Технологическая карта урока литературного чтения по теме: Веселые рассказы Н.Н. Носова
Урок Технологическая карта урока литературного чтения Дата: 20.02.2015
Тема Весёлые рассказы Н.Носова
Цель урока Показать детям, что читать – это здорово.
Задачи урока Пробуждать интерес обучающихся к ценностям детской отечественной литературы;
познакомить детей с творчеством Н. Н. Носова;
учить детей внимательному, вдумчивому чтению;
способствовать духовно – нравственному воспитанию обучающихся;
Планируемые результаты: Предметные
Умение находить и объяснять смысл названия произведений и их связь с содержанием, сравнивать героев разных произведений, умение отвечать на вопросы по произведениям.
УУД
Познавательные УУД
Умение самостоятельно определять произведение и его содержание, опираясь на фрагмент произведения, на персонажа; заполнять кроссворд; формировать умение анализировать и сравнивать произведения, обобщать информацию, делать выводы.
Коммуникативные УУД
Умение высказывать свое мнение и выслушивать мнение партнера, работать в группе; умение участвовать в диалоге , вырабатывая общую позицию по теме обсуждения.
Регулятивные УУД
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно осуществлять итоговый контроль по результату, оценивать правильность выполненных действий и вносить необходимые коррективы.
Личностные УУД
Положительное отношение к урокам литературного чтения, умение оценивать свое отношение к учебе, доброжелательное отношение к другим людям.
Тип урока Литературая кнференцияФормы работы Индивидуальная, работа в группе
Основные понятия Конференция, кроссворд
Источники информации Рассказы Н.Н. Носова
Ресурсы Мультимедийная презентация, кроссворд
Организационный этап
Включить обучающихся в учебную деятельность Ученик читает выразительно стихотворение:
Книга нам про все расскажет,Книга нам и все покажет.Почему садится солнце,Где прибой о берег бьется.Где тепло, а где мороз,Листья все смахнул с берез.Если книгу прочитаешь, Интересное узнаешь
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала Слово учителя
Сегодня мы с вами проводим читательскую конференцию по произведениям необыкновенного человека, талантливого великого детского писателя.(слайд – портрет)
- Что такое читательская конференция?( дети читают в словаре)
- А почему читательская?
- Мы провели анкетирование и увидели, что читать любят только 19 человек
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе
Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу Гипотеза: для чего надо читать книги?
- Что такое гипотеза? Предположение детей.
Читают определение из словаря (выписка на столе)
- Вы дома читали произведения Н.Носова.
-Какой жанр этих произведений?
Этап усвоения новых знаний и способов действий
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала 1) Викторина – Рассказы Н. Носова – ((обсуждают в группах) – житоны1. Из какого рассказа этот диалог? (слайд )- А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился. («Фантазёры»)
2. Из какого рассказа этот диалог?
- Она жи-жи-живая!
- Кто живая?
- Шля-шля-шля-па.
- Что ты! Разве шляпы бывают живые? («Живая шляпа»)
3.Что делали Володя и Вадик до того, как увидели «живую шляпу»?
а) раскрашивали картинки
б) лепили из пластилина
в) читали книжку
4.Почему они решили, что шляпа живая?
а) шляпа ползала по полу
б) шляпа разговаривала
в) шляпа летала
- Из какого рассказа этот диалог?
5.. Кто разбил сахарницу в рассказе «Леденец»?
а) мама
б) Миша
в) котенок
- Из какого рассказа этот диалог?
6. Кого испугались герои рассказа «Затейники»?
а) кота
б) волка
в) собаку
7. Из какого рассказа этот диалог?
Давай веревку.
- А её нет-верёвки.
-Где же она?
-Там.
-Ну… в колодце («Мишкина каша»)
- Из какого рассказа этот диалог
8. Где происходили события в рассказе «Мишкина каша?»
а) на даче
б) в деревне
в) в пионерском лагере.
- Из какого рассказа этот диалог?
9. Когда Костя и Шурик потеряли замазку (рассказ «Замазка»)?
а) когда смотрели кинофильм
б) когда шли купаться
в) когда красили забор
- Определите название этого рассказа?
10.Инсценировка отрывка из рассказа «Замазка»
Выбегают два мальчика - Костя и Шурик.
К. Я- Костя!
Ш. Ну а я –Шурик!
(хором) И у нас есть замазка!
К. Посмотри, что у меня получилось.
Ш. Ливерная колбаса. (Костя обижается и прячет замазку в карман) Где замазка?
К. Вот она в кармане. Не съем я ее.
Ш. Ты уже съел свой пряник?
К. Нет еще. А ты?
Ш.Я тоже нет. Давай есть.
К. Давай. (едят, Костя вдруг плюет) Послушай, у тебя пряник вкусный?
Ш. Угу.
К.А у меня невкусный , мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане.
Ш.А замазка где?
К. Замазка? Вот, в кармане. Только постой. Это не замазка, а пряник. Тьфу! Я все перепутал! (убегают)
- Чему вас научил этот рассказ? Как вы относитесь к мальчикам?
Физкультминутка
Этап первичной проверки понимания изученного
1.Установить правильность и осознанность изученного материала.
2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся Какой рассказ Н.Носова вы читали дома?
-«Огурцы»
Анализ рассказа «Огурцы»
-Почему Н.Носов дал такое название рассказу?
-Назови главных героев?
-Какой проступок совершили герой рассказа Н.Н. «Огурцы» Павлик и Котька?
-Как вы относитесь к Павлику? (Он нечестный, трус, не хочет отвечать за свои поступки.)
-Легко ли было Котьке возвращаться на поле? (Нет, ему было стыдно.)
-Почему у Котьки было радостно на душе, когда он бежал домой?
-Выборочное чтение
(Он признался в своём поступке, попросил прощенья, хотя это было трудно.)
-Как бы вы поступили в этой ситуации?
-Чему нас учит этот рассказ? (Если сделал что-то плохое, не утаивай этого. Признайся, попроси прощенья.)Исследовательская работа
- Чем похожи произведения Н Носова? (Он писал о детях, а именно для своего сына. Первый рассказ был напечатан в журнале « Мурзилка»)- Его рассказы похожи на вашу жизнь? Почему? (Нет телевизоров, компьютеров)
- Часто ваши бабушки говорят: « А мы были другими»
А почему?
В группах заполняют таблицу
Жанр
Герои
Какие рассказы
Чему учат рассказы
- Что лучше просмотр телевизионных передач или чтение книг ?Сценка
Бабушка - Опять уткнулся в телевизор. Так все каникулы и сидит. Ведь больным станешь Костя.
Костя - А я, бабушка, и программу "Здоровье" смотрю. Так что о моем здоровье не беспокойся.
Бабушка - Как не беспокоиться! Ты уже во сне выкрикиваешь программу телевидения. (Тихо )Ты бы хоть поел.
Костя (махнув рукой) - Неси сюда!
Бабушка - О-хо-хо. Ну, в последний раз! (выходит и приносит тарелку и вилку). Ну, уж, поешь!Макароны. Горяченькие!
(Костя начинает есть, бабушка уходит).
Костя (зевая) - А-а-а (закрыв глаза, свешивает голову на бок, вилка падает на пол, входит бабушка).
Бабушка - Никак задремал! Надо же, сидя задремал. Вот до чего досмотрелся! (Подбирает вилку, забирает тарелку и уходит. Костя валится на пол).Костя - Ура! Гол... Ну, заяц, погоди!
(Вбегает бабушка)
Бабушка - Костенька, что с тобой?
Костя - Кто там? Кто там? Кто там?
Бабушка - Да это я, не узнал?
Костя - А, почтальон Печкин
Бабушка - Да это я, твоя бабушка (поднимает Костю и сажает на стул). - Ушибся, родимый!
Костя - Ничего, бабушка!
Бабушка - Узнал! Вот и хорошо. Ты ,родимый, какую передачу смотрел?
Костя (Костя выкрикивает, словно в бреду)- Клуб кинопутешественников.
Бабушка - А где же путешествовал?
Костя - В мире животных.
Бабушка - А какие животные там были?
Костя - Крокодил Гена и его друзья.
Бабушка (хлопает Костю по голове) - Да что в твоей голове.
Костя - Ералаш.
Бабушка (в раздумье) - Пойдем, я дам тебе таблеточку.
Костя - Не пойду, она горькая.
Бабушка - Дам еще конфетку.
Костя - Ну, ладно!
(Бабушка уводит Костю, он по дороге оборачивается и обращается в зал)
Костя - Спокойной ночи, малыши!
- Почему в голове Кости был «Ералаш»
Этап закрепления новых знаний и способов действий
Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания Возвращаемся к гипотезе
- Для чего же надо читать?
"Я читаю книги. Зачем?"
"Я не читаю книги. Почему?"
Кроссворд ( заполнение в группах)
- Проверим, как вы ориентируетесь в творчестве Н.Носова
- Награждаем двух лучших читателей.
-Ребята, нам хочется, чтобы вы поняли, как важно и необходимо общение с любой книгой.
Пусть много детвора читает.
Пусть будет каждый эрудит.
Чудесных книг еще немало.
Прочесть вам в жизни предстоит.
Ведь вы читающий народ.
Любите книгу круглый год.
Этап информации о домашнем задании
Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Продолжить читать произведения Н.Н. Носова
Этап подведения итогов
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся Давайте подведем итог литературной конференции и оценим нашу работу. Кого можно выделить сегодня на уроке?
Этап рефлексии
Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества Прием незаконченного предложения
Я сегодня узнал…..
Я научился……………
Теперь я могу………
Я могу похвалить себя……………