Развитие лидерских качеств учителей школы посредством коучинг- сессий
Развитие лидерских качеств учителей школы
посредством коучинг- сессий
Развитие лидерских качеств педагогов и школьников актуальны для современной школы. Сегодня - учитель должен быть организатором, руководителем ученического и родительского коллективов. Педагогическая деятельность обязывает его проявлять и развивать собственные лидерские качества и готовить лидеров среди учеников. Администрацией школы создаются условия, способствующие познанию учителем собственных лидерских качеств и их реализации в процессе педагогической деятельности. Лидеры ( учителя, прошедшие подготовку по уровневым программам первого и второго уровней) формируют лидерские качества педагогов посредством коучинг - сессий, практикуемых в школе второй год.
Первый коучинг был направлен на формирование команд учителей -единомышленников. Участники мероприятия, активно взаимодействуя между собой в парах и группах, проанализировали существующие в школьной практике проблемы, что позволило им определиться с новыми подходами преобразования собственной профессиональной деятельности. Уже на этом этапе, проявились первые лидерские качества учителей: они выдвигали свои идеи, прислушивались к мнению коллег, направляли их к достижению поставленной цели. Тем самым, помогли коучу сформировать команду единомышленников. Результатом проведения первого коучинга стало образование 4 команд по модулям уровневых Программ (критическое мышление, диалогическое обучение, новые подходы в обучении и критериальное оценивание). В состав группы вошли не только учителя, прошедшие курсы по уровневым Программам, но и те, кто желает изменить свою практику.
За каждой командой был закреплен учитель-лидер. Старались придерживаться принципа «равный-равному», поэтому на встречах команды, обозначили цели и задачи дальнейшей работы.
Но после проведенного коучинга были и такие учителя, которые не отнесли себя ни к одному из направлений, причина - это их убеждения, нежелание меняться. Задача лидера заключается еще и в том, чтобы вовлечь в процесс преобразования школы максимальное количество учителей.
В этом нам помогло менторство. Менторы помогают своим подопечным в профессиональном развитии, строя отношения на взаимоуважении, способствуют совершенствованию педагогического мастерства коллеги. Наш вывод оно, бесспорно нужно, так как ускоряет процесс изменения практики учителя и развивает его лидерские качества в рамках класса.
Постепенно коучинг- сессии стали проводится в школе регулярно. Они позволяют создать систему качественной методической помощи, способствует распространению передового педагогического опыта, а самое главное развивают лидерские качества как коучей, так и учителей.
Кроме того, помогают овладеть новыми инструментами в работе учителя. В этом мы убедились во время коучинг-сессии «Как новые инструменты могут улучшить практику учителя в школе». Он был направлен на создание атмосферы сотрудничества для активного диалога между учителями, с целью знакомства с пятью новыми инструментами педагогической практики: LessonStudy, коучинг, среднесрочное планирование, менторинг, исследование в действии. Предполагаемым результатом было осмысление учителями необходимости применения новых методических инструментов, улучшающих профессиональную деятельность; знание их специфики; роли, которую они сыграли в совершенствовании системы преподавания в ряде стран.
Сегодня мы стремимся убедить учителей в том, что LessonStudy, один из наиболее эффективных инструментов для работы в команде. Считаем, что новые инструменты, ключ к успеху развития современного образования в школе. Учителяво время коучинга проявили большую заинтересованность. Многие из них слышали об этих инструментах, но осознания принципа работы и специфики применения не было. Наблюдения показали, что с большим интересом участвовали в работе учителя не прошедшие уровневые курсы. Они оживленно работали в группах, с интересом участвовали в играх и тренингах, что задало хороший эмоциональный фон.
Работа коуча была сведена к минимуму, и это придавало еще большую уверенность в выборе стратегии.
При проведении рефлексии коучинга использовался прием «Рефлексивный светофор». Отзывы на стикерах носили разный характер: «Получила толчок, желание изучать начатое», «Для меня была полезной вся информация, надо изучить LessonStudy», «Очень интересно поучаствовать в LessonStudy».
Непосредственно на формирование лидерской позиции учителей школы был направлен коучинг «Как стать лидером?». Для участников мероприятия была создана коллаборативная среда, в ходе которой участники объединились по одинаковому цвету ромашек и им был предложен вопрос для обсуждения - Что лидерство может дать каждому учителю? Взаимодействуя в группах участники коучинга, анализируя ответы свои и коллег, составили перечень качеств учителя- лидера. Оформили постеры. Используя прием «Вертушка», участники каждой группы ознакомились с мнением коллег.
Коуч предложил задуматься, ярко ли выражены качества, записанные на постерах в каждом из них и можно ли развить их в себе. Ознакомившись с тезисами текста Джорджа Брата, составили небольшой рассказ, поделились с другими участниками. И, самое главное, на основе фрагмента текста, составили советы для коллег, что нужно соблюдать, чему следовать, если ты лидер.
На этапе самооценивания участники коучинга по диаграмме поставили себе оценку по пятибалльной системе, на сколько реализуются данные функции в своей практике и определили направление, по которому им предстоит совершенствовать свою позицию как учителя-лидера.
Постепенно учителя в повседневной практике стали проявлять лидерские качества; происходило осознание ответственности за результат работы и изменение практики в классе.
Лидерство - перспективное направление в развитии профессионализма учителей школы. Оно является ключевым элементом в достижении улучшения школьной практики. Лидерская позиция учителя способствует созданию тесных взаимоотношений с отдельными учителями, посредствам которых происходит взаимообучение. Сотрудничество между учителями - это необходимый фактор улучшения и преобразования школьной практики, сопутствующий ее эффективности. Мы регулярно вовлекаем учителей - лидеров в принятие стратегических решений.