Рабочая программа логопедических занятий в коррекционной школе VIII вида ( 5 класс)
Пояснительная записка
Содержание программы логопедической работы построено с учётом программ В.В. Воронковой по обучению грамоте, изучению русского языка в 1-5 классах.
Коррекционная работа осуществляется в соответствии с Рекомендациями по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида (письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.06.2002 №29 2194-6)
Характеристика нарушений речевого развития
учащихся коррекционной школы VIII вида.
У умственно отсталых детей отмечается позднее развитие речи и её качественное своеобразие. Основной причиной нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью является грубое недоразвитие познавательной деятельности. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, формирования всех языковых обобщений.
Речевые нарушения у детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи.
Отмечается большая распространённость полиморфных нарушений произношения, часто сочетающихся с нарушениями звукослоговой структуры слова.
К особенностям лексики умственно отсталых детей относятся бедность словарного запаса, неточность употребления слов, большое количество замен, трудность актуализациии словаря, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.
Недоразвитие грамматического строя речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения заданий, требующих грамматических обобщений. Наблюдаются нарушения в синтаксических структурах предложений, недостаточно развиты морфологические обобщения, процессы словоизменения и словообразования.
У умственно отсталых учащихся оказываются несформированными все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом. В различной степени нарушены уровни порождения речевого высказывания. Наиболее недоразвитыми оказываются смысловой и языковый уровни, требующие сформированности операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Сокращённый, из – за более позднего становления речи, срок речевой практики не позволяет умственно отсталым детям к началу обучения в школе приобрести необходимый речевой опыт.
Несформированность фонетико - фонематических и лексико - грамматических представлений у многих умственно отсталых детей приводит к трудностям овладения письменной речью, к расстройствам процессов чтения и письма.
Цели и задачи логопедической работы.
Цель. Восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи у
детей с нарушением интеллекта.
Задачи работы по преодолению отклонений речевого развития.
Логопедическая работа с учащимися осуществляется по этапам. Задачи логопедических занятий каждого этапа определяют содержание и приёмы коррекционно – развивающего обучения.
I этап - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
Задачи:
Коррекция дефектов произношения (постановка и автоматизация звуков путём использования специальных логопедических приёмов в индивидуальной и фронтальной работе) и просодики.
Воспитание активного произвольного внимания к звукам речи.
Закрепление звуко - буквенных связей.
Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем).
Формирование элементарных и сложных форм фонематического анализа слов различной структуры, слогового анализа и синтеза слов.
Фонетико-фонематические нарушения у школьников приводят к затруднениям в овладении грамотным письмом и правильным чтением. Вследствие этого на протяжении всех лет обучения специально и целенаправленно ведётся работа, направленная на коррекцию и развитие слуховых и кинестетических дифференцировок, на формирование первоначальных фонетических обобщений.
Усложнение работы по годам обучения происходит в плане требования более высокого уровня интериоризации навыков, использования слов со сложной звуко-слоговой структурой, усилении самостоятельности учащихся.
II этап -восполнение пробелов в развитии лексического запаса и
грамматического строя речи.
Задачи:
Уточнение, обогащение, активизация словарного запаса, расширение семантики слова.
Развитие навыков словоизменения и словообразования.
Формирование структуры предложения.
В процессе практических грамматических упражнений в 5-7 классах изучаются различные разряды слов – мебель, члены семьи, профессии людей, бытовые предметы; начинается систематическое изучение элементарного курса практической грамматики. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся.
Части речи изучаются в том объёме, который позволяет поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся.
Центральное место во всей системе формирования лексико – грамматических средств языка занимает работа над предложением. Изучение данной темы имеет особое значение для подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью к общению, к овладению более высокой ступенью речевого развития – связной речью. Эта тема включается в программу всех лет обучения.
В младших классах проводится работа по развитию умения грамматически правильно оформлять и осознанно употреблять предложения различной структуры. В процессе упражнений учащиеся закрепляют навыки в сочетании слов в предложении различными способами (согласование, управление, примыкание).
III этап - восполнение пробелов в формировании связной речи.
Задачи:
Развитие смыслового программирования текста.
Овладение учащимися языковыми средствами оформления связного текста.
Повышение речевой мотивации.
В процессе развития связной речи у учащихся в течение всех лет обучения на первый план выступает работа над смысловой стороной текста. Одновременно осуществляется развитие умений языкового оформления связного высказывания.
Усложнение работы происходит за счёт постепенного убывания вспомогательных средств развития речи, увеличения объёма и насыщенности содержания текстов и сюжетных картин, введения более сложных по своим функционально – смысловым характеристикам текстов (например, элементов текста – рассуждения); усиления самостоятельности детей. При работе в группах учащихся с более высоким уровнем развития связной речи используются разнообразные виды творческого рассказывания.
На каждом из этапов в течение всех лет обучения ведётся комплексная работа по решению коррекционно – воспитательных задач:
Создание условий для повышения речевой мотивации.
Формирование и развитие устойчивости и переключаемости внимания.
Расширение объёма зрительной и слуховой памяти.
Развитие зрительного гнозиса (предметного и буквенного), зрительно - пространственного анализа и синтеза.
Формирование пространственного восприятия и представлений, пространственной ориентировки, дифференциации правых и левых частей тела, ориентировки в окружающем пространстве. Закрепление речевых обозначений зрительно – пространственных отношений.
Формирование и развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
умение внимательно слушать и слышать педагога, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;
умение понять и принять учебную задачу;
умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия в соответствии с заданием;
умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
умение осуществлять самоконтроль (работа с образцами),
умение адекватно реагировать на контроль и оценки педагога.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных учебной деятельности:
учить давать ответы в соответствии с инструкцией;
учить по ходу учебной работы отвечать на вопросы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
учить комментированию последовательности выполнения учебного задания;
учить подводить итоги своей деятельности, анализировать ошибки;
соблюдение речевого этикета при общении.
Формирование и развитие полноценных учебных умений.
Работа с учащимися первого класса имеет свою специфику. В течение всего учебного года с первоклассниками параллельно проводятся групповые занятия по коррекции звуковой стороны речи (3 часа в неделю), занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи (1 час в неделю – I – III четверть; 2 часа в неделю – IV четверть).
Для учащихся первого класса программа по коррекции устной речи предусматривает
предварительный (подготовительный) этап, задачами которого являются:
Развитие слухового внимания и восприятия, речевого слуха, зрительно-
пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти.
Коррекция общей, ручной и артикуляторной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания и голоса.
В планах для работы с учащимися 5-7 классах отражено основное содержание и примерные сроки каждого этапа. Программа предусматривает продление сроков I этапа в том случае, если учащиеся имеют сложную форму нарушений письменной речи или обучаются в специальной школе первый год. Количество занятий по каждой теме I этапа зависит от конкретного состава группы, т.е от уровня сформированности звуковой стороны речи у детей. Изучение тем на логопедических занятиях предваряет их изучение на уроках русского языка в данном классе. Таким образом, устранение пробелов в формировании практического уровня усвоения языка способствует подготовке детей к овладению знаниями о языковых явлениях в рамках программы по русскому языку.
В связи с тем, что нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный
характер, на протяжении всех этапов коррекционной работы с учащимися логопедическое воздействие направляется на речевую систему в целом.
При коррекции звуковой стороны речи, автоматизация и дифференциация звуков проводиться на материале упражнений, способствующих уточнению и обогащению словарного запаса, формированию структуры предложения, развитию навыков словоизменения и словообразования. При этом приоритетной на данном этапе обучения остаётся задача восполнения пробелов звуковой стороны речи.
Несмотря на то, что для коррекции связной речи отведён отдельный, III этап обучения, работа по её развитию проводится, начиная с первых занятий. Цель данной работы – подготовка учащихся к свободному учебному высказыванию. Необходимо учить детей пользоваться средствами языка в условиях учебной работы (формирование умений отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, составлять высказывание с использованием усвоенной терминологии, комментировать последовательность выполнения задания).
На II и III этапах обучения в процессе решения основных задач, продолжается работа
по автоматизации звуков в самостоятельной речи учащихся.
Таким образом, все этапы коррекционной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает учащихся к изучению более сложного материала следующего.
Ведущими принципами построения и определения содержания программы являются общедидактические принципы, специальные принципы логопедического воздействия, принципы обучения в коррекционной школе VIII вида.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся соответствуют программе В. В.
Воронковой по русскому языку.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами (практическими,
наглядными, словесными).
На всех этапах коррекционной работы с детьми используются практические
методы: упражнения (речевые и языковые, подражательно-исполнительские,
конструктивные, творческие), игры, моделирование.
Речевые и языковые упражнения включают задания, требующие наблюдения и
обобщения языковых признаков, употребления детьми словоформ и предложений в речи.
В коррекционной работе с детьми используются фонетические, словообразовательные,
лексические, морфологические и синтаксические упражнения.
Подражательно – исполнительские упражнения выполняются детьми в соответствии с
образцом. Упражнения практического характера (дыхательные, голосовые,
артикуляторные) на начальных этапах усвоения используется показ действий, а при
повторении наглядный показ заменяется словесным обозначением.
В упражнениях творческого характера детям предлагается использовать усвоенные способы на новом речевом материале.
Использование игровых упражнений вызывает положительный эмоциональный настрой детей, вызывает интерес к занятиям.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами (показом, пояснением, указаниями, вопросами). Используются различные игры: дидактические, подвижные, творческие, драматизации.
В работе с детьми на всех этапах применяется моделирование (графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова).
При логопедическом воздействии используются наглядные методы: наблюдения, сравнение рисунков и картин, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, показ образца задания, способа действия.
В сочетании с практическими и наглядными используются словесные методы (рассказ, пересказ, беседа) и приёмы (пояснение, объяснение, педагогическая оценка).
Выбор методов и приёмов определяется характером речевых нарушений, задачами и
содержанием коррекционного воздействия, этапом работы, индивидуальными
особенностями ребёнка. Для этапа постановки звука преимущественно используются
практические и наглядные методы. При автоматизации и дифференциации
звуков используются словесные методы. В целях закрепления правильных навыков
грамматических форм словоизменения и словообразования применяются
наглядные методы в сочетании со словесными.
Критерии успешности реализации программы.
Создание психолого-педагогических условий для эффективного внедрения программы.
Оптимизация системы логопедической работы в школе.
Возрастание коррекционно-педагогического потенциала всех участников процесса обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
Тематическое планирование групповых занятий
по коррекции нарушений письменной речи
5 класс
Этапы
коррекцион-ной работы
Тема
Кол-во
час.
Обязательный минимум (ЗУН)
Кон
раб.
Содержание работы по преодолению отклонений речевого развития
Уточнение и обогащение словарного запаса
Развитие грамматического строя речи
I четверть – 25 часов (обследование речи – 7 часов, групповые занятия – 18 часов).
I этап
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
(35 часов).
Звуки и буквы.
Гласные и согласные звуки.
2
Уметь:
1. Различать гласные и согласные звуки.
2. Определять количество гласных и согласных в словах.
Дифференциация понятий звук и буква.
Закрепление представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов, навыков анализа и синтеза слов.
Лето.
Образование формы множественного числа существит.
женского, мужского и среднего рода.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда и буквой ь.
9
Уметь:
I
1. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки на слух и в произношении.
2. Обозначать мягкость согласных звуков на письме.
3. Анализировать звуковой состав слов с мягкими согласными.
1
Слуховая и произносительная дифференциация мягких и твёрдых согласных.
Закрепление практических навыков обозначения мягкости согласных на письме двумя способами.
Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов.
Автоматизация звукового анализа и синтеза слов со сложной структурой.
Развитие фонематических представлений.
Отгадывание ребусов,
шарад.
Осень.
Лес.
Сад.
Ягоды.
Животный мир нашего края.
Детёныши животных.
Транспорт.
Посуда.
Профессии.
Перелётные птицы.
Приставочные глаголы.
Образование формы множественного числа существит.
женского, мужского и среднего рода.
Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных.
Состав слова. Образование однокоренных слов, обозначающих признаки и действия предметов.
Образование приставочных глаголов.
Закрепление в речи падежных форм существительных.
Образование слов, обозначающих профессии ( –ник-,
-тель-).
Образование слов, обозначающих названия детёны-шей животных (ед. и мн. число).
Образование слов с помощи приставок и суффиксов.
Ударные и безударные гласные.
2
Уметь:
I
1. Различать ударные и безударные гласные.
2. Определять безударную гласную в процессе письма.
3. Подбирать проверочные слова.
II
1. Различать ударные и безударные гласные.
2. Определять безударную гласную в процессе письма (с опорой на проговаривание).
3. Подбирать проверочные слова.
Сравнение звучания одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции.
Определение ударных и безударных гласных в процессе написания слов.
Упражнения в подборе проверочных слов.
Растительный мир нашего края.
Луг.
Море.
Закрепление навыков словоизменения и словообразования.
Однокоренные слова.
Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных.
Дифференциация звонких и глухих согласных (в-ф,
б-п).
5
Уметь:
I
1. Различать парные глухие и звонкие согласные звуки
(на слух, в произношении и написании).
2. Анализировать слова со сложной структурой по звуковому и слоговому составу (в умственном плане).
3. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова.
1
Уточнение и сравнение артикуляции и звучания парных глухих и звонких согласных (в-ф, б-п, д-т).
Закрепление практического навыка написания слов с глухими и звонкими согласными.
Развитие навыков звукового анализа слов со сложной структурой.
Развитие фонематических представлений.
Домашние и дикие животные.
Спорт.
Инструменты.
Сад.
Огород.
Одежда.
Обувь.
Глагольный словарь.
Инструменты.
Явления природы.
Образование притяжательных прилагательных.
Словообразование существительных
(-ист-).
Образование формы множественного числа существи-тельных.
Закрепление навыков словоизме-нения и слово-образования.
Однокоренные слова.
Закрепление правильного употребления в речи падежных форм существительных.
II четверть – 17 часов
Дифференциация звонких и глухих согласных (г-к, з-с, ж-ш).
Оглушение звонких согласных в середине и на конце слова.
7
II
1. Различать парные глухие и звонкие согласные звуки
(на слух, в произношении и написании).
2. Анализировать слова со сложной структурой по звуковому и слоговому составу (с опорой на проговаривание).
3. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова (по образцу).
1
Уточнение и сравнение артикуляции и звучания парных глухих и звонких согласных (г-к, з-с, ж-ш).
Наблюдение несовпадения норм произношения с нормами правописания.
Закрепление умения подбирать проверочные слова.
Школа.
Учебные вещи.
Дача.
Насекомые.
Птицы.
Звери.
Растения сада.
Посуда.
Одежда.
Образование существительных, глаголов префиксальным способом.
Дифференциация приставок и предлогов. Различение частей речи. Имя существительное.
Дифференциация одушевлённых и неодушевлённых существительных.
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (категория числа).
Категория рода. Дифференциация мужского, женского и среднего рода существительных.
Дифференциация звуков, имеющих акустико – артикуляционное сходство.
10
Уметь:
I
1. Различать согласные звуки, имеющие акустико – артикуляционное сходство
(на слух, в произношении и написании).
2. Анализировать слова со стечением согласных по звуковому и слоговому составу (в умственном плане).
II
1. Различать согласные звуки, имеющие акустико – артикуляционное сходство
(с опорой на сравнительный анализ звучания и артикуляции звуков).
2. Анализировать слова со звуками, имеющими акустико – артикуляционное сходство по звуковому и слоговому составу (с опорой на проговаривание).
1
Уточнение и сравнение слуховой и произносительной характеристики смешиваемых звуков.
Узнавание звука по показу беззвучной артикуляции, характеристика артикулемы, фиксация внимания на её наиболее выразительных признаках.
Развитие практического навыка написания слов с гласными и согласными звуками, имеющими артикуляционно – акустическое сходство.
Развитие сложных форм фонематического анализа.
Животные.
Птицы.
Насекомые.
Инструменты.
Растения.
Лес, теплица, сад, цветник.
Животные водоёмов.
Рыба (лещ, щука, карась)
Комнатные растения.
Цветы.
Бытовые предметы.
Одежа.
Обувь.
Посуда.
Относительные прилагательные.
Формы винительного падежа, дательного, родительного, творительного, предложного падежей существительных.
Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Образование относительных прилагательных.
Календарно – урочное планирование групповых занятий
по коррекции нарушений письменной речи
5 класс
№
Дата
Тема занятия
Цели (задачи) занятия
Развитие фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза.
Обогащение и уточнение словаря.
Развитие грамматического строя речи
Оборудование.
Развитие психологической базы речи
I четверть – 25 часов (обследование речи – 7 часов, групповые занятия – 18 часов).
1-7
1.09-15.09 Обследование устной и письменной речи.
8
Звуки и буквы.
Гласные и согласные звуки.
Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков.
Фонематический анализ слов.
Понятия «звук – буква», «гласные – согласные» звуки.
Структура простого распространённого предложения.
Звуковые схемы слов, магнитная азбука.
Развитие умения выполнять учебную задачу в соответствии с полученной инструкцией.
9
Гласные и согласные звуки.
Фонематический анализ слов.
Автоматизация умения различать и выделять из слов гласные и согласные звуки.
Развитие сложных форм фонематического анализа слов.
Лето.
Образование формы множественного числа существительных.
Сюжетная картинка «Лето», лото «Один – много», звуковые схемы слов.
10
Мягкие и твёрдые согласные.
Закрепление слуховой и произносительной дифференциации мягких и твёрдых согласных.
Подбор слов с определённым количеством звуков.
Ягоды.
Образование формы множественного числа существительных.
Опорная таблица, лото «Один – много», сигнальные карточки, звуковые схемы слов.
Развитие слухового внимания.
11
Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, я, ю.
Закрепление умения обозначать мягкость согласных на письме гласными II ряда.
Слоговой анализ и синтез слов.
Посуда.
Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных.
Плакат с правилом, звуковые схемы слов, предметные картинки.
Активизация умения пользоваться усвоенной терминологией.
12
Обозначение мягкости согласных буква-ми и, е, ё, я, ю.
Закрепление умения обозначать мягкость согласных на письме гласными II ряда.
Развитие сложных форм фонематического анализа слов.
Лес.
Сад.
Корень слова. Однокоренные слова.
Опорные таблицы. сюжетные и предметные картинки, игра «Кто больше запомнит?».
Расширение объёма зрительной памяти.
13
Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, я, ю.
Автоматизация умения обозначать мягкость согласных на письме гласными II ряда.
Соотнесение слов со схемами. Фонематический анализ слов.
Дикие и домашние животные.
Корень слова. Однокоренные слова.
Перфокарты, звуковые схемы слов, тетради по коррекции письменной речи.
Развитие зрительного гнозиса.
14
Обозначение мягкости согласных буквой ь.
Закрепление умения обозначать мягкость согласных на письме буквой ь.
Сравнения количества звуков и букв в словах.
Глагольный словарь.
Образование приставочных глаголов.
Опорная таблица, звуковые схемы слов, игра «Подпиши картинки».
Развитие умения подводить итоги своей деятельности.
15
Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, и, я, ю, ь.
Закрепление умения обозначать мягкость согласных на письме гласными II ряда, буквой ь.
Звуковой анализ слов. Отгадывание ребусов.
Перелётные птицы.
Образование слов с помощи приставок.
Сюжетные картинки, опорная таблица, тетради по коррекции письменной речи.
Совершенство-вание умения комментировать выполнение задания.
16
Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, и, я, ю, ь.
Автоматизация умения обозначать мягкость согласных на письме гласными II ряда, буквой ь.
Придумывание предложений с определённым количеством слов.
Профессии.
Образование слов, обозначающих профессии (суффиксы –ник-,
-тель-).
Опорная таблица, плакат с правилом, сюжетные картинки, игра «Кем быть?».
Развитие произвольного внимания.
17
Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, и, я, ю, ь.
Автоматизация умения обозначать мягкость согласных на письме гласными II ряда, буквой ь.
Развитие сложных форм фонематического анализа слов в структуре предложения.
Детёныши животных.
Образование слов, обозначающих названия детёнышей животных (ед. и мн. число).
Опорная таблица, сюжетные картинки, игра «Вставь буквы», тетради по коррекции письменной речи.
Развитие умения пользоваться усвоенной терминологией.
18
Проверочный диктант по теме: «Обозначение мягкости согласных на письме».
Проверка умения обозначать мягкость согласных на письме.
Развитие сложных форм фонематичес-кого анализа слов в структуре предложения.
«Осень».
Структура простого распространённого предложения.
Сюжетная картинка, звуковые схемы слов, карточки.
Развитие навыков самоконтроля.
19
Ударные и безударные гласные.
Закрепление умения определять безударные гласные в слове в процессе написания слов.
Развитие сложных форм фонематичес-кого анализа слов.
Море.
Вода.
Образование слов с помощью суффиксов.
Сюжетные картинки, плакат с правилом, звуковые схемы слов, карточки.
Соблюдение речевого этикета.
20
Ударные и безударные гласные.
Развитие умения подбирать проверочные слова.
Подбор слов с определённым количеством звуков.
Луг
(трава, земля, цветы, пчела, оса).
Закрепление навыков словообразования.
Однокоренные слова.
Предметные картинки, плакат с правилом, карточки, игра «Составь слово».
Развитие оперативного мышления.
21
Глухие и звонкие согласные.
Сравнение слуховой и произносительной характеристик звонких и глухих согласных.
Развитие сложных форм фонематического анализа слов.
Животные.
Образование притяжательных прилагательных.
Предметные картинки, сигнальные карточки, опорная таблица.
Совершенство-вание умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
22
Дифференциация звуков в-ф.
Закрепление различения звуков в-ф в процессе письма.
Подбор слов со звуками в, ф. Развитие сложных форм фонематичес-кого анализа слов.
Спорт.
Словообразование существительных
(-ист-).
Сюжетные картинки, опорная таблица, сигнальные карточки.
Развитие наблюдатель-ности к языковым явлениям.
23
Дифференциация звуков б-п.
Закрепление различения звуков б – п в процессе письма.
Подбор слов со звуками б, п. Развитие сложных форм фонематичес-кого анализа слов.
Пища.
Форма творительного падежа с предлогом с в структуре предложения.
Тетради по развитию дифференциации согласных, плакат с правилом.
Совершенство-вание умения комментировать выполнение задания.
24
Проверочный диктант по теме: «Дифференциация глухих и звонких согласных».
Проверка умения различать глухие и звонкие согласные в-ф, б-п в процессе письма.
Развитие сложных форм фонематичес-кого анализа слов в структуре предложения.
Явления природы.
Закрепление навыков словоизменения и словообразования.
Однокоренные слова.
Игра «Слово за словом».
Развитие навыков самоконтроля.
25
Дифференциация глухих и звонких согласных.
Закрепление изученного.
Автоматизация различения звуков в-ф, б-п в процессе письма.
Придумывание слов с определённым количеством звуков.
Глагольный словарь.
Дифференциация приставок и предлогов.
Опорная таблица, сюжетные картинки, тетради по дифференциации согласных.
Развитие навыков самоанализа.
II четверть – 17 часов
1
Дифференциация звуков д-т.
Сравнение слуховой и произносительной характеристики звуков д – т.
Подбор слов со звуками д, т.
Развитие сложных форм фонематичес-кого анализа слов.
Сад.
Огород.
Однокоренные слова. слов.
Тетради по дифференциации согласных, сигнальные карточки.
Активизация умения пользоваться усвоенной терминологией.
2
Дифференциация звуков д-т.
Автоматизация навыка написания слов со звуками
д – т.
Фонематический анализ слов со сложной структурой.
Глагольный словарь.
Инструменты.
Закрепление правильного употребления в речи падежных форм существительных.
Предметные картинки, лото «д-т», перфокарты, игра «Подпиши картинки».
Развитие слуховой памяти.
3
Дифференциация звуков г-к.
Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков
г – к.
Подбор слов с определённым количеством звуков.
Птицы.
Дифференциация предлогов и приставок.
Сюжетные картинки, опорная таблица, лото
«г-к», игра «Звонкие и глухие».
Развитие произвольного внимания.
4
Дифференциация звуков з-с.
Сравнение слуховой и произносительной характеристики звуков з – с.
Отгадывание ребусов (выделение первого звука, синтез звуков в слова).
Дикие животные.
Части речи.
Существительные.
Предметные картинки, ребусы, сигнальные карточки, лото «з-с».
Развитие мыслительных операций анализа, синтеза.
5
Дифференциация звуков з-с.
Автоматизация навыка написания слов со звуками
з-с.
Развитие сложных форм фонематического анализа слов со звуками з-с.
Домашние животные.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Тетради по дифференциации согласных, игра «Подпиши картин-ки», перфокарты.
Развитие оперативного мышления.
6
Дифференциация звуков ш-ж.
Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков
ж-ш.
Подбор слов со звуками ж, ш.
Слоговой синтез слов.
Лужайка.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Сюжетная картинка, сигнальные карточ-ки, звуковые схемы, опорная таблица с вопросами.
Развитие умения выполнять учебную задачу в соответствии с инструкцией.
7
Проверочный диктант по теме: «Дифференциация глухих и звонких согласных».
Проверка умения различать глухие и звонкие согласные в процессе письма.
Анализ предложений в структуре текста.
Животные.
Птицы.
Насекомые.
Категория числа. Дифференциация единственного и множествен. числа существительных
Предметные картинки, игра «Один – много».
Совершенствование коммуникативных навыков.
8
Дифференциация звуков с – ш.
Уточнение и сравнение артику-ляции и звучания звуков с-ш.
Подбор слов определённым количеством звуков.
Посуда.
Одежда.
Категория рода. Дифференциация мужского, женского и среднего рода.
Предметные картинки, сигнальные карточки, лото «с-ш», игра «Он, она, оно».
Развитие наблюдатель-ности к языковым явлениям.
9
Дифференциация звуков с – ш.
Автоматизация навыка написания слов со звуками
с-ш.
Развитие сложных форм фонематичес-кого анализа слов со звуками с-ш
в структуре предложения.
Семья.
Употребление в речи формы дательного падежа существительных.
Предметные картинки, тетради по дифференциации согласных звуков,
«Подарки».
Развитие оперативного мышления (перенос действий во внутренний план).
10
Дифференциация звуков з – ж.
Автоматизация навыка написания слов со звуками з-ж.
Развитие сложных форм фонематичес-кого анализа слов со звуками з-ж
в структуре предложения.
Животные и их детёныши.
Употребление в речи формы творительного падежа
существительных.
Сюжетные и предметные картинки, плакат с предложениями «Вставь букву», игра «Кто с кем».
Развитие слухового внимания.
11
Дифференциация звуков с – ц.
Автоматизация навыка написания слов со звуками с-ц.
Развитие сложных форм фонематического анализа слов.
Растения.
Лес, теплица, сад, цветник.
Употребление в речи формы предложного падежа
существительных.
Звуковой кроссворд,
игра Что где растёт?» тетради по развитию зритель-ного гнозиса.
Развитие зрительно – пространствен-ного анализа и синтеза.
12
Дифференциация звуков с – щ.
Автоматизация навыка написания слов со звуками
с-щ.
Анализ предложения на слова.
Роща.
Составление предложения по опорным словам, данным в начальной форме.
Сюжетные картинки, карточки со словами..
Активизация познавательной активности.
13
Дифференциация звуков с – ч.
Автоматизация навыка написания слов со звуками
с-ч.
Определение места заданного слова в предложении.
Дача.
Закрепление в речи предложно – падежных конструкций.
Сюжетные картинки, схемы предложений, игра «Кто где спрятался?»
Совершенствование умения подводить итоги собственной деятельности.
14
Дифференциация звуков р – л.
Уточнение и сравнение артику-
ляции и звучания звуков р и л.
Подбор слов со звуками р, л Фонематический анализ слов.
Относитель-ные прила-гательные.
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Сигнальные карточки, лото «р-л», игра «Готовим сами».
Развитие умение подчинять свои действия инструкциям.
15
Дифференциация звуков р – л.
Автоматизация навыка написания слов со звуками р-л.
Развитие сложных форм фонематичес-кого анализа слов со звуками р-л в структуре предложения.
Музыкальные инструменты.
Составление предложения по опорным словам, данным в начальной форме.
Сюжетные картинки, карточки со словами для составления предложений, игра «Кто что подарил?»
Развитие зрительного внимания, зрительной памяти.
16
Проверочный диктант по теме: «Дифференциация согласных звуков».
Проверка навыков написания слов с звуками, имею-щими акустико – артикуляционное сходство.
Развитие фонематических представлений.
«Гроза».
Закрепление связи слов в предложении.
Игра «Слово за словом».
Развитие навыков самоконтроля.
17
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
Автоматизация навыков написания слов с звуками, имеющими акусти- ко – артикуля-ционное сходство.
Развитие сложных форм фонематиче-ского анализа слов в структуре предложения.
Наш город.
Закрепление правильного употребления в речи падежных форм существительных.
Сюжетные картинки, лото, карточки, ребусы.
Совершенствование коммуникативных навыков.
Учебно – методический комплекс по 5 классу
Учебная программа
Методический материал
Дидактический материал
Дополнительная литература
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Под ред. В.В. Воронковой.
Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. Дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма у школьников.
Р. И. Лалаева. Методика коррекции нарушений чтения и письма.
А.К. Аксёнова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.
Е.В. Мазанова. Преодоление нарушения письма. М., 2004
Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии, обусловленной нарушение языкового анализа и синтеза. М., 2004
Е.В. Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. М., 2004
Дидактический материал по закреплению дифференциации согласных.
И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у школьников. М, 1995
Коррекция дисграфии. В кн. Логопедия в школе. Под ред. В.С. Кукушкина. М. 2005
Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999
Ф. Спирова, А. В. Ястребова. Методика обследования лексического запаса и грамматического строя языка.
Р. И. Лалаева. Методика коррекции нарушений лексико – грамматической стороны речи.
Е.В. Мазанова. Коррекция аграмматической формы
дисграфии.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя существительное. М., 2004
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. Состав слова. М., 2004
Дидактический материал по развитию лексико – грамматического строя речи.
С.Ю. Ильина. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. С-П, 2005
О. В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. Логопедическая работа с учащимися, имеющими общее недоразвитие речи. М.
П.М. Бабаев. Играем на уроках русского языка. М., 1989
А.В.Соболева. Загадки – смекалки.
Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. Формирование связной речи у детей – олигофренов.
М. И. Оморокова, Л.Д. Бокарева. Сюжетные картины по развитию речи. М., 1990
А.В.Ястребова. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ (III этап). М., 1997
Мисаренко Г.Д. Знакомство младших школьников с правилами построения текста. «Логопед», №1, 2006
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615