Разработка урока по истории религия древних греков

5 класс
Тема: Религия древних греков
Цели урока:
1.Выяснить особенности древнегреческой религии.
2.Выявить характерные черты древнегреческих Богов.
3.Объяснить, почему в Греции появились именно такие Боги.
Задачи урока:
Образовательные: Узнать о пантеоне греческих богов. С какими силами природы они были связаны.
Развивающие: продолжить формирование умений работать с карьой, документом, формирование навыков работы с иллюстрациями и текстом учебника, умения выделять главное в тексте.
Воспитательные: Воспитывать интерес к урокам истории древнего мира, к прошлому человечества.
Планируемые результаты:
Личностные: Осознанное, уважительное и добожелательное отношение к другому человеку, его мнению, мирвозрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные: Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, рисунок и т.д.); умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные: Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Формы и методы обучения:
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.
Методы контроля: устный.
Приемы: технология ИКТ, проблемные вопросы.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные понятия и термины: Гора Олимп, боги Зевс, Аид, Деметра, Дионис, Гефест; Цербер – пес с тремя головами и змеиным хвостом.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, презентация, иллюстрации «Боги и богини Греции», историческая карта, учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасин.
Ход урока
I.Организационный. момент. Звучит мелодия древней Греции. Учащиеся входят встают, приветствуют учителя, гостей. Оценка эмоционального состояния: На ваших партах карточки со смайликами. Поставьте отметку на той карточке, которая лучше всего отражает ваше настроение. Отложите их в сторону.
II.Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Обратите внимание на слайд. Попробуем догадаться, какое слово скрыто в середине. Что означает данное слово?
(Храм, жрец, чудеса, бог, миф, вера, колдовство - религия.)
- Религия – это вера людей в сверхъестественные силы, в жизнь после смерти.
- Из чего складываются у людей образ Бога?
- Природа + образ жизни + сверхъестественные качества = БОГ
- Ребята, а какую главу мы проходим? (Древнейшая Греция.)
- На каком материке, в какой части материка находится Греция? (Евразия, Восточная Европа.)
- Чем отличается Древняя Греция от тех стран, которые мы изучали ранее? (Греция состояла из изолированных друг от друга областей.)
- Какова природа Греции? (Нет полноводных рек, крутые, обрывистые горы, скалы. Со всех сторон, кроме северной, её омывают моря. На севере находится гора Олимп.)
- Исходя из имеющих данных попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока? (Религия древних греков.)
III.Постановка целей и проблемного задания к уроку.
- Что нам нужно узнать, чтобы изучить религию древних греков? На какие вопросы нужно ответить? (Выяснить особенности древнегреческой религии. Выявить характерные черты древнегреческих Богов. Объяснить, почему в Греции появились именно такие Боги.)
Проблемный вопрос: Как связаны религия, природные условия и занятия древних греков?
IV.Изучение нового материала.
Работа по карте:
- Покажите границы Древней Греции.
- Покажите гору Олимп.
Рассказ учителя:
Возвышается гора Олимп - самая высокая из всех гор Эллады. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег. Там в вышине - золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном. (Записывают в тетрадь: Пантеон – место, посвященное всем богам.) Три брата – Зевс, Посейдон и Аид – поделили между собой власть над миром. Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях, вмешиваются в дела людей. Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, болезни, неурожаи
V.Первичное применение нового знания.
- Какие занятия древних греков вы знаете? (Земледелие, виноградарство, кораблестроение)
-Основные занятия греков имели своих покровителей. Давайте выясним, какие боги существовали в Древней Греции и чему они покровительствовали. Каждая группа выберет себе информацию об одном из олимпийских богов, изучит ее, и сообщит одноклассникам. В ходе сообщений мы с вами заполним таблицу, которую вы видите на экране и у себя в рабочих листах. (Работа в группах.)
- Давайте проверим, что у нас получилось. Исправьте ошибки.
VI.Динамическая пауза.
-Ребята, кто сегодня подготовил сюрприз? (физминутка под скороговорку «Ехал грека»)
Ехал Грека через реку.  Видит Грека в реке рак.  Сунул в реку руку Грека.  Рак за руку Грека - цап.

VII. Проверка понимания.
- Древнегреческий поэт Гомер, написавший поэмы «Илиада» и «Одиссея», любит путешествовать. Сегодня на «машине времени» он попал к нам. Давайте посмотрим и послушаем, что он нам расскажет. (Миф «Похищение Персефоны», учебник стр. 136.)
- Какие природные явления отражает этот миф? Почему греки объясняли это явление при помощи мифа? (Примерные ответы: Смену времен года. Не могли объяснить это другим способом, не было достаточных научных знаний.)
VIII.Закрепление нового материала. (Работа в группах.)
- Ребята, мне пришла телеграмма из Греции, в которой нас просят принять участие в расследовании. Археологи расшифровали надписи на осколках амфор, но они не могут понять, о каких богах идет речь в этих надписях. Давайте им поможем. Работаем парами..
1.Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. (Гера)
2.Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей моё царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в царство мертвых. (Аид)
3.По решению Зевса две трети года – весну и лето - Персефона поводит со мной на земле. В это время цветут цветы, деревья, поля дают хлеб, а на треть Персефона спускается под землю к мрачному Аиду, и земля замирает. (Деметра)
4.С колчаном за спиной, с луком в руках я преследую дичь по горам и лесам. Мои любимые спутницы – нимфы и наяды. Охотники приносят мне в жертву первых убитых животных. (Артемида)
Задание: Подбери пару - имена греческих богов и их символы.
Задание: Размести греческих богов соответственно с тем, каким занятиям древних греков они соответствовали.
- Вернемся к нашему проблемному вопросу: Постарайтесь на него ответить. (Отвечают:
При помощи религии греки объяснили различные силы природы. Выбирали себе покровителей для каждого занятия.)
Выводы:
Греки, как и другие народы древности, обожествляли силы природы. Их религия была языческой – так называется вера во множество богов. Из мифов о богах мы можем узнать очень многое о жизни самих греков. Ведь по их представлениям, жизнь богов мало чем отличалась от жизни смертных.
IX.Рефлекция учебной деятельности.
Информирование о домашнем задании. § 28, Мифы о Геракле, сообщение о Гомере.
Продолжи фразу:
- я узнал
- меня удивило
- мне понравилось
-мне не понравилось
В ваших рабочих листах есть графа «Оцени свою работу на уроке». Заполните ее.
Обсуждение, выставление оценок.
Оценка эмоционального состояния. Возьмите в руки карточки со смайликами. Отметьте значком ваше настроение в конце урока. Изменилось? В какую сторону?
СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ. До свидания.

Таблица

Боги
Чему покровительствовали

ЗЕВС


ПОСЕЙДОН


АИД


ГЕРА


АРТЕМИДА


АППОЛОН


АФИНА


АФРОДИТА


ДИМЕТРА


ДИОНИС


ГЕФЕСТ


ГЕРМЕС


АРЕС




Телеграмма
1. Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса.
2. Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей моё царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в царство мертвых.
3. По решению Зевса две трети года – весну и лето - Персефона поводит со мной на земле. В это время цветут цветы, деревья, поля дают хлеб, а на треть Персефона спускается под землю к мрачному Аиду, и земля замирает.
4. С колчаном за спиной, с луком в руках я преследую дичь по горам и лесам. Мои любимые спутницы – нимфы и наяды. Охотники приносят мне в жертву первых убитых животных.

Оцени свою работу на уроке
ФИО


Эмоциональное состояние
В начале урока


В конце урока

сомооценка за урок


оценка учителя



Оцени свою работу на уроке
ФИО


Эмоциональное состояние
В начале урока


В конце урока

сомооценка за урок


оценка учителя



Оцени свою работу на уроке
ФИО


Эмоциональное состояние
В начале урока


В конце урока

сомооценка за урок


оценка учителя



Оцени свою работу на уроке
ФИО


Эмоциональное состояние
В начале урока


В конце урока

сомооценка за урок


оценка учителя


Оцени свою работу на уроке
ФИО


Эмоциональное состояние
В начале урока


В конце урока

сомооценка за урок


оценка учителя



Оцени свою работу на уроке
ФИО


Эмоциональное состояние
В начале урока


В конце урока

сомооценка за урок


оценка учителя



Оцени свою работу на уроке
ФИО


Эмоциональное состояние
В начале урока


В конце урока

сомооценка за урок


оценка учителя



Оцени свою работу на уроке
ФИО


Эмоциональное состояние
В начале урока


В конце урока

сомооценка за урок


оценка учителя



iђ Заголовок 115