Статья: Концептуальные основы формирования универсальных учебных действий.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Лыков В.И.
учитель математики МБОУ СОШ №38 им. Е.А. Болховитинова

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Появление новых вызовов времени требует модернизации образования в целом и школьного образования в частности. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Способность самостоятельно учиться в настоящее время становится необходимым качеством, обеспечивающим профессиональную мобильность человека. [2]
Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:
1) личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные;
4) коммуникативные действия.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей деятельности. К ним относятся:
целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;
контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив планов и способов действия в случае расхождения эталона.
оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Регулятивные универсальные учебные действия можно формировать при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия. Общеучебные УУД включают:
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и вывод вида чтения в зависимости от цели;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
действие со знаково- символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
УУД на уроках физики направлены на:
формирование умений воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. [1,3]
В заключении отметим, что овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Литература:
Кабанова О.А. «Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Стандарт общего и среднего (полного) общего образования по физике (из Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего и среднего (полного) общего образования).
Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. - № 8


Заголовок 115