беды".
В данной программе подобран комплекс занятий, направленный на формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения, развитие способности к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций. Умение избавляться от привычных стрессовых реакций, принимать позитивные жизненные цели и искать пути к их достижению, развивать коммуникативные навыки.
Цель:
Создание условий для формирования у подростков «группы риска» личного опыта деятельности, направленной на личностно-значимое и социально-приемлемое самоопределение.
Задачи:
Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;
Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности, учить применять свои правовые знания в конкретных условиях практической жизни и действовать в соответствии с требованиями правовой нормы и закона;
Воспитывать самоконтроль, самоуважение, ответственное отношение к своему здоровью.
Актуальность программы
По всей России отмечается снижение возраста несовершеннолетних, состоящих на учете за совершенные противоправные деяния. Причин такого феномена множество: это склонность к правонарушениям, в связи с особенностями структуры психики, и несформированности процессов торможения психических реакций на стрессовые ситуации, и безответственность самого подростка за собственные поступки. Поскольку подросткам, кроме знания законов, важно осознавать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личностной значимостью, необходимо помочь им увидеть, каким образом их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь. Найти пути достижения жизненных целей, заинтересовать их в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперед. Данная программа способствует развитию у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизации механизмов самопознания, самовыражения.
Участники проекта:
подростки «группы риска», состоящие на ВШУ, для групповой работы по 8 -
12 человек, в возрасте 12-14 лет.
Формы и способы проведения занятий:
анкетирование, тестирование;
выполнение творческих заданий (диалоги, дискуссии, рисунки, презентации);
игры, инсценировки на заданную тему;
мини проекты;
ролевые игры;
совместное чтение тематических текстов, обсуждение, анализ проблемных ситуаций;
тренинги и упражнения;
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 72 часа в год с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительность занятия 40-45 минут.
Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных и правовых норм в процессе общения;
повышение духовно – нравственного уровня учеников, гражданского сознания и самосознания.
Учебно-тематический план
№
п/п Тема занятия Всего часов теория практика примечание
I Познавательная сфера и отношение к своей жизненной ситуации 15 6 9 1 Я - как понятие личности. 2 1 1 2 Интервью с самим собой. 3 1 2 3 Главные события в моей жизни. 2 1 1 4 Как я отношусь к себе. 3 1 2 5 Насколько я знаю себя. 3 1 2 6 Моя мечта. 2 1 1 II Я среди других.
23 9 14 1 Мои интересы. 3 1 2 2 Как я справляюсь с напряжением и тревогой. 3 1 2 3 Как быть: « Учимся разрешать конфликты». 4 1 3 4 Кто мои друзья. 3 1 2 5 Настоящий ли я друг. 3 1 2 6 Моя карманная экономика. 2 1 1 7 Сколько денег мне нужно. 2 1 1 8 Для чего мне нужны деньги. 3 2 1 III Я - гражданин своей страны
15 5 10 1 Я гражданин 2 1 1 2 Кодекс чистоты и совести. 3 1 2 3 Мои права. 3 1 2 4 Мои обязанности. 3 1 2 5 Ответственность несовершеннолетних. 4 1 3 IV Смотри по жизни вперед 19 10 9 1 Курение - личное дело каждого? 3 2 1 2 Мы в ответе за тех, кого приручили. 2 1 1 3 Несколько граммов для храбрости. 4 2 2 4 Родителей не выбирают. 2 1 1 5 Легко ли сказать нет. 4 2 2 6 Путь в пропасть - мгновение, путь из пропасти - годы. 4 2 2 Итого: 72 30 42 Содержание программы
№ п/ п
Тема Содержание
I Познавательная сфера и отношение к своей жизненной ситуации Сформировать целостное представление о самом себе как о личности. Научить оценивать свойства своей личности с точки зрения конкретных жизненных ситуаций. Выяснить есть ли у ребят своя мечта, помочь найти пути к ее реализации.
II Я среди других.
Сформировать навыки самопознания и коммуникативной культуры подростков, научить общению и пониманию других людей, как работать в коллективе, уметь дружить и строить доверительные отношения. Помочь усвоить стандартные приемы этических форм общения с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению; раскрыть причины отсутствия взаимопонимания. Научить способам преодоления напряженных ситуаций, конструктивно и мирно разрешать конфликты. А также дать представление о том, какое место в жизни человека занимают деньги, какую роль они играют в экономике. Выяснить, для чего нужны деньги подросткам, научить правильно ими распоряжаться.
III Я - гражданин своей страны
Воспитывать гражданское самосознание и причастность к своим истокам, пониманию необходимости изучения своих прав и обязанностей. Узнать, что такое гражданство и научить уважительному отношению к законам своей страны, а также развивать чувство патриотизма, гордости за свою Родину. Упорядочить знания учащихся об ответственности несовершеннолетних, ознакомить с видами наказаний, применяемых к несовершеннолетним преступникам. Вести профилактику правонарушений и формировать у подростков чувство ответственности за свои поступки.
IV Смотри по жизни вперед Выработать у подростков негативное отношение к курению, разъяснить какой вред организму человека наносит табачный дым. Учить ребят рассуждать и осознавать пагубность пристрастия к алкоголю, подвести к выводу об опасности употребления спиртных напитков, формировать отрицательное отношение к алкоголизму как безнравственному явлению нашей жизни. Ознакомить с наркоманией как с антисоциальным и вредным для здоровья явлением, заострить внимание на опасных последствиях первого употребления наркотических веществ. Развивать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению и употреблению наркотических средств, разъяснить представление о воздействии никотина и наркотика на физиологию организма и психику человека. Воспитывать желание подростков вести здоровый образ жизни.
Список литературы
Макеева А.Г. Не допустить беды: Разумный выбор: Пособие для работы с учащимися 8-9 классов. – М.: Просвещение, 2003.
О.В. Летнева. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы. – Волгоград «Учитель» 2005.
Т. И. Магомедова, Л. Н. Канищева. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы. – Волгоград «Учитель» 2007.
Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-8 классы. – М.: ВАКО, 2009.
В.А. Великородная, О.Е. Жиренко. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию.5-11 классы. – М.: «ВАКО», 2006.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Т.А. Харитончик. Правовое воспитание. - Волгоград «Учитель» 2011.