Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 9 класса по программе В.Я Коровиной


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
Раздел Тема урока Кол-во часов
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. 1
Из древнерусской литературы Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника. 1
Художественные особенности «Слова…». Значение для русской литературы.
Т.л. Слово как жанр древнерусской литературы.
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве».
Домашнее сочинение. 1
Из литературы XVIII века Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. 1
М.В. Л о м о н о с о в. Жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. 1
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения .Т.л. Ода как жанр лирической поэзии. 1
Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. 1
«Памятник».. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина. 1
А.Н. Р а д и щ е в. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. 1
Особенности повествования в «Путешествии…».
Т.л. Жанр путешествия. 1
Н.М. К а р а м з и н. Слово о писателе. «Осень» как произведение сентиментализма.
Бедная Лиза». Утверждения общечеловеческих ценностей.
Т.л. Сентиментализм. 1
Р.р. Подготовка к классному сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя». 1
Р.р. Написание классного сочинения «Литература XVIII века в восприятии современного читателя». 1
Из русской литературы XIX века Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века..Т.л.Романтизм. Реализм. 1
В.А. Ж у к о в с к и й. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. 1
«Светлана». Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.
Т.л. Баллада. 1
А.С. Г р и б о е д о в. Жизнь и творчество. «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. 1
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». 1
Р. р. Обучение анализу монолога ( второе действие). 1
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. 1
Р. р. Анализ сцены бала (третье действие). 1
Меткий афористический язык комедии.
Преодоление канонов классицизма, особенности композиции.
Критика. И.А. Гончаров. «Мильон терзаний».
1
Р.р. Подготовка к написанию классного сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 1
Р.р. Написание классного сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 1
К.В. Россинский «Стихотворная речь, прочитанная на торжественном обеде 4 января 1804 года». 1
А.С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина. 1
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар Проблема свободы и власти. 1
Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще быть может…» 1
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». «Бесы». Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
Р.р. Обучение анализу стихотворения. 1
Вн.чт.А.С. Пушкин. «Цыганы как романтическая поэма. Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко. 1
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Система образов. Онегинская строфа.
Т.л. Роман в стихах. 1
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. 1
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. 1
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.
Р.р. Анализ двух писем. 1
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.
Т.л. Реализм. 1
Критика. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала XIX века. 1
Р.р. Подготовка к классному сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 1
Р.р. Написание классного сочинения по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 1
Вн.чт. А.С. Пушкин. «Моцарт и Сольери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия .
Т.л. Трагедия как жанр драмы. 1
М.Ю. Л е р м о н т о в. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…». 1
Образ поэта-пророка в лирике. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…». 1
Любовная лирика М.Ю. Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий». 1
Эпоха безвременья в лирике. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». 1
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Обзор содержания. Особенности композиции. Т.л. Психологический роман. 1
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимович». 1
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист». 1
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. 1
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. 1
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».
Критика. Поэзия М.Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. 1
Р.р. Подготовка к классному сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова. 1
Р.р. Написание классного сочинения по творчеству М.Ю. Лермонтова 1
В.С. Мова (Лиманский). «Три бродяги». 1
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души».. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. 1
Система образов поэмы «Мертвые души».
Р.р. Обучение анализу эпизода. 1
Образ автора в поэме. Лирические отступления. Русь на страницах поэмы. 1
Образ города в поэме «Мертвые души». 1
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. 1
«Мертвые души» - поэма о величии России. Эволюция образа автора.
Критика. Поэма в оценках В.Г. Белинского. 1
Р.р. Подготовка к написанию классного сочинения по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 1
Р.р. Написание классного сочинения по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 1
Ф.М. Д о с т о е в с к и й. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в романе «Белые ночи». 1
Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Т.л. Повесть. 1
А.Н. О с т р о в с к и й. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. 1
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».
Т.л. Комедия как жанр драматургии. 1
Вн.чт. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность». Формирование личности героя повести. 1
А.П. Ч е х о в. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века .1
«Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Т.л. Рассказ. 1
Вн.чт. Беседа о стихах Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии.
Т.л. Жанры лирических произведений. 1
Из русской литературы XX века Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. 1
И.А. Б у н и н. Слово о писателе. «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. 1
Н.Н. Канивецкий. «Контрабандный чай», «На фелюге». 1
М.А. Б у л га к о в. Слово о писателе. «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Система образов повести. 1
Поэтика повести. Гуманистическая позиция автора. Смысл названия.
Т.л. Художественная условность, фантастика, сатира и гротеск. 1
М.А. Ш о л о х о в. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. 1
Композиция рассказа, автор и рассказчик. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.
Т.л. Реализм. 1
А.И. С о л ж е н и ц ы н. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. 1
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.
Т.л. Притча. 1
А.А. Первенцев. «Над Кубанью» (отрывок из романа). 1
Из русской поэзии XX века Русская поэзия Серебряного века. А.А. Б л о к. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. 1
С.А. Е с е н и н. Слово о поэте. Тема Родины в лирике. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…». 1
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». 1
В.В. М а я к о в с к и й. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. 1
М.И. Ц в е т е в а. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о жизни и смерти». «Идешь на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». 1
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве».. 1
Н.А. З а б о л о ц к и й. Слово о поэте.. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. 1
А.А. А х м а т о в а. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. 1
Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. 1
Б.Л. П а с т е р н а к. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти до сути…». Философская глубина лирики . 1
А.Т. Т в а р д о в с к и й. Слово о поэте. Стихотворения о Родине и о природе . «Урожай», «Весенние строчки». 1
Тема войны в стихотворении «Я убит подо Ржевом». 1
Вн.чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков. 1
Р.р. Письменный анализ стихотворения. 1
Вн.чт. Б. Васильев «Завтра была война». 1
Из поэзии XX века. К. Образцов, Ю.П. Кузнецов, С.Н. Хохлов, К.А. Обойщиков, В.Г. Саакова. 1
Из зарубежной литературы Вн.чт. Античная лирика. К а т у л л. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта.
Г о р а ц и й. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. 1
Д а н т е А л и г ь е р и. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смысла поэмы и ее универсально-философский характер. 1
У. Ш е к с п и р. Слово о поэте. «Гамлет». Общечеловеческое значение героев Шекспира. 1
Вн.чт. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. 1
И.В. Г ё т е. Слово о поэте. «Фауст». «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. 1
Вн.чт. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. 1
В.И. Лихоносов. «Осень в Тамани». 1
Итоги года и задание на лето. 1