Профессиональный рост учителя профильной школы как условие повышения качества общего образования


Профессиональный рост учителя профильной школы как условие повышения качества общего образования
Л.П.Оленева,
пгт. Яшкино, Кемеровская обл.
Введение профильного обучения является актуальным и важным шагом в развитии Российской системы школьного образования. Как и любое нововведение подобного масштаба, этот шаг должен быть максимально обдуман, проработан, выверен.
Только с учетом мнения и интересов учителей, школьников и их родителей может быть реализована программа профильного обучения в школе. Поэтому проведение социологических и психологических исследований, опроса родителей и самих школьников является важным этапом работы в этом направлении.
Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника 9 –го класса перед необходимостью сделать ответственный выбор – самоопределиться в отношении профилирующего направления, ориентации на сферу будущей профессиональной деятельности. Социологический опрос проведенный Центром социологических исследований Минобразования России показывает, что «профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме, начинается уже в 8 классе и достигает своего пика в 9 классе. Те, кто намерен продолжить свою учебу в вузе самоопределяются в 9 классе .» Соответственно большинство выпускников 9-го класса сделали свой выбор профессиональной деятельности.
Особенностью профессионального самоопределения является, то что кроме самого человека на его важный жизненный выбор оказывают сильное влияние родители, сверстники, различные специалисты (педагоги, психологи) и др.
Проведя социальный опрос школьников о мотивации выбора профессии мы получили такие данные.
Высокий заработок - 92%
Возможность сделать карьеру - 77%
Престижность профессии - 66%
Возможность развивать свои способности - 35%
Полезность результата профессиональной деятельности – 22%
Работа соответствующая вашим возможностям - 34%
Между тем, выбор профиля для школы, чаще всего, зависит от наличия кадров. Современной профильной школе требуется, профессионально компетентный педагог, владеющий большим творческим потенциалом, обладающий новым педагогическим мышлением, новым видением школы и ученика.
Учитель профильной школы должен постоянно повышать свое педагогическое мастерство и для этого у него есть разнообразные пути: работа в методических объединениях школы, подготовка различных исследовательских работ с учащимися, участие школьников в различных олимпиадах, консультации в методкабинетах и участие в разнообразных семинарах, курсах, лекциях, творческих группах, которые ищут новые формы и методы работы. Для реализации профильного обучения в школе необходим учитель, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Педагог профильной школы должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету. Педагог профильного обучения – это организатор учебной поисковой работы, наставник, консультант.
В связи с особенностями преподаваемых предметов, их местом в образовательном процессе школы и задачами, стоящими в свете этого перед ними, у учителей профильной школы должны быть сформированы определенные профессиональные умения, например:
• умения проектировать образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения, осуществлять обучение и воспитание школьников с учётом специфики преподаваемого предмета и на основе принципов вариативности и личностной ориентированности образовательного процесса в профильных группах;
• умения осуществлять социализацию, формирование общей культуры личности, осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
• умения использовать разнообразные приёмы, методы, средства и педагогические технологии, обеспечивающие практическую ориентацию образовательного процесса;
•умения обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта профильного уровня;
• умения организовывать проектную и научно – исследовательскую деятельность учащихся и др.
Растущий образовательный спрос побуждает учителя повышать свою научную эрудицию, творчески подходить к изменению содержания своего предмета. Достаточно широкий ассортимент новых учебных программ и учебников вынуждает глубоко анализировать их, прежде чем выбрать.
Совершенствование профессионального мастерства учителя в условиях реформирования образования предполагает переосмысление учителем своих профессиональных ориентаций и устремлений, функциональных обязанностей, собственного опыта и педагогических находок учителей-новаторов. Этот процесс требует внутренней целеустремленности, умений выявить возникшие несоответствия собственной профессиональной квалификации требованиям, предъявляемым сегодня школьному учителю.
Литература
Профильное обучение. Нормативные правовые документы [Текст] : М., 2006. – 94 с.
Петутин О. Профильное обучение: дидактическое обеспечение / О. Петутин // Учитель – 2004. – №4. – С. 12–20.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования – М, 2002.