Семинар-практикум для педагогов Методы саморегуляции и снятия психомышечного напряжения у детей часть 1
Семинар-практикум для педагогов «Методы саморегуляции и снятия психо-эмоционального напряжения у детей»
Непомнящая Е.В.
Педагог – психолог
МАДОУ «ДС №17
города Белогорск»
Часть 1
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах профилактики и коррекции социальной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста.
Встреча «Доброе пожелание» может использоваться в разнообразных модификациях в работе с детьми и взрослыми.
Для создания теплой дружеской атмосферы в группе детей используют психологические речевые настройки (в программе Т.Н. Дороновой «Из детства – в отрочество» эта традиция называется «Утро радостных встреч»). Основная ее цель – формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу. Лучше всего проводить речевые настройки после утреннего приема детей. Педагог с детьми встают в круг и держатся за руки. Педагог, обращаясь к детям, говорит, что он очень рад видеть всех и сегодняшний день принесет им много интересного и т.д. Слова могут быть различными, но суть должна остаться той же: они должны показывать детям, что их рады видеть, настраивать на доброжелательные отношения со взрослыми и сверстниками.
В данной ситуации упражнение проводится со взрослыми. Каждый участник представляет себя и проговаривает вслух доброе пожелание другим участникам.
Сообщение «Особенности социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста»
Эмоционально-психологический комфорт – это суммарный показатель позитивных чувств, эмоций и настроений за определенный промежуток времени.
Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт в детском саду – значит обеспечить следующие условия:
- дать ребенку возможность быть самим собой;
- корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка;
- предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;
- научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей;
- познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый».
И родителям, и педагогам необходимо научиться диагностировать признаки стрессового состояния у детей.
Надежными ориентирами при этом могут быть проявляемые детьми чувства бодрости, радости, азарта, гнева, страха, тревоги, печали, вины, растерянности, стыда и т.п. Индикатором этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном.
Кроме подавленного настроения есть целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:
1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
3. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.
4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых.
5. Состояние психологического стресса может проявляться в кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.
7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. В образовательном учреждении в стрессовой ситуации адаптационный процесс чаще протекает как реакция приспособления. И у детей, как способ защитного поведения, очень часто появляется социальная маска. Они могут стать лживыми, неуверенными, некоммуникабельными, упрямыми и т.д.
Продолжение следует.