Исследовательская работа Магия цвета
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ
МБОУ СОШ № 23 г.ЛИПЕЦКА
Магия цвета.
Авторы: Мязина Юлия, Воронина Анна, 7А класс
Научный руководитель: Панченко М.Н.
учитель биологии
первая квалификационная категория
Оглавление.
Введение……………. ………………………………….. . .3
I. Теоретическая часть…………………….…………… . . 4
1.1Символика цвета .................................................. ….. …4
1.2. Психология цвета ….……………………………… . . 6
II. Практическая часть………………………………… .. . .7
2.1. Тестирование. …………………… …………………. .9
2.2. Цветовое оформление класса ….. …………………10
III. Выводы……………………………………………… ..11
Список литературы………………………...……...............12
Приложения…………………………………… …………13
Научно-исследовательский проект
по биологии «Магия цвета»
Цели работы: изучение особенности воздействия цвета на работоспособность и поведение учащихся.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретическую основу вопроса.2.Изучить приоритетный цвет у людей разного возраста (4А, 10 классов и учителей школы).3.Изучить влияние красного цвета на психику человека.4.Разработать рекомендации по использованию цветовой гаммы в ученических кабинетах.
Методы исследования: наблюдение, изучение литературы, анализ различных источников, синтез, эксперимент, анкетирование.
Объект исследования: цветовая гамма.
Предмет исследования: влияние цвета на поведение учащихся, влияние возрастных особенностей на предпочтение определённого цвета.
Гипотезы исследования:
- каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета;
- цвет оказывает влияние на поведении детей.
Практическая значимость: рекомендации для создания условий обучения школьников путём подбора цветового дизайна помещения.
ВВЕДЕНИЕ.
Каждый человек рождается с внутренним ощущением цвета, и на протяжении всей жизни имеет эмоциональную реакцию на тот или иной цвет, поэтому мы все знаем, что нам нравиться и что – нет. Выбор цвета – это только вопрос использования этой реакции, назовём её вашим собственным ощущением стиля, допуская, что она столь же правомерна, сколь и вкус любого человека. Верите вы или нет, но цвет вашей одежды может помочь получить повышение по службе, убедить в споре, вызвать друзей на откровенный разговор? Цвета одежды могут придавать нам уверенность, силу или наоборот, создавать чувство неловкости. Это относится не только к области одежды, но также к убранству вашего дома, рекламе. Цвета в доме поощряют или препятствуют семейной беседе и даже могут вызвать бессонницу. Цвета упаковки неназойливо сообщат, что внутри находится полезный, дорогой или хрупкий предмет. Задайтесь вопросом, почему гости скучали до зевоты на вашей вечеринке? Может быть, дело не в компании, а в том, что стены вашей гостиной выкрашены в цвет лаванды, то есть в цвет, который приглашает подремать и “отключиться”. Поскольку цвет подсознательно влияет на поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают те или иные реакции на цвет? В проекте мы постараемся подробно объяснить наши физические реакций на цвет с одновременным изложением типичных психологических ассоциаций.
1. Теоретическая часть
1.1.Символика цвета. С тех незапамятных времен, когда человек обрел способность восприятия красоты окружающего мира, внимание его приковали к себе волшебство цвета.
Красный. Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово "красный" является синонимом слова "возлюбленный". В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят "красное сердце", тогда как сердце дурного, коварного человека черно. Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны – вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью и плотскими желаниями. Красный является основным геральдическим цветом. На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу, независимость. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству, от нечистой силы и дурного глаза помогают красные нити, ткани, кораллы, цветы и растения. Китайцы привязывали что-нибудь красное детям к кисти руки, приучая их смотреть на этот цвет как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной ниткой, чтобы они не болели, и никто не сглазил. Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом и небесными светилами, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление об общепринятом, законном, истинном. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. Византийские писатели говорили о белизне истины. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие. В литовском языке "белые люди" – это честные люди, в венгерском "белый народ" – женщины. На Руси "белый" обозначало, вольный, благородный, праведный: "белая Русь", "белый царь", "белые крестьяне" свободные от всех податей, "белая земля" – церковная земля, "белый свет". Этот свет противостоит загробному миру, как белый день черной ночи. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. Славяне одевали своих мертвецов в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян. Древние греки на ночь всегда надевали белое белье, чтобы увидеть хорошие сны. В Индии, Китае и Японии белый цвет символизирует смерть, поскольку отождествляется с ангелами и небесами. В белой одежде являлись людям призраки и привидения. "Белым человеком" называли на Брянщине домового.
Черный цвет символизирует несчастье, горе, траур, гибель всего, что движется и дышит. Черное ассоциируется с мраком и землей и является подлинной эмблемой всего скрытого, тайного и неизвестного. У многих народов чернота связывается с ночью, а ночь – со злом и колдовством. Ночью человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности.
В древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лица и руки жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. По предположению английского этнолога В. Тэрнера, черный цвет, часто обозначающий смерть, обморок, сон или тьму, связывается с бессознательным состоянием, с опытом помрачения, затемнения сознания. У арабов выражение "чернота глаз" означает возлюбленную, " чернота сердца" – любовь. Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное.
Желтый цвет производит на зрителя теплое и приятное впечатление. Желтая поверхность как бы испускает из себя свет и почти осязаемо приближается к зрителю. С другой стороны, желтый беспокоит, возбуждает воображение и, в конечном счете, действует подавляюще на психику. Особенно неприятное впечатление производит грязно-желтая поверхность. Желтый – цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядших листьев, “о также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил также отличительным признаком знатных особ высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом. С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. Согласно текстам сербских заговоров, болезни уносятся желтым человеком, желтой собакой или желтым петухом. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест – чуму. У нас желтый считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называли буквально "желтый глаз". Вспомним также "желтую прессу" и "желтый дом".
Синий – это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает о тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину. У многих народов синий цвет символизировал небо и вечность. В христианской культуре он ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. Для романтиков синий цвет мечты и тоски по неземному идеалу. Синий может также символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в языке геральдики обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. "Голубая кровь" говорит о благородном происхождении. Он считался траурным в древнем Египте и у некоторых народов Америки, французы называют ужас "синим страхом" (вспомним сказку о "Синей бороде"). У славянских народов синий служил символом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром.
Зеленый. Зеленый – цвет травы и листьев. У многих народов символизировал юность, надежду и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют "зеленой", а сам человек от злости "зеленеет").
1.2. Психология цвета.
Поскольку цвет подсознательно влияет на поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают те или иные реакции на цвет. Далее следует подробное объяснение наших физических реакций на каждый цвет с одновременным изложением типичных психологических ассоциаций. Также приводятся советы, как наилучшим образом использовать эту информацию в художественных, деловых и бытовых ситуациях.
Красный цвет говорит об опасности, возбуждении, страсти, силе, агрессии и успехе. Это не только эмоциональная, но и физиологическая реакция. Красный цвет вызывает шок, он целиком захватывает внимание и требует усилий для восприятия. Сосредоточение на красном цвете приводит к повышению пульса и кровяного давления. Никогда не задумывались, почему многие рестораны быстрого питания выкрашены в красный? Этот цвет активирует слюнные железы, что приводит к появлению чувства голода и утомляет глаза, заставляя нас, есть больше, а затем быстрее покидать помещение. Благодаря своему мощному воздействию на вашу нервную систему красный может сделать вас непоседливым и неустанным. Хозяева казино заметили, что при красном цвете люди делают больше ставок и играют рисковее, и поэтому его используют в секторах, где играют по-крупному. Красный побуждает людей к быстрым решениям. Красный цвет также наполняет энергией и храбростью, дает ощущение силы, благодаря которой можно выполнить намеченное. Вот почему политики часто носят красные галстуки, особенно перед президентскими выборами. Красный вызывает сильные эмоции, и страсть в том числе. Но в домашнем декоре на красный цвет накладываются ограничения: используйте его только в тех комнатах, в которых вы собираетесь работать или проводить время в беседах, — в гостиных (если вы используете красный цвет для обеденной комнаты, будьте готовы к тому, что гости будут съедать в два раза больше). Красный цвет предпочтительней для проходных помещений, где вам не нужно проводить много времени — в холлах и коридорах. В детской он может привести к бессоннице. Красный захватывает внимание и выдвигает окрашенные в него объекты на передний план. Красный — первый цвет, который вы потеряете из виду в сумерках; он не различим на больших расстояниях.
Желтый. Психологи утверждают, что желтый цвет — самый счастливый цвет спектра, он внушает оптимизм и радость. Ассоциация с солнцем наделяет желтый особой аурой, обозначает мудрость, интеллект, воображение, склонность к спонтанности. Желтый цвет мгновенно регистрируется мозгом, стимулируя его работу и нервную систему. Высокая степень видимости желтого цвета способствует быстрому, четкому мышлению. Желтый "оживляет" другие цвета, превращая горячие гаммы в ослепительные и возвращая прохладные цвета к жизни. Вот почему этот цвет является фаворитом в домашнем интерьере, наполняя любую комнату теплом и светом. Наиболее частое применение желтый находит на кухне и в столовой — он способствует повышению аппетита. В малых дозах желтый цвет способствует созданию счастливой атмосферы к дружеским беседам, однако продолжительное соседство с ярко-лимонным цветом может вызвать мозговое перевозбуждение и беспокойство. Желтый цвет — самый счастливый цвет, он олицетворяет тепло, оптимизм и радость. Желтый активно выступает в пространство, и поэтому считается самым заметным цветом; его предпочитают для дорожных знаков и различного рода упаковок. Желтый цвет стимулирует ясное мышление. Желтый цвет активизирует другие цвета, делая горячие гаммы сияющими и оживляя прохладные цвета. Обилие желтого может утомить. Его приглушенные тона располагают к общению, а золотистые связаны с представлением о богатстве.
Зеленый. Этот цвет связан с представлениями о жизни и росте, считается расслабляющим, обладает целительными свойствами, способностью успокаивать и освежать. Чем больше приглушен зеленый цвет, тем выше его успокаивающие свойства. Это одна из причин, почему стены больниц красят в цвета морской пены. Насыщенно-зеленый — это цвет взрослых деревьев, высоких и устойчивых. Этот цвет часто встречается в офисах адвокатов и финансистов. И вообще, это же цвет денег! Оливковый цвет ассоциируется с властью, он используется военными, тогда как цвет зеленой травы вызывает представление о новой жизни и росте, символизирует плодородие. Оттенки зеленого могут гармонично использоваться в домашнем декоре. Ярко-зеленый принесет в дом ощущение пульса природной, естественной, жизни и "откроет" интерьер в окружающий дом парк. Зеленые гаммы освежающие, что делает их незаменимыми на кухнях. Бледно-зеленый цвет вызывает ощущение приятного ясного чувства, он идеален в укромных уголках дома — в ванных и спальнях. В зеленом цвете сочетаются смиренность, утонченность и ощущение антисептической чистоты, поэтому его используют в убранстве курортов. Оттенки зеленого дают ощущение чистоты и свежести, они особенно популярны на коробках для косметики. И вообще товары в зеленой упаковке воспринимаются как экологически чистые. Бледно-зеленый — успокаивающий и расслабляющий цвет. Он способствует улучшению зрения. Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом. Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах. Люди, предпочитающие зеленый цвет, надежный и великодушный.
Голубой, синий. Если голубой ваш любимый цвет, то вы из хорошей компании. Голубой — наиболее любимый из всех цветов. Действительно, если упорно смотреть на голубой цвет, то это приводит к снижению частоты пульса и дыхания и на какое-то время снижает кровяное давление. До изобретения холодильников, когда продукты хранили на кухнях и в кладовых, эти помещения красили в цвет кобальта для отпугивания насекомых, которые, как замечено, избегают голубого. Голубой цвет на кухнях популярен и в наше время. Во время предвыборной кампании политики, желая внушить доверие, часто надевают костюмы синего цвета. Ярко-голубые цвета идеальны для нарядов, которые вы можете надеть на вечеринку или светский прием, в этом случае вам достанутся все последние сплетни, потому что с вами будут более откровенны, нежели с другими. Темно-голубые тона соотносятся с высоким социальным статусом, стабильностью и достоинством. В домашнем декоре темно-синие тона придадут комнатному пространству царственный вид и создадут серьезную атмосферу, тогда как более светлые и яркие голубые тома придадут ей очарование. Замечено, что голубой цвет ассоциируется со сладким вкусом, вот поэтому его часто используют на упаковках сахара и других сладостей. Люди работают более продуктивно в помещениях голубого цвета, и исследования подтвердили, что штангисты поднимают веса больше, если делают упражнения в спортзалах, которые выкрашены в голубые тона. Почти все наши ассоциации с голубым имеют положительный характер, что подтверждает его ободряющий и умиротворяющий характер. Голубой может раздвигать пространство, и кажется, что время в его присутствии течет медленнее.
Белый цвет ассоциируется с чистотой, невинностью, добродетельностью и верностью. Неудивительно, что он популярен на свадьбах. До появления стиральных машин только состоятельные люди могли себе позволить одежду белого цвета. Подразумевалось, что человек в одежде белого цвета имеет высокое социальное положение — ему не приходится заниматься грязным ручным трудом. Белый цвет символизирует истину и справедливость. С детства мы знаем, что "рыцарь в белом" всегда придет на помощь. В старых добрых вестернах хорошие парни всегда носили белые шляпы, а плохие — черные. Медицинские приборы чаще всего имеют белый цвет, так, видимо, акцентируется стерильность и чистота, присущая учреждениям здравоохранения. На ум приходят белые халаты персонала, белые бинты и вата. Хотя белый относится к нейтральным цветам, он считается холодным, так как ассоциируется со снегами и льдами. Белый часто используют для выражения стерильности и безопасности. В международном праве флаг белого цвета считается призывом к перемирию. Белый используют на упаковках молочных продуктов и рафинадов. Черный — наиболее авторитарный и подавляющий цвет спектра. Он ассоциируется со смертью и тьмой, создает тревожное ощущение неизвестности. Люди опасаются, что мир может исчезнуть в черной дыре, а если уж черный кот перейдет дорогу, то жди беды. Порождаемое черным цветом впечатление наделено большой силой. Охранники, телохранители предпочитают форму черного цвета. Дорогие лимузины обычно черного цвета, это призвано внушить, что находящиеся в машине — важные персоны. Недавний статистический анализ игр в американском футболе выявил интересную закономерность: судьи чаще наказывают команду, выступающую в форме черного цвета, поскольку ее игроки кажутся судьям более агрессивными. Если на пригласительных, на прием указано "черный галстук", то этим подчеркивается важность мероприятия и передается информация, что костюм должен быть строгим, поскольку встреча будет носить официальный характер. Черный цвет авторитарен и в больших дозах может произвести впечатление агрессивности. Черный цвет считается консервативным и внушающим уважение. Людям кажется, что фигуры черного цвета весят больше, чем такие же фигуры белого цвета.
2. Практическая часть
2.1. Тестирование.
Мы решили проверить свою первую гипотезу, что каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета.
Для этого было проведено тестирование среди 4А,10 классов и учителей школы. Вопрос: какой цвет вам нравится? (приложение 1)
Учащиеся 4А класса предпочитают зеленый, фиолетовый, красный цвета.
Красный выражает жизненную силу, активность, означает всевозможные склонности и устремления получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе.
Синий означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность. Он олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающими; объединение, чувство общности.
Красный-синий – гармония и активность в сотрудничестве, эмоциональная удовлетворенность, сотрудничество и взаимопонимание на благо созидания (приложение 2)
Учащиеся 10 класса предпочитают черный, голубой и красный цвета.
Красный цвет олицетворяет могущество, он всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении, всегда источник энергии. Он символизирует страсть, возбуждает страстность, т.е. страстно любит, страстно ненавидит и страстно верит. Ему свойственна максимальность в чувствах. Черный всегда скрывает в себе все, что несет; он “загадочен”. Он связан с любопытством, он притягивает к себе, пугает. Черный цвет всегда бросает вызов, чтобы человек попытался освободить свою сущность, то есть человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого. Красный-черный – драматизация, импульсивные чрезмерные желания (приложение 3)
Педагоги школы предпочитают синий, красный, зеленый цвета.
Люди, предпочитающие синий цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают.
Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость (приложение 4)
2.2. Цветовое оформление класса.
Так каким же цветам рекомендуется отдавать предпочтение при оформлении класса?
При выборе цвета интерьера существует лишь одно правило: подбирая гамму для нового дизайна своей комнаты, помните, что цвет должен давать энергию, которой вам не хватает. Лучше использовать желтые тона, но в небольших количествах. Большие дозы желтого порождают излишнюю алчность, а небольшие — стимулируют мозговую деятельность и повышают эффективность умственного труда. Умеренные дозы желтого способствуют успеху переговоров, поскольку стимулируют стремление к поиску компромиссов. Коричнево – желтый объединяется легкость желтого и тяжесть коричневого. Потребность в счастливом и полном, наслаждение положением. Желто – коричневый цвет трудолюбия и строгости. Кремовый оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке. Желтый-коричневый – неограниченная свобода, существование безо всяких проблем и обязанностей, полная внутренняя безопасность. Синий успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет.
Вывод: цветовое оформление класса подобрано, верно, и характеристика цвета это подтверждает.
3. Выводы.
Как известно, цвета обладают психологическим действием. Можно, конечно, этого и не учитывать, но недолго и впросак попасть. Психология цвета конкретна и действует независимо от моды на всех людей одинаково. Поэтому, создавая свой образ на фотографии, свой личный имидж или интерьер, постарайтесь, чтобы цвет соответствовал тому настроению, который необходим при создании образа. В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать социально-демографические особенности — пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Немногие бизнесмены знают, что цветовая гамма интерьера воздействует на подсознание человека. Причем не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты деловых переговоров.
1. Изучение соответствующей литературы показало, что каждый цвет имеет свою символику и свои психологические особенности.
Зелёный – цвет надежды, естественности и свежести. Зелёный цвет успокаивает, а его обилие может вызывать депрессию, "тоску зелёную". Белый – цвет невинности и чистоты. Люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках самих себя и стремятся к совершенству.
Чёрный – цвет тайны, печали, зла и смерти. Одеваться в чёрное предпочитают творческие личности, философы жизни.
Жёлтый цвет возбуждает и создаёт хорошее настроение. Люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового. Они обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом.
Синий успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет. Любовь к синему цвету говорит о совестливости и честности.
Красный – цвет жизни, радости, силы и здоровья. Люди, предпочитающие красный – импульсивны, энергичны – это истинные любители дискуссий и споров.
2. В зависимости от возраста каждый человек отдаёт предпочтение определённому цвету:
4А класс – зеленый, фиолетовый, красный, что говорит об активности этого возраста и желании добиться успеха.
10 класс - черный, голубой и красный, что говорит о драматичности и импульсивности этого возраста.
Взрослые люди - синий, красный и зеленый, что говорит о наличии своей точки зрения на всё, что их окружает, добросовестности и строгости.
Литература
1. Андреева К.В. Связь предпочтения цвета с Я-концепцией // Прикладная психология. 1999. № 6.
2. Базыма Б.А., Кутько И.И. Цветовые предпочтения подростков с акцентуациями характера // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1997. № 1.
3. Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. - Харьков, 2001.
4. Баранов Д.А. Эмоциональный Цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. - Самара: СамГПУ, 1996.
5. Будникова Ю.Ю. Слонимский Э.М. О некоторых взаимосвязях цвета и состояния человека. – М.: Солярис, 2004.
6. Конова О.А. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека. – М.: Инфра-М, 2003.
7. Люшер М. Сигналы личности. - Воронеж, 1998.
8. Нестерчук В.А. Введение в психосемантику цвета. - Самара: СамГПУ, 2000.
9. Огнев П.А. Психологическое воздействие цвета. – СПБ.: Парус, 2004.
10. Попов А.Д. Цвет как фактор психической регуляции // Прикладная психология, 2000. № 4.
11. Цойгнер Г.В. Учение о цвете. – М.: Проспект, 2004.
12. Чемоданова Л.Б. Исследование эмоционального состояния группы: метод взаимного цветового оценивания // Вопросы психологии. 2000. № 3.
13. Яньшин В.В. Цвет как фактор психической регуляции // Московский психологический журнал. 2003. №2.
14. Яньшин В.В. Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия. Коллективная монография / Под ред. Е.Д. Хомской, В.А. Москвина. - Оренбург: ООИПКРО, 2000.
Приложение 1.
Таблица. Результаты анкетирования.
4А классы 10 классы Педагоги
красный 4 2 5
синий, голубой 3 3 7
черный 3 4 -
желтый 3 1 1
зеленый 8 2 4
белый 2 1 2
оранжевый 1 - 1
фиолетовый 5 1 2
Приложение 2.
Выбор цвета обучающимися 4А класса.
Приложение 3.
Выбор цвета обучающимися 10 класса.
Приложение 4.
Выбор цвета педагогами школы.