Контрольная работа по русскому языку и культуре речи

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: ««Лексическое значение слова. Лексические нормы русского языка»
Цели урока:

Обучающий (дидактический) компонент:

- научиться отличать прямое и переносное значение слова, определять способы образования нового значения слова (метафора, метонимия).

- контроль за усвоением лексических норма русского языка.

Развивающий компонент:

- с помощью разнообразных  упражнений развивать у учащихся логическое мышление, аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.

Воспитательный компонент:

- воспитание эстетического отношения к слову, формирование творческих способностей школьников.

2.Тип урока: Контроль знаний и умений

3. Вид урока: контрольная работа

4. Оборудование: раздаточный материал (с текстами)

5. Метод проведения: письменный контроль

6. Прогнозируемый результат:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


Контрольная работа
«Лексическое значение слова. Лексические нормы русского языка»
1. Опираясь на учебники «Русский язык» под ред.
Н.А. Герасименко (§12, §13) Е.С. Антонова, Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» (§11,§12) ответить на следующие вопросы:
Что отражает лексическое значение слова?
Какие слова называются однозначными?
Какие слова называются многозначными?
Какая стилистическая фигура предполагает смежность предметов, явлений, называемых с помощью одного слова?
Что такое паронимы? Антонимы?
Какие средства художественной выразительности вам знакомы?

2. Выпишите данные ниже лексемы, сверяя по толковому словарю (любого автора), в два столбика: 1) однозначные слова; 2) многозначные слова.
Авангард, авторитет, ажиотаж, белый, блокада, гардероб, дефект, дефицит, доверие, заповедник, звонить, идеология, иконопись, калейдоскоп, каталог, квартал, легитимность, мечтатель, мольберт, накрапывать, наследие, окно, оранжерея, острый, парадокс, персонаж, поэт, продюсер, прямой, равенство, рациональный, референдум, слабый, смена, содержание, состав, субъект, счет, теплый, трафарет, устройство, фельетон, фигура, характер, цитата, чествовать, щепетильный, экспедиция, эффект, яркий.
3. Определить, какие изобразительные средства (приемы) используют авторы, употребляя слова в переносном значении.
1. Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови,
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви. (А. Сурков)

2. Когда внезапно возникает
Еще неясный голос труб,
Слова, как ястребы ночные,
Срываются с горячих губ.
Мелодия, как дождь случайный,
Гремит; и бродит меж людьми
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
В года разлук, в года смятений,
Когда свинцовые дожди
Лупили так по нашим спинам,
Что снисхождения не жди,
И командиры все охрипли
Тогда командовал людьми
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви. (Б. Окуджава)

4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
 
В автосалоне были выставлены в основном автомобили ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОГО класса.
Мой брат- человек ПРАКТИЧЕСКИЙ: он никогда не выбрасывает старые вещи.
У Матвея с детства был ЗВУЧНЫЙ голос.
Песчаная буря, обрушившаяся на северо-запад Китая, занесла улицы пылью и заставила людей НАДЕТЬ повязки на лица.
Ее постигло НЕСТЕРПИМОЕ горе.

 
Его ПОПУЛЯРНЫЕ взгляды были хорошо известны и не пользовались поддержкой коллег.
ЗАПЛАТИТЬ за лечение не было возможности.
Со мною в гостинице жил ДИПЛОМАНТ конкурса молодых исполнителей.
ГУМАНИТАРНАЯ помощь была доставлена в районы стихийного бедствия.
Перед комбинатом стояла практически невыполнимая задачаНАРАЩИВАНИЕ мощности при отсутствии материальной базы.

В результате социологического опроса был выявлен рейтинг ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса.
Впервые мысль о получении ИСКУССТВЕННЫХ тканей была высказана французским учёным Р. Реомюром еще в 1734 году.
Палаты Романовых в Зарядье отреставрируют к 400-летнему юбилею ЦАРСТВЕННОЙ династии.
КОНСТРУКТИВНОЙ может считаться лишь такая критика, которая не приводит к конфликтам.


Абитуриенты до назначенного дня должны ПРЕДСТАВИТЬ все необходимые для приёма в выбранное учебное учреждение документы.
АДРЕСАТ должен сам прийти на почту, как только узнает о том, что для него пришло заказное письмо.
Недостаток кальция в организме черепахи можно легко ВОСПОЛНИТЬ при кормлении животного мелкой рыбой с костями.
Анастасия распахнула окно, и комната наполнилась ЖИВИТЕЛЬНЫМ дыханием соснового бора.
Команда с успехом прошла все ОТБОРНЫЕ игры, показав отличные результаты.

Механическая обработка не полностью отвердевшей формованной конструкции бывает ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЙ вследствие повышенной вязкости этой конструкции.
Уже не в первый раз российская женская сборная по баскетболу одерживает ВПЕЧАТЛЯЮЩУЮ победу над командой соперниц.
Бойкий ЯЗЫКАСТЫЙ парень, продававший неподалёку книги и календари, время от времени сочувственно поглядывал на молоденькую продавщицу, у которой никак не получалось привлечь покупателей.
Человек, искренне любящий свою страну, не позволит, чтобы в его присутствии УНИЖАЛИ заслуги отечественных учёных, новаторов и изобретателей.
.

Ключ к контрольной работе № 2.

1. Лексическое значение слова – это соотнесенность слова определенным понятием, явлением действительности, это то, что обозначает (называет) данное звукосочетание (в устной речи) или буквосочетание (в письменной речи).
Однозначными называются слова, имеющие единственное лексическое значение.
Многозначные слова – это слова, которые употребляются в разных значениях .
Стилистическая фигура, которая предполагает смежность предметов, явлений, называемых с помощью одного слова, называется метонимией. (Например, Да что на серебре, на золоте едал. (А.Грибоедов)).
Паронимы - это слова, разные по значению, но сходные по звучанию. Как правило, они принадлежат к одной части речи, но никогда не могут заменить друг друга в одном контексте (абонент – абонент).
Антонимы – слова, противоположные по значению и относящиеся к одной и той же части речи (плюс-минус).
Средства художественной выразительности: аллитерация, ассонанс, метафора, эпитет, антитеза, литота, гипербола, олицетворение, сравнение.

2. Однозначные : дефект, доверие, заповедник, идеология, иконопись, легитимность, мечтатель, мольберт, накрапывать, наследие, оранжерея, персонаж, референдум, теплый, фельетон, цитата, чествовать.

Многозначные: авангард, авторитет, белый, блокада, гардероб, дефицит, звонить, калейдоскоп, каталог, квартал, окно, острый, парадокс, поэт, прямой, равенство, рациональный, слабый, смена, содержание, состав, субъект, счет, трафарет, устройство, фигура, характер, щепетильный, экспедиция, эффект, яркий.

3. 1. Олицетворение, сравнение, эпитеты.
2. Эпитеты, олицетворение. сравнение, метафора.

4. Практичный, популистские, царской, отборочные, принижали.










Критерии оценки выполнения контрольной работы



Оценка «5» (отлично) - выполнено 90-100% заданий контрольной работы. Ответы сформулированы четко, отсутствуют речевые ошибки. Допускается одна негрубая ошибка (недочет).


Оценка «4» (хорошо) - выполнено 70-80 % заданий контрольной работы.

Оценка 3 (удовлетворительно) – выполнено 50 – 60% заданий контрольной работы.

Оценка «2» (неудовлетворительно) – выполнено менее 50% заданий контрольной работы.




15