Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на тему Дифференциация Д — Т. (2 класс)
МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №2
Яковлевского района Белгородской области»
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:
учитель – логопед:
Благина О.Н.
2 класс
Тема: «Дифференциация Д – Т»
Цель: совершенствовать умение дифференцировать звуки и буквы «Т»-«Д» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Задачи:
:Образовательные:
уточнить представления о звуках и буквах «Т» и «Д»;
совершенствовать и закреплять умение и навыки дифференциации звуков и букв «Т» и «Д» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
развивать связную речь;
Развивающие:
развивать фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;
развивать пространственные и зрительные представления;
развивать речевое дыхание, снятие напряжения глаз, стимуляция работоспособности;
Воспитательные:
воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
воспитывать у детей самоконтроль за речью;
воспитывать чувство товарищества, доброжелательность;
формировать интерес к логопедическим занятиям
Оборудование: рисунок «Знайка», карта путешествия для каждого учащегося, буквы-символы «Т» и «Д», предметные картинки, ордена «Умник» и «Умница», дид. пособие «Поезд», шарики Су-Джок, индивид. Карточки.
Ход занятия
Организационный момент
1. Создание эмоционально-положительного фона на занятии:
А) В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности на занятии.
- Вы пришли на занятие после уроков и конечно устали. Прежде чем начать занятие, мы выполним упражнения, после которых вы будете лучше слышать, запоминать, размышлять.
Б) Сожмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами и помассируйте среднюю часть мизинца, соедините ладони вместе и потрите их друг о друга, разогретыми руками быстро потрите щеки. Кончиками пальцев, часто как по барабану постучите по макушке, сожмите руки в расслабленный кулак и начинайте энергично, быстро поглаживать внешнюю и внутреннюю сторону предплечья.
Г) Сегодня вам предстоит увлекательное зимнее путешествие на станцию «Умников и умниц» вместе с умным сказочным героем Н.Носова - Знайкой (вешается картинка)
Для этого нам нужно как следует подготовиться к этому путешествию.
- Какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года?
Игра «Снежный ком», дети называют признаки зимнего дня (Зимний день какой? снежный, морозный, холодный, белый, короткий, хмурый).
2. Игра «Проложи дорогу» от школы до станции «Умников и умниц».
(Логопед показывает карту путешествия, дети отмечают левые повороты буквой «Л», а правые - буквой«П») Проверка.
- А на каком виде транспорта мы отправимся, вы узнаете, когда назовете предметы, затем по первым буквам сложите слово.
(предметные картинки - пальто, обезьяна, енот, зонт, дятел)
- Молодцы, мы отправляемся на весёлом поезде! (вешается «Поезд»)
Поезд тронулся
И вот, набирает поезд ход.
:- Итак, наш состав готов к отправлению, осталось правильно разместить всех пассажиров по своим вагонам. (Из предложенных картинок: доска, тетрадь, калькулятор, фломастеры, карандаш, компьютер, 1-я пара выбирает только такие, название которых состоит из двух слогов, 2-ая пара выбирает картинки из 3-х слогов, 3-я пара картинки из 4-х слогов ).
Объявление темы и целей занятия
- Послушайте внимательно и скажите, все ли правильно я говорю:
Ученик написал предложение в строчку и в конце поставил дочку.
- В чем ошибка? Какие звуки перепутались? Как правильно?
Какая буква имеет звук [т]? А звук [д]? (вешаются картинки букв Д, Т)
- Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия (уч-ся: сегодня на занятии будут «дежурить» Д- Т)
- Какие цели занятия? (произносить, различать по написанию и произношению, находить «дежурные» звуки в слогах, словах и предложениях)
- Откроем тетради, запишем число, месяц и тему.
III. Основная часть занятия
1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
- Мы прибыли с вами на станцию «Звуковая».
Скажите, о каком звуке сказано?
Языком, передним краем,
В дёсна верхние ударим.
Звук короткий, звук взрывной,
Звук без голоса, глухой.
(Дети произносят звук [ Т ], дают ему характеристику, твердость-мягкость, доказывают глухость различными приемами контроля: пальцы - на голосовых связках, уши закрыты ладонями, символы - наушники)
Языком в десну ударим,
Звонкий голос мы добавим.
(Аналогично: работа со звуком [ Д ])
Сходство: оба звука согласные,
Различие: звонкость, глухость.
2. Игра «Беговые дорожки»
Слова: летчик, продавец, ткачиха, дворник, почтальон, плотник, адвокат, доктор.(т – 6, д- 4)
- Что обозначают эти слова? Как сказать одним словом? (профессии)
3. Игра «Узнай звук».
- Вернемся к нашим пассажирам. Я задам вопрос, а вы догадайтесь о какой картинке идет речь?
- В названии какой картинки «дежурный» глухой, мягкий согласный находится в начале слова? (тетрадь)
А теперь каждая пара попробует задать вопрос другим парам.
4. Дыхательная гимнастика.
- Восстановим свое дыхание и отправимся на следующую станцию. Выполним дыхательную гимнастику:
:И.п.: стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисуем круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг. Повторяем 2 - 3 раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники (по 2 - 3 раза). Поработаем над силой выдоха. Упражнение «свеча». Вдох через нос, три коротких сильных выдоха на пальчики, изображающие горящую свечу. Повторяем три раза.
5. Итак, станция «Грамотейкино»
А) Игра «Шифровальщики» (картинки)
- Зашифруем слова, обозначающие профессии людей Вам надо будет начертить слоговые схемы слов – названий картинок, определить в каком слоге находится «дежурные» буквы (с комментированием).
Картинки: продавец, космонавт, доктор, дрессировщик, учитель, актер.
Б) Оглушение звонкого согласного (на доске напечатаны слова).
Слова: лошадка, лопатка, город, томат.
- Посмотрите на доску. Даны слова, некоторые из них при произнесении не соответствуют написанию. Давайте уточним, какой звук требует проверки: д или т.
- Правильно, звонкий согласный [д] на конце и середине слова перед глухим согласным оглушается и произносится как [т], поэтому требует проверки. Вспомним правило о правописании парных согласных: надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная (проверка слов).
В) Игра «Один – много» (мяч)
- Измените слово так, чтобы не было сомнений в правильном написании бувы.
Слова: год, плот, загадка, ветка, ягодка, след, сосед, утка, нотка, походка, бородка, монетка.
Г) Работа по карточкам (в тетрадях)
- Прочтите задание. Что необходимо сделать? (записать слова правильно, подобрать проверочные слова, подчеркнуть буквы занятия).Взаимопроверка.
пира[т] сала[т] ме[т]
обе[n] селе[т]ка сосе[т]ка и т.д.
6. Зрительная гимнастика (шарики Су-Джок)
- Сейчас отдохнем, восстановим свои силы и дальше в путь.
Ловко мячиком играем Вправо, влево повожу,
Все движенья повторяем. Глазками за ним слежу.
Вверху мячик подержу, Глазки сильно закрываю
На него я погляжу. Мяч за спину убираю
Мячик ниже опускаю, Вновь глаза я открываю
Его взором провожаю, Мяч на место помещаю.
7. – Ребята мы остановились на заключительной станции «Умников и Умниц». Знайка предлагает нам выполнить еще задания.
А) карточка «Составь словосочетания»
- Прочитайте слова первого столбика. Какие буквы пропущены? Теперь слова второго столбика (уч-ся вставляют буквы).Скажите, что обозначают слова 1-го столбика, на какой вопрос отвечают?Слова 2-го столбика?
- Соедините слова из первого столбика со словами из второго так, чтобы получились правильные словосочетания. Взаимопроверка.
холо..ный веро
гусая руба
яжелое веер
меная рава
млашая мелоия
саринная сесра
б) Работа на уровне предложения (предложения в нарушенной последовательности)
- Составьте из предложенных слов предложения (работа в парах)
У, дом, в, деревне, дедушки.
Около, красивый, деревни, пруд.
Летом, Тема, был, дедушки, у.
- Прочитайте, что у вас получилось. Запишите свое предложение в тетрадь и выделите буквы занятия.
- Предложения, связанные по смыслу образуют что? (рассказ).
Давайте попробуем поставить наши предложения в правильном порядке. Чтобы получился рассказ (устно)
- Придумайте предложение нашему рассказу. (В пруду было много рыбы. Тема ходил сам ловить рыбу. Он любил отдыхать летом в деревне.)
- Как можно озаглавить наш рассказ? (Отдых в деревне.)
Итог. Рефлексия.
– Ребята наше путешествие заканчивается. Расскажите Знайке о своем настроении, о путешествии, подведите итоги. Я хочу, чтобы вы все встали и продолжили высказывание. (на доске: Сегодня на занятии:
Мы учились
Я узнал
Я повторил
Мне было трудно
Мне было интересно
- Молодцы! А сейчас закройте глаза и послушайте слова, которые вам хочет сказать Знайка: «Мне очень понравилось, как вы рассказывали о своем настроении. Я рад, что вы справились со всеми заданиями, поэтому вы заслужили ордена «Умников» и «Умниц».
Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, чтобы у вас всегда было веселое радостное настроение! До свидания! До новых встреч! (вручаются ордена)
"Дифференциация Д - Т"