Разработка урока по теме:Претворение евангельского сюжета в повести Леонида Николаевича Андреева «Иуда Искариот».
Претворение евангельского сюжета в повести Леонида Николаевича Андреева «Иуда Искариот».
(слайд 1-2)
Цели:
образовательные: постижение идеи произведения через раскрытие образов героев, мировосприятие их и автора; наблюдение за языком художественного произведения как средством характеристики героев и осуществления замысла писателя; совершенствование навыков филологического анализа текста;
развивающие: развитие логического мышления (умение анализировать поступки, делать выводы, объяснять, доказывать свою точку зрения); развитие монологической речи учащихся; развитие творческих способностей, навыков самообучения, развитие критического мышления;
воспитательные: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи; воспитание нравственных ценностей и критического отношения ко злу; эстетическое восприятие урока.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: портрет Л. Андреева, презентация, видео, музыка
(слайд 3)
Эпиграф урока:
Они рады бы отделиться друг от друга,
но терновый венец связывает их неразрывно.
Л. Андреев
Ход урока.
I. Вводно-мотивационный этап.
Объявление темы урока, озвучивание эпиграфа. (Запись в тетради)
Слово учителя.
В жизни каждого человека наступает такое время, когда ему хочется разобраться в том, что происходит в мире и с людьмиСегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и возвращаются забытые имена, когда возвращаются в сознание людей понятия Добра, Милосердия, Человечности и Покаяния. Мы все чаще говорим о духовности, о духовном обновлении человека. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об очень важном, о Добре и Зле, Совести и Вере, и мне очень хочется, чтобы чудо постучалось в каждое ваше сердечко и сделало Вас еще добрее и чище.
(слайд 4)
Тема евангельских мотивов в русской литературе выглядит как своеобразное знАмение времени. И мы, сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах.
Обратите внимание, эпиграфом нашего урока служат слова Л.Н. Андреева.
Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, - это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого и Достоевского, М. Булгакова и Л. Андреева.
(слайд 5,6,7,8)
«Чтение этого писателя – сродни хождении по заминированному полю: ходить по нему опасно, но, научившись различать мины, мы можем подорваться на случайной, залетевшей на вполне мирную территорию» П.Басинский.
Леонид Николаевич Андреев (1871 - 1919) – один из тех русских писателей, которые определяют умонастроения общества на рубеже 19 – 20 веков. Он начал свою деятельность с судебного репортера, позже начал писать рассказы, сблизился с Горьким. Андреев не принял октябрьского переворота 1917 года, он стал эмигрантом, оставшись на территории, которая отошла к Финляндии.
В 17 лет в своих дневниках, Андреев обещал себе: «своими писаниями разрушит и мораль, установившиеся человеческие отношения, разрушит любовь и религию и закончит свою жизнь ВСЕРАЗРУШЕНИЕМ»
За всю жизнь Л.Н. Андреев трижды пытался покончить жизнь самоубийством. Из-за болезни сердца – смерть в Финляндии.
Известно, что перед тем, как писать повесть, Андреев не читал текст Евангелия, а читал книгу Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса».
Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Так, например, есть Иуда – герой и великомученик у М. Волошина, а в “биографии” Иуды, появившейся в средние века, он – “совершенный злодей во всем”. В рассказе Х.Л. Борхеса “Три версии предательства Иуды” доказано, и довольно изобретательно, что Иуда – это и есть И. Христос. Есть и немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры.
История создания повести «Иуда Искариот».
Вспомним нашу историю, первая русская революция началась с Кровавого воскресенья, 9 января 1905 года, когда по инициативе священника Гапона петербургские рабочие пошли к Зимнему дворцу с петицией Николаю Второму, и это мирное массовое шествие было расстреляно царскими войсками. Леонид Андреев задумал произведение. В котором бы отразились бы эти события. Со временем замысел приобрел более общие, философские черты: писатель переосмысливает евангельский сюжет, ставит вечные вопросы добра и зла под необычным углом. Постепенно рассказ перерос в повесть.
Повесть «Иуда Искариот создавалась Л.Андреевым в 1907(36 лет) году на Капри, после смерти жены, А.М. Велигорской в период, когда первая русская революция потерпела поражение и многие русские интеллигенты, потрясенные увиденным, переживали сложнейший духовный кризис, когда для многих их них наступила пора отступничества. Показательно, что в те годы эта тема также занимала и М.Горького (замысел очерка «Шпион»). В повести «Иуда Искариот» нашли свое отражение и философские, и общественно-политические взгляды Л.Н.Андреева.
Первоначально, в первой публикации в «Сборнике товарищества «Знание» за 1907 год, повесть называлась «Иуда Искариот и другие».
Острие Андреевского замысла было направлено на то, чтобы вывести смысл темы отступничества, предательства за пределы определенной социально-политической ситуации данного времени, извлечь из этой темы нечто всеобщее, вечное содержание. Писателя тревожил разрыв между высоким идеалами и реальными человеческими поступками, особенно заметный, когда человек попадает в кризисную жизненную ситуацию «последнего» выбора.
В основе повести лежит всем хорошо известная евангельская история о предательстве Иудой Искариотом Иисуса Христа. Однако в художественном произведении Л.Андреева эта история получила нетрадиционную трактовку. Сам Л.Н.Андреев назвал «Иуду Искариота» - «нечто по психологии, этике и практике предательства». М.Волошин в сборнике «Лики творчества» отметил, что Л.Андреев создал как бы «Евангелие наизнанку».
( Сегодня мы должны увидеть какой же Иуда у Л. Андреева?
Обратимся к повести.
(слайд 9)
II. Актуализация прежних знаний.
(слайд 10,11)
Заполнение таблицы «Знаю, Хочу узнать, Узнал(а)».
( Ребята, используя все свои знания, расскажите, что вы знаете об Иуде?
- один из апостолов
- предал Иисуса
- ведал расходами Христа
- носил «денежный ящик» для подаяний
- по евангельским сюжетам, Иуда пошел к первосвященникам и предложил за 30 серебряников предать Христа
- Иуда ведет толпу, посланную схватить Иисуса, и своим поцелуем помогает опознать Христа в ночной темноте
- вернул 30 серебряников своим нанимателям
Таким образом ребята, используя свои знания о Иуде, вы воспроизвели сюжет повести, однако, Л. Андреев расширяет рамки повествования, и сейчас мы узнаем, как же он это сделал.
III. Изученире нового материала.
Работа с текстом.
А) Анализ образа Иуды.
Итак, повесть состоит из 9 глав.
Давайте обратимся к 1 главе. Пожалуйста, обратитесь к тексту стр. 1.
( Что подчеркнуто писателем в облике Иуды уже в первой главе? Что вы узнали об Иуде из 1 главы?
Иуда – человек дурной славы, его нужно остерегаться.
( Как к нему относились люди?
Никто не мог сказать о нем доброе слово. Добрые говорили, что он корыстолюбив, коварен, склонен к притворству и лжи; дурные – сравнивали со скорпионом «Нет, он не наш!»
( Почему у него не было детей?
Детей не было, ведь он дурной человек и не «хочет Бог потомства от Иуды».
( Как же выглядит Иуда? Прокомментируйте описание как будто двоившегося лица Иуды.
Зачитать.
«Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму; но оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту.»
( Что можно сказать о герое по его описанию внешности?
Противоречива внешность – противоречиво и поведение, двуличен. Противоречия героя даны через стихотворный прием – противопоставление, антитезу.
( Какое чувство вызывает описание внешности?
1. Необычность выбранных деталей портрета. Андреев описывает череп Иуды, сама форма которого внушает «недоверие и тревогу».
2. Обратим внимание на двойственность в облике Иуды, несколько раз подчеркнутую писателем. Ех: «недоверие, даже тревога; тишина и согласие; разрубленный и вновь составленный; живая – мертвенно – гладкая; и свет, и тьму».
NB! Такой портрет можно назвать психологическим: он передает суть героя – двойственность его личности, двойственность поведения, двойственность чувств, исключительность его судьбы.
Тревогу. Об этом говорит автор (звучат цитаты) и нагнетает это ощущение описанием головы Иуды.
Такой художественный приём называется - Экспрессивная образность. Иуда пока ничего не совершил, но атмосфера повествования все более накаляется.
( А как называют героя в произведении? Кто?
«И если порицали его добрые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи, то и дурные, которых расспрашивали об Иуде, поносили его самым жестокими словами. "Он ссорит нас постоянно,- говорили они, отплевываясь,- он думает что-то свое и в дом влезает тихо, как скорпион, а выходит из него с шумом»
( Каково же отношение автора к Иуде?
Для Л. Андреева характерно, что часто он называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение. Ученики чаще называют Иудой, а “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель” - так называет автор.
(Негативное.)
(слайд 12)
Говорящий библейский справочник.
Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии? Разобраться в библейских понятиях нам поможет говорящий библейский справочник:
Ученик: в религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, детей, т.к. “Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени. (Искариот – с еврейского «человек из Кериота», где Кериот - обозначение населённого пункта, возможно, тождественного иудейскому городку Кириафу, иногда значение выводят из арамийского «лживый»), в христианских религиозно-мифологических представлениях один из двенадцати апостолов, предавший Иисуса Христа. Сын некоего Симона; если традиционное истолкование прозвища (первое из приведённых выше) и отождествление Кериота с Кириафом верны, - уроженец Иудеи, чуть ли не единственный среди других учеников Христа - уроженцев Галилеи (Северной Палестины).
(слайд 13, 14)
Активизация межпредметных связей (ИЗО).
Выдающийся рисовальщик, превосходный живописец, гениальный инженер – Леонардо Да Винчи взял драматичный момент, когда Христос сообщает своим апостолам, что один из них предаст его, изобразил различие реакций апостолов на эти слова. Фреска, которая называется «Тайная вечеря» выполнялась на сухой штукатурке, что ярко отличало технику художника. (показ журнала)
События последних дней Христа нашли своё отражение в живописи. Этим событиям посвящены иконы, фрески, картины известнейших художников. Обратимся к ним, посмотрим, как изображали Иуду древние мастера - “Тайная вечеря”. Икона XVI века
- Как вы думаете, где Иуда? (версии учащихся).
Обращаем внимание учащихся на то, что изображение Иуды ничем не отличается от других: ни одеждой, ни безобразием лица, ни цветом волос, ни возрастом. Более того, его поза повторяет позу любимого ученика Христа – Иоанна.
Россели. “Тайная вечеря”. ХVI в. и Симон Ушаков.“Тайная вечеря”. Икона XVII века.
(слайд 15)
- В более поздних произведениях узнать Иуду легко по отсутствию нимба над головой, но опять же ничто в его внешности не вызывает подозрения , удивления или отвращения Он такой же, как и остальные ученики. Мы видим Иуду совсем не похожим на того, каким описал его Л.Андреев.
Б) Анализ образа Иисуса.
( Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?
“Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”, т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям.
Обратимся к тексту стр. 2.
( А Иуда как относится к Иисусу?
(Любит.)
(слайд 16)
Давайте систематизируем наши знания в виде таблицы.
Иуда
Иисус
Не любит людей, т.к. в них источник зла.
Любит людей
зло
добро
ложь
правда
Вывод: автор максимально сближает язык произведения с библейским, чтоб расположить к себе читателя, но нарушает сюжет: ученики Христа – трусы, предатели, а Иуда двуличный, непонятный, но умный.
МУЗЫКА
(слайд 17)
( Какое событие дало трещину в отношениях Иудой и Иисусом?
Раскол между Иисусом и Иудой.
«Когда, во время странствований Иисуса по Иудее, путники приближались к какому-нибудь селению. Искариот рассказывал дурное о жителях его и предвещал беду. Но почти всегда случалось так, что люди, о которых говорил он дурно, с радостью встречали Христа и его друзей, окружали их вниманием и любовью и становились верующими, а денежный ящик Иуды делался так полон, что трудно было его нести. И тогда над его ошибкой смеялись, а он покорно разводил руками и говорил: - Так! Так! Иуда думал, что они плохие, а они хорошие: и поверили быстро, и дали денег. Опять, значит, обманули Иуду, бедного, доверчивого Иуду из Кариота!
Но как-то раз, уже далеко отойдя от селения, встретившего их радушно, Фома и Иуда горячо заспорили и, чтобы решить спор, вернулись обратно. Только на другой день догнали они Иисуса с учениками, и Фома имел вид смущенный и грустный, а Иуда глядел так гордо, как будто ожидал, что вот сейчас все начнут его поздравлять и благодарить. Подойдя к учителю, Фома решительно заявил: - Иуда прав, господи. Это были злые и глупые люди, и на камень упало семя твоих слов.
И рассказал, что произошло в селении. Уж после ухода из него Иисуса и его учеников одна старая женщина начала кричать, что у нее украли молоденького беленького козленка, и обвинила в покраже ушедших. Вначале с нею спорили, а когда она упрямо доказывала, что больше некому было украсть, как Иисусу, то многие поверяли и даже хотели пуститься в погоню. И хотя вскоре нашли козленка запутавшимся в кустах, но все-таки решили, что Иисус обманщик и, может быть, даже вор.
- Так вот как! - вскричал Петр, раздувая ноздри.- Господи, хочешь, я вернусь к этим глупцам, и...
Но молчавший все время Иисус сурово взглянул на него, и Петр замолчал и скрылся сзади, за спинами других. И уже никто больше не заговаривал о происшедшем, как будто ничего не случилось совсем и как будто не прав оказался Иуда. Напрасно со всех сторон показывал он себя, стараясь сделать скромным свое раздвоенное, хищное, с крючковатым носом лицо, - на него не глядели, а если кто и взглядывал, то очень недружелюбно, даже с презрением как будто.
И с этого же дня как-то странно изменилось к нему отношение Иисуса. И прежде почему-то было так, что Иуда никогда не говорил прямо с Иисусом, и тот никогда прямо не обращался к нему, но зато часто взглядывал на него ласковыми глазами, улыбался на некоторые его шутки, и если долго не видел, то спрашивал: а где же Иуда? А теперь глядел на него, точно не видя, хотя по-прежнему - и даже упорнее, чем прежде, - искал его глазами всякий раз, когда начинал говорить к ученикам или к народу, но или садился к нему спиною и через голову бросал слова свои на Иуду, или делал вид, что совсем его не замечает. И что бы он ни говорил, хотя бы сегодня одно, а завтра совсем другое, хотя бы даже то самое, что думает и Иуда,- казалось, однако, что он всегда говорит против Иуды»
( Считает ли Иуда себя грешником?
Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”.
( Что он задумал?
Предательство.
(слайд 18)
(слайд 19)
(слайд 20)
(слайд 21)
Подсказки цветов для учащихся.
IV. Работа над символами цветов: нарцисс и лилия.
Так как Вы уже знакомы с текстом, ещё раз пробегите глазками текст главы 5 и найдите в тексте с какими цветами Иуда сравнивает Иисуса.
(Лилия и нарцисс)
(слайд 22)
Лилия в христианстве - символ чистоты, праведности, возрождения, бессмертия, воскрешения, греха и покаяния, очищенная от грехов душа
(слайд 23)
Нарцисс в христианстве символ – божественная любовь и жертва!
Обратимся к тексту глава 5.
5 глава
Сцена предательства.
«Как раз в это время Иуда Искариот совершил первый, решительный шаг к предательству: тайно посетил первосвященника Анну. Был он встречен очень сурово, но не смутился этим и потребовал продолжительной беседы с глазу на глаз. И, оставшись наедине с сухим и суровым стариком, презрительно смотревшим на него из-под нависших, тяжелых век, рассказал, что он, Иуда, человек благочестивый и в ученики к Иисусу Назарею вступил с единственной целью уличить обманщика и предать его в руки закона.
Внимательнее взглянул на него Анна и лениво сказал:
- Мало ли в Иудее обманщиков и безумцев?
- Нет, он опасный человек,- горячо возразил Иуда,- он нарушает закон. И пусть лучше один человек погибнет, чем весь народ.
Анна одобрительно кивнул головою.
- Но у него, кажется, много учеников?
- Да, много.
- И они, вероятно, очень любят его?
- Да, они говорят, что любят. Очень любят, больше, чем себя.
- Но если мы захотим взять его, не вступятся ли они? Не поднимут ли они восстания?
Иуда засмеялся продолжительно и зло.
- Они? Эти трусливые собаки, которые бегут, как только человек наклоняется за камнем. Они!
- Чего ты хочешь?
- Я хочу предать вам Назарея.
- Он нам не нужен.
Но вот и еще раз, и еще раз постучался Иуда из Кариота и был впущен к престарелому Анне.
- Ну? Ты опять здесь? - надменно бросил, точно плюнул на голову, раздраженный Анна.
- Я хочу предать вам Назарея.
- Сколько же ты хочешь за твоего Иисуса?
- А сколько вы дадите?
- Вы все шайка мошенников. Тридцать серебреников - вот, сколько мы дадим.
- За Иисуса? Тридцать серебреников? - закричал он голосом дикого изумления, порадовавшим Анну.- За Иисуса Назарея! И вы хотите купить Иисуса за тридцать серебреников? И вы думаете, что вам могут продать Иисуса за тридцать серебреников?
Иуда быстро повернулся к стене и захохотал в ее белое плоское лицо, поднимая длинные руки:
- Ты слышишь? Тридцать серебреников! За Иисуса! С той же тихой радостью Анна равнодушно заметил:
- Если не хочешь, то ступай. Мы найдем человека, который продаст дешевле.
- А то, что он добр и исцеляет больных, это так уже ничего и не стоит, по-вашему? А? Нет, вы скажите, как честный человек!
- Если ты...- пробовал вставить порозовевший Анна, холодная злость которого быстро нагревалась на раскаленных словах Иуды; но тот беззастенчиво перебивал его:
- А то, что он красив и молод - как нарцисс саронский, как лилия долин? А? Это ничего не стоит? Вы, быть может, скажете, что он стар и никуда не годен, что Иуда продает вам старого петуха? А?
- Если ты...- старался кричать Анна, но его старческий голос, как пух ветром, уносила отчаянно-бурная речь Иуды.
- Тридцать Серебреников! Ведь это одного обола не выходит за каплю крови! Половины обола не выходит за слезу!
- Но разве я сказал, что я не могу уступить? И, выйдя в место, куда ходили по нужде, долго плакал там, корчась, извиваясь, царапая ногтями грудь и кусая плечи. Ласкал воображаемые волосы Иисуса, нашептывал тихо что-то нежное и смешное и скрипел зубами. Потом внезапно перестал плакать, стонать и скрежетать зубами и тяжело задумался, склонив на сторону мокрое лицо, похожий на человека, который прислушивается. И так долго стоял он, тяжелый, решительный и всему чужой, как сама судьба.
- Тридцать Серебреников! Ведь это одного обола не выходит за каплю крови! Половины обола не выходит за слезу!
- Но разве я сказал, что я не могу уступить? И, выйдя в место, куда ходили по нужде, долго плакал там, корчась, извиваясь, царапая ногтями грудь и кусая плечи. Ласкал воображаемые волосы Иисуса, нашептывал тихо что-то нежное и смешное и скрипел зубами. Потом внезапно перестал плакать, стонать и скрежетать зубами и тяжело задумался, склонив на сторону мокрое лицо, похожий на человека, который прислушивается. И так долго стоял он, тяжелый, решительный и всему чужой, как сама судьба»
Возвращение к эпиграфу.
Они рады бы отделиться друг от друга,
но терновый венец связывает их неразрывно.
Л. Андреев
Именно в 5 главе кроется смысл, главная причина предательства Христа.
Нарциссизм – довольно-таки сложный термин, который означает самовлюбленность, самообожание, самолюбование, самоотражение. Достаточно вспомнить миф о юноше Нарциссе. Иуда – проекция, отражение Иисуса, как Нарцисс преследует преследует своё образ, и едва образ пропадает, погибает и сам влюбленный в него Нарцисс. Иуда зовет Иисуса вернуться на землю, без него Иуда не видит смысла существования.
V. Просмотр отрывка фильма: «Магдалина. Освобождение от позора».
(слайд 24)
( Как предает?
Отрывок из фильма Магдалина. Освобождение от позора.
12 кадр.
Вот толпа воинов окружила их, и дымный, тревожный блеск огней отогнал куда-то в стороны и вверх тихое сияние луны. Впереди воинов торопливо двигался Иуда из Кариота и, остро ворочая живым глазом своим, разыскивал Иисуса. Нашел его, на миг остановился взором на его высокой, тонкой фигуре и быстро шепнул служителям:
- Кого я поцелую, тот и есть. Возьмите его и ведите осторожно. Но только осторожно, вы слыхали?
Затем быстро придвинулся к Иисусу, ожидавшему его молча, и погрузил, как нож, свой прямой и острый взгляд в его спокойные, потемневшие глаза.
- Радуйся, равви! - сказал он громко, вкладывая странный и грозный смысл в слова обычного приветствия.
Но Иисус молчал, и с ужасом глядели на предателя ученики, не понимая, как может столько зла вместить в себя душа человека. Быстрым взглядом окинул Искариот их смятенные ряды, заметил трепет, готовый перейти в громко ляскающую дрожь испуга, заметил бледность, бессмысленные улыбки, вялые движения рук, точно стянутых железом у предплечья,- и зажглась в его сердце смертельная скорбь, подобная той, какую испытал перед этим Христос. Вытянувшись в сотню громко звенящих рыдающих струн, он быстро рванулся к Иисусу и нежно поцеловал его холодную щеку. Так тихо, так нежно, с такой мучительной любовью и тоской, что, будь Иисус цветком на тоненьком стебельке, он не колыхнул бы его этим поцелуем и жемчужной росы не сронил бы с чистых лепестков.
- Иуда,- сказал Иисус и молнией своего взора осветил ту чудовищную груду насторожившихся теней, что была душой Искариота,- но в бездонную глубину ее не мог проникнуть.- Иуда! Целованием ли предаешь сына человеческого?
И видел, как дрогнул и пришел в движение весь этот чудовищный хаос. Безмолвным и строгим, как смерть в своем гордом величии, стоял Иуда из Кариота, а внутри его все стонало, гремело и выло тысячью буйных и огненных голосов: "Да! Целованием любви предаем мы тебя. Целованием любви предаем мы тебя на поругание, на истязания, на смерть! Голосом любви скликаем мы палачей из темных нор и ставим крест - и высоко над теменем земли мы поднимаем на кресте любовью распятую любовь".
МУЗЫКА
VI. Закрепление изученного материала.
Мы уже выяснили, что Иисусом движет любовь к людям, Иуда же любит Иисуса.
Докажем, что его поступками движет любовь к Иисусу.
Окружил учителя нежностью и вниманием, предупреждал об опасности, принес 2 меча, призывал беречь Иисуса.
(слайд 25)
Ещё раз для более глубокого понимания отразим все наши знания в виде схемы.
По Евангелию Иуда предал Христа (корыстолюбие (искушение дьявола(измена(«Тайная вечеря»(«и вошёл в него сатана») ( предательство( раскаяние (самоубийство (запись в тетрадь)
( Почему же Иуда предает? Хочет смерти Иисуса?
Нет.
( А чего он хочет?
Иуда создал, подобно Раскольникову, теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа. Иуда доказал теорию.
Давайте обратимся к последней 9 главе.
Иуда давно уже, во время своих одиноких прогулок, наметил то место, где он убьет себя после смерти Иисуса. Это было на горе, высоко над Иерусалимом, и стояло там только одно дерево, кривое, измученное ветром, рвущим его со всех сторон, полузасохшее. Одну из своих обломанных кривых ветвей оно протянуло к Иерусалиму, как бы благословляя его или чем-то угрожая, и ее избрал Иуда для того, чтобы сделать на ней петлю. Но идти до дерева было далеко и трудно, и очень устал (*323) Иуда из Кариота. Все те же маленькие острые камешки рассыпались у него под ногами и точно тянули его назад, а гора была высока, обвеяна ветром, угрюма и зла. И уже несколько раз присаживался Иуда отдохнуть, и дышал тяжело, а сзади, сквозь расселины камней, холодом дышала в его спину гора.
- Ты еще, проклятая! - говорил Иуда презрительно и дышал тяжело, покачивая тяжелой головою, в которой все мысли теперь окаменели. Потом вдруг поднимал ее, широко раскрывал застывшие глаза и гневно бормотал:
- Нет, они слишком плохи для Иуды. Ты слышишь, Иисус? Теперь ты мне поверишь? Я иду к тебе. Встреть меня ласково, я устал. Я очень устал. Потом мы вместе с тобою, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?
Опять качал каменеющей головою и опять широко раскрыл глаза, бормоча:
- Но, может быть, ты и там будешь сердиться на Иуду из Кариота? И не поверишь? И в ад меня пошлешь? Ну что же! Я пойду в ад! И на огне твоего ада я буду ковать железо и разрушу твое небо. Хорошо? Тогда ты поверишь мне? Тогда пойдешь со мною назад на землю, Иисус?
Наконец добрался Иуда до вершины и до кривого дерева, и тут стал мучить его ветер. Но когда Иуда выбранил его, то начал петь мягко и тихо - улетал куда-то ветер и прощался.
- Хорошо, хорошо! А они собаки! - ответил ему Иуда, делая петлю. И так как веревка могла, обмануть его и оборваться, то повесил ее над обрывом - если оборвется, то все равно на камнях найдет он смерть. И перед тем как оттолкнуться ногою от края и повиснуть, Иуда из Кариота еще раз заботливо предупредил Иисуса:
- Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус.
И прыгнул. Веревка натянулась, но выдержала: шея Иуды стала тоненькая, а руки и ноги сложились и обвисли, как мокрые. Умер. Так в два дня, один за другим, оставили землю Иисус Назарей и Иуда из Кариота. Предатель.
Всю ночь, как какой-то чудовищный плод, качался Иуда над Иерусалимом; и ветер поворачивал его то к городу лицом, то к пустыне - точно и городу и пустыне хотел он показать Иуду. Но, куда бы не поворачивалось обезображенное смертью лицо, красные глаза, налитые кровью и теперь одинаковые, как братья, неотступно смотрели в небо. А наутро кто-то зоркий увидел над городом висящего Иуду и закричал в испуге. Пришли люди, и сняли его, и, узнав, кто это, бросили его в глухой овраг, куда бросали дохлых лошадей, кошек и другую падаль.
И в тот вечер уже все верующие узнали о страшной смерти Предателя, а на другой день узнал о ней весь Иерусалим. Узнала о ней каменистая Иудея, и зеленая Галилея узнала (*324) о ней; и до одного моря и до другого, которое еще дальше, долетела весть о смерти Предателя. Ни быстрее, ни тише, но вместе с временем шла она, и как нет конца у времени, так не будет конца рассказам о предательстве Иуды и страшной смерти его. И все - добрые и злые - одинаково предадут, проклятию позорную память его; и у всех народов, какие были, какие есть, останется он одиноким в жестокой участи своей - Иуда из Кариота, Предатель.
24 февраля 1907 г. Капри
(слайд 26)
Л. Андреев не оправдывает поступка Иуды, он пытается разгадать загадку: что руководило Иудой в его поступке? Писатель наполняет евангельский сюжет предательства психологическим содержанием, и среди мотивов выделяются следующие:
мятежность, бунтарство Иуды,
неуемное стремление разгадать загадку человека (узнать цену «другим»), что вообще свойственно героям Л. Андреева. Эти качества андреевских героев являются в значительной степени проекцией души самого писателя максималиста и бунтаря, парадоксалиста и еретика;
одиночество, отверженность Иуды.
Иуда был презираем, и Иисус был к нему равнодушен. Лишь на короткое время получил признание Иуда когда победил сильного Петра в метании камней, но затем опять вышло так, что все ушли вперед, а Иуда опять плелся сзади, забытый и презираемый всеми. Кстати, чрезвычайно живописен, пластичен, экспрессивен язык Л. Андреева, в частности, в эпизоде, где апостолы бросают камни в пропасть."
Картина настолько выразительна, что мы с напряжением следим за скачками и, наконец, полетом камня, сопровождая взглядом каждый этап его движения. Мессия совсем перестал обращать внимание на Иуду: «для всех он (Иисус) был нежным и прекрасным цветком, а для Иуды оставлял одни только острые шипы как будто нет сердца у Иуды». Это безразличие Иисуса, а также споры о том, кто ближе Иисусу, кто больше его любит, стали, как сказал бы психолог, провоцирующим фактором для решения Иуды;
обида, зависть, безмерная гордыня, стремление доказать, что именно он больше всех любит Иисуса также свойственны андреевскому Иуде.
На вопрос, заданный Иуде, кто будет в Царствии Небесном первым возле Иисуса Петр или Иоанн, следует ответ, поразивший всех: первый будет Иуда!
Все говорят, что любят Иисуса, но как они поведут себя в час испытаний проверить это и стремится Иуда. Может оказаться, что любят Иисуса «другие» только на словах, и тогда восторжествует Иуда.
Поступок предателя это стремление проверить любовь других к Учителю и доказать свою любовь.
Сюжетно-композиционная роль Иуды многозначна. Ему предназначено автором быть катализатором событий, чтобы высветить и дать нравственную оценку поступкам «других». Но сюжет движется и личным стремлением Иуды быть понятым Учителем, побудить его обратить на него внимание, оценить его любовь. Иуда создает экзистенциальную ситуацию ситуацию выбора, которая должна стать моментом психологического, нравственного откровения для всех участников этого великого испытания.
По Л.Андрееву Иуда предал Христа
Одиночество, отверженность Иуды.
« Искал я тебя всю мою
жизнь,
искал и нашел!»
Обида, зависть, безмерная гордыня.
«Почему он не любит меня?
Почему он любит тех?»
Мятежность, бунтарство Иуды,
«Они догадались? Они
поняли, что это самый
лучший человек?...
Сейчас они поймут!»
( Почему же он повесился?
Любил Христа, хотел быть с ним. Настоящая любовь жертвенная. Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство. (Чтение эпиграфа к уроку.)
( Чем жертвует Иуда?
Обрекает себя на вечный позор, через поступки – бросает серебреники в лица первосвященника и судей.
( Кто же Иуда: победитель или побежденный?
Он и победитель, т.к. его теория подтвердилась. Он и побежденный, т.к. его победа далась ценой смерти.
В этом противоречие Л. Андреева: зло безобразно, поэтому его Иуда страшен, и автор неприязненно относится к нему, но соглашается с его суждениями. Имя Иуды стало нарицательным. Означает “предатель”. Заканчивается повесть словом “предатель”, символизирующим распад человеческих отношений.
- Какая связь существует между логикой Иуды и поколением русских революционеров?
В 1917 году произошел переворот в России. Согласно этой логике, Ленин, например, призывал к поражению Россию в первой мировой войне. Он рассуждал так: если в результате поражения в стране наступит хаос, в ней начнется революция. В результате революции победит социализм и все будут счастливы! Если этого не произойдет, значит, и России никакой не надо, пусть все прахом летит!
Цель оправдывает средства!
Но Андреев-то, напротив, своим рассказом доказывает, что никакая цель не оправдывает нечистые, неблагородные средства. И он заставляет своего Иуду не торжествовать победу, а повеситься
( Справедливы ли суждения критиков, современников Андреева, о том, что писатель стремился “возбудить симпатию к Иуде и антипатию к человечеству”?
(слайд 27)
Иуда- лучший ученик Иисуса.
Иуда единственный последовал за Иисусом, до конца пройдя весь путь страданий.
Иуда берёт на себя два самых страшных людских греха- предательство и самоубийство.
Иуда через страдания постигает истинную веру.
(слайд 28)
VII. Рефлексивно-оценочный этап (приём синквейна).
ПРИТЧИ
Иисус и Иуда живут в человеке
При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощенное в образе Иисуса, и Зло в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил ее лишь после того, как нашел идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске: Я уже видел эту картину раньше! Когда? недоуменно спросил Леонардо. Три года назад, еще до того, как я всё потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.
( Ваше отношение к Иуде.
Есть за что уважать: умен, разбирается в людях, искренне любит, способен отдать свою жизнь. Жалко его, но одновременно и презираешь. Двуличен он был, и чувства к нему двойственные.
Автор смело перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы заставить читателя возмутиться открывшейся бессмыслицей. В повести отразились противоречия эпохи, в которой жил Л. Андреев. Его волнуют вечные вопросы: что правит миром: добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире.
Особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
(запись в тетради)
Иуда Иисус
Лживый, хитрый Добрый, божественный
Предаёт, обманывает, расплачивается Любит, помогает, прощает
Иуда предал Христа за 30 сребренников Иисус простил Иуду
Предатель Страдалец, сын Божий
Л. Андреев показывает, что Иуда был вынужден обречь Иисуса на жертвенную смерть, чтобы пробудить истинную веру, совесть людей.
Иуда – трагическая фигура. Он считает: что толпа уверовала в идеал, в Христа, ей необходимо чудо. Этим чудом станет воскресение Христа после мученической смерти.
Иуда тоже выбрал свой крест. Предавая Христа, он обрекает себя на вечное проклятие, навсегда закрепив за собой позорное прозвище предателя.
Образ Иуды неоднозначен, Он до последней минуты надеялся, что Иисуса удастся спасти. Он был рядом, когда его били солдаты, он был ближе всех, когда его судили и вели на казнь, с болью следил, как его распинали на кресте.
Ребята, а не кажется ли вам, что отыскать в каждом дурном поступке или скверном человеке хорошее, светлое – ЭТО Истинный смысл христианства. Я думаю именно так. И Леонид Андреев в своей повести нам это показал. Иудин грех – предательство, совершенное рады корысти на страницах повести Андреева выглядит почти как САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ.
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
(слайд 29)
VIII. Домашнее задание.
Прочтение произведений М.Горького: «Старуха Изергиль», «На дне».
Написать эссе: можно ли оправдать «предателя поневоле»?
13PAGE 15
13PAGE 141315