Особенности коррекционной логопедической работы с детьми с задержкой психического развития


Особенности коррекционной логопедической работы
с детьми с задержкой психического развития
Дети с вышеуказанным диагнозом испытывают трудности в обучении в силу различных биологических и социальных причин. Затруднения в усвоении образовательных программ носят достаточно стойкий характер при отсутствии выраженного нарушения интеллекта, зрения, слуха, речи, движения.
Тип ЗПР Особенности
ЗПР психогенного происхождения Связано с длительно действующими и рано возникшими неблагоприятными условиями воспитания. У детей снижена мотивация к обучению и волевые компоненты личности, нарушена эмоционально0-волева сфера
ЗПР конституционального происхождения Развитие этих детей соответствует складу детей более младшего возраста, с преобладанием эмоциональных реакций в поведении, инфантильного типа телосложения, игровых интересов, недостаточной самостоятельности.
ЗПР церебрально-органического генеза Тип обусловлен органическим поражением центральной нервной системы и проявляется в нарушении умственной работоспособности и истощаемости психических функций, снижении объема памяти; неразвитой устойчивости внимания, его переключаемости и объёма.
ЗПР соматогенного происхождения Обусловлено длительными хроническими заболеваниями, приведшими к физической и психической астении.
Речевые отклонения детей с ЗПР достаточно многочисленны , но особенно ярко они наблюдаются в области звукопроизношения, чтения и письма. Характерным признаком большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, комплексность её проявлений и связь с общими психопатологическими особенностями ребенка
Особенности речевого развития детей с ЗПР
-замедленный темп речевого развития
-нарушения звуко-произносительной стороны речи с преобладанием полиморфных нарушений по типу смешения звуков
-несформированность фонематического восприятия (стойкие нарушения звукового анализа и синтеза, трудности при дифференциации звуков на слух)
- активный словарь существенно отстает от возрастной нормы, предметный и глагольный словари низкие и неточные
-значительное недоразвитие словоизменения и словообразования.
-низкая готовность к письменной речи, неосознанность и непроизвольность связной речи
- низкая работоспособность и нарушения формирования самоконтроля
Учет неоднородности речевых нарушений и сформированности речевых функций у детей с ЗПР определяет необходимость дифференцированного подхода в изучении и преодолении данных нарушений.
Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у детей с ЗПР в целом имеет ряд особенностей.
Необходимость подготовительного этапа работы по формированию ряда функций, без которых невозможно добиться эффективности в логопедической работе:
-слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти
-слухо-двигательного, слухо-зрительного, зрительно-двигательного взаимодействия
-мыслительных операций – от простых, с опорой на наглядно-образное мышление к более сложным, с опорой на образно-логическое мышление.
2. Целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений ручной и артикуляционной моторики
3. Преодоление эмоциональной пассивности ребенка
4.Побуждение детей к познавательной активности посредством перцептивных процессов
5. Использование на занятиях доступных по сложности и объему заданий, не требующих длительных умственных напряжений
6. Речевой контроль за точностью выполнения заданий
7.Расширение ориентировочной части:- рассмотрение структуры материала и действия
-выделение в материале ориентиров
-неоднократное повторение задания
-предъявление простых инструкций
- первоначальное замедление и развернутое выполнение действий
-опора на показ и словесные инструкции
Звукопроизношение. Коррекционная работа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР обязательно включает следующие стадии:
а) предварительная (развитие слухового восприятия ., внимания и памяти, ручной и речевой моторики, зрительно-пространственных функций, ритма, речевого дыхания и голоса, формирование временных представлений и мыслительных операций)
б)основная - уточнение артикуляторного и акустического образа ( развитие артикуляторной моторики, элементарных форм фонематического анализа и синтеза,
в) завершающая – коррекция нарушенных звуков речи, постановка, дифференциация и автоматизация звуков
Развитие лексики Работа проводится с учетом современных лингвистических представлений о слове и его структуре в следующих направлениях:
а)расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности
б) уточнение значений слов
в)активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь
Формирование грамматического строя речи
а) уточнение лексического и грамматического значения слова
б) дифференциация существительных, прилагательных, глаголов, дифференциация падежных окончаний
в)формирование системы словоизменения
г) развитие языкового анализа и синтеза
Важным условием правильной организации логопедической работы является учет особенностей психического и соматического здоровья ребенка с ЗПР, а также дифференцированный и комплексный подход в коррекционно-педагогическом воздействии
С учетом механизма и структуры речевого дефекта, уровня сформированности речевых и неречевых процессов и индивидуально-психологических особенностей детей.


Использована литература:
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми раннего возраста. М., 2006
Бадалян Л. О. Слуховое восприятие ребенка. Дошкольное воспитание 1975, № 12
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР М., 2001
Боровлева Р.Л. Общеупотребительный речевой материал для тренировочных упражнений в зрительном и зрительно-слуховом восприятии устной речи, Дефектология, 2006 №5
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция психического развития детей Ь., 1999