Применение интерактивной доски на уроках математики как условие развития математического мышления.


Применение интерактивной доски на уроках математики как условие развития математического мышления
Составила:учитель – дефектолог
Орлянская Ольга Петровна
«Математика – наука для глаз, а не для ушей»
К.Ф.ГауссРоль математики в развитии логического мышления, познавательной активности учащихся исключительно велика. Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики учащиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.
Поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение урока мне позволяет применение ИКТ.
Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.
Распространенной разновидностью применения ИКТ на уроках становится все больше – применение интерактивной доски, в арсенале возможностей которой заключены традиционные методы и техники учения, но в совокупности с активацией других видов памяти, внимания и сосредоточенности учащихся.
Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, присоединенный к компьютеру. Изображение с него передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов.
Сопровождающим программным обеспечением интерактивной доски могут быть такие приложения как ActivStudio, ActivInspire. С помощью интерактивных возможностей спецфайлов, созданных в данных программных приложениях – флипчартов, реализуются такие эффективные принципы обучения как наглядность материала, улучшенная степень восприятия, а следовательно, и усваиваемости, а главное мотивации к самостоятельной познавательной деятельности и познавательной активности. Флипчарт может содержать в себе как обычные картинки, так и арсеналом интерактивных функций, для реализации которых используется большое количество инструментов и технологических приёмов. Соответственно, в зависимости от составляющей и содержательной части, флипчарты могут быть смоделированы и реализованы для различных целей на различных этапах обучения. Интерактивная доска, с помощью специального маркера, позволяет перемещать по своей поверхности рисунки, фотографии, тексты. Копировать их, вращать, изменять их размер и форму. С помощью маркера Интерактивной доски можно не только рисовать на ее поверхности, но и управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, выделять и перетаскивать объекты. Маркер в этом случае заменяет компьютерную мышь. Эта особенность позволяет использовать с интерактивной доской многие компьютерные программы, в том числе большую часть существующих мультимедийных компьютерных образовательных программ.
С помощью интерактивной доски на уроках математики использую презентации, флипчарты, видеоролики, видео-уроки и т.д.
В процессе внедрения и применения форм работы с интерактивной доской и сопровождаемым программным обеспечением фигурируют также следующие преимущества интерактивной доски:
1) Дополнительно экономится время на уроке за счет того, что:
-не надо стирать с доски;
-для решения новой задачи берется чистый лист;
-в случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Последнее наиболее существенно, так как сохраненные интерактивной доской решения всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, которые пропустили или не вполне хорошо освоили тему.
2) На одном и том же чертеже можно решить несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж при этом не стирается.
Если ученик по какой-либо причине пропустил урок, все записи урока сохраняются в электронном виде, и он может в любой момент просмотреть их и отработать материал самостоятельно.
3) При введении новых понятий, с использованием презентации и чертежей, выполненных в «живой математике», задействуются различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, эффективнее отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала.
Предоставляется возможность быстро проводить проверку усвоения материала путем тестирования (фронтального или индивидуального) с последующим разбором (используются печатные тексты или презентация с заданиями, проверка и разбор теста осуществляется также с помощью презентации или с помощью сканера).
Конечно, присутствуют темы, при изучении которых эффективность интерактивной доски не так очевидна, но ее использование целесообразно даже в этом случае, так как позволяет использовать ее фрагментарно.
При использовании интерактивной доски необходимо (минусы):
Владение пользовательскими навыками;
Умение одновременно использовать различные виды программного обеспечения
Четкое представление о возможностях интерактивной доски в теме урока;
Всегда иметь альтернативный план проведения урока без использования ТСО.
При планировании урока с использованием интерактивной доски важно учитывать рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями), соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, необходимый, достаточный двигательный режим с использованием динамических пауз. В зависимости от учебных и воспитательных задач урока интерактивная доска может быть использована для контроля знаний, объяснения нового материала, пояснения к домашнему заданию, для организации физкультминутки. Важно определить необходимость использования ТСО в зависимости от конкретных задач. Использование доски не должно быть постоянным и однообразным. Важно учитывать
-напряженность деятельности, утомляемость глаз, время, отведенное на выполнение конкретного задания
-учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы
-создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии
-использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Ниже приведена таблица, в которой отображено максимально разрешенное время использования интерактивной доски на уроке
Таблица
Классы Продолжительность использования интерактивной доски на уроке
1-2 15 минут
3-4 20 минут
5-7 до 25 минут
8-9 до 30 минут