Доклад на школьное МО классных руководителей на тему: Как стать хорошим классным руководителем
Как стать успешным классным рководителем?
"Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения... но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания"
К.Д. Ушинский
Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки — это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен четко себе представлять, что такое воспитание. В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия «воспитание». Однако наиболее верным является следующее, предложенное Х.И. Лийметсом: «Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности».
Основное в деятельности классного руководителя - воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. Но к их решению он подходит прежде всего как воспитатель. Он помогает учителям в повышении качества обучения. К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей школьников, их профессиональная ориентация, забота об охране здоровья учащихся. Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим учащимся, организует работу коллектива в общественном полезном труде, в важнейших общешкольных мероприятиях. Он также взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимопонимания.
Воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи - горе несравнимо ни с каким другим.Демократ
Сочетание слов "классный руководитель" понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя.
Я не просто учитель. Я классный руководитель. И хочу быть КЛАССНЫМ руководителем. Поэтому учусь сама и учу и воспитываю своих детей так, чтобы они любили школу, друзей, жизнь. Учились быть счастливыми сами и делать счастливыми своих близких.В работе каждого учителя есть важная миссия – быть классным руководителем. Работа классного руководителя очень сложная, но она несомненно нужна детям. Талант классного руководителя, как мастера, раскрывается, если в процессе работы ему удаётся увлечь ребёнка, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать что – то новое, решить поставленную перед ним проблему. Важно, чтобы классный руководитель признал за учеником право выбора, право быть самим собой, свободно высказывать свои мысли, делиться переживаниями. По моему мнению, педагог новой школы – это не только знаток своего предмета, не только психолог, исследователь, но и яркая, творческая личность, способная к самосовершенствованию. На классного руководителя возложена огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребёнка. Я думаю, наша профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от глобальных мировых и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде, музыке и.т.д. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Бывали минуты, когда опускались руки и, казалось, что всё, все возможности исчерпаны, но, придя в школу и увидев глаза детей, я понимала, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними. Каким же всё-таки должен быть современный успешный классный руководитель? Да, он должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики. Но, прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Учиться наши дети должны в доме Радости, Любви и Добра. Чтобы ребята росли счастливыми, надо помочь им стать успешными. А человек успешен, если он правильно выбрал свой путь. Наша миссия, как классного руководителя – помочь ученику в этом выборе.
Сразу можно с уверенностью сказать: классное руководство - это не обязанность, это бесконечное творчество!
Кто он, классный руководитель? Каким он должен быть, чтобы ребята считали его лидером?
Вот он вошел в класс… Делает объявление… Заполняет журнал… Проверяет дневники… Организует уборку, поход... Читает записку от родителей… Классный руководитель помогает обрести себя, наметить свой путь, выбрать увлечение, стать лучшим другом, повести за собой... Основополагающим для любого классного руководителя должно быть и стать в воспитательной системе принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости.
Каков же он, этот эталон, эталон успешного классного руководителя?
(в папке каждого)
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Мерой воспитанности классного руководителя является интеллигентность – антипод хамству, невежеству, жлобству.
Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
Если воспитатель хочет, чтобы его уважали, он в первую очередь должен уважать человеческое достоинство других.
Прежде чем требовать внимания к себе, воспитатель должен проявить его к окружающим, помнить об интересах, нуждах и потребностях детей.
НУЖНО ИМЕТЬ:
Внутреннюю нравственную свободу.
Независимость мышления.
Свободу выбора образа мыслей и поведения.
Осознание своей полноты ответственности за результаты поступков.
НУЖНО УМЕТЬ:
Планировать свою профессиональную деятельность, интересную и вдохновляющую внеклассную жизнь, образ личности каждого воспитанника.
Анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности.
Оказывать помощь воспитанникам в личностном становлении каждого.
Научить воспитанников анализировать свою внеучебную деятельность.
Устанавливать социальные контакты с родителями, учителями-предметниками своего класса, общественностью.
САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ:
.. доброта (конечно, доброта без требовательности – это ловушка для педагога. Но для детей – это оказалось самое главное качество в классном руководителе. Может быть, ребята устали от постоянного контроля и претензий, и им нужны простые человеческие чувства?); внимание; забота; понимание; отзывчивость; коммуникабельность; доброжелательность; ответственность; открытость; гуманизм; искренность; чувство юмора; серьезность; сдержанность; справедливость; целеустремленность; современность.САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ:
честность и справедливость;
терпеливость;
спокойствие;
вежливость;
деликатность (такт);
высокий уровень культуры.
Не секрет, что одних учителей дети любят, других - не очень. С одним классным руководителем школьная жизнь у детей бьёт ключом, а с другим, несмотря на все его старания, - как-то вяло протекает.
Как вы думаете, в чём секрет успешного классного руководителя?
Попробую высказать своё мнение.
Классным руководителем должен быть человек с очень богатой фантазией. Мало знать методы и стандартные формы работы. Важно никогда не повторяться. Настоящий успешный классный руководитель должен смочь из пустяка силой воображения создать что-то интересное для детей.
Согласна, нужно быть почаще с детьми в любую свободную минуту, создать доверительные семейные отношения, показать ребятам своё доверие, разговаривать с ними уважительно на-равных, давать возможность высказаться, рассказать о своих радостях и неприятностях.
Есть просто умелый классный руководитель (воспитатель), который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть классный руководитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе.
Все хорошо пока "горишь" и идешь впереди, но сколько на это нужно сил.
Классный руководитель- это неугасимый факел. Но обязательно нужно помнить - Помните, что работа классного руководителя направлена на качественное улучшение состояния дел в воспитании и развитии личности, а не на увеличение количества мероприятий.
Успешный классный руководитель – это умелый педагог, знающий грань, где заканчивается демократия и начинается вседозволенность; умный организатор, которому по плечу любое мероприятие, и не для галочки, а для пользы дела. Он – авторитет для ребят всех возрастов, а также их родителей; лидер, к мнению которого прислушиваются окружающие. Но, оказывается, классное руководство не существовало вечно. Появилось оно в отечественной школе в формах, близких к современным, в тридцатые годы прошлого века. И вот уже более 70 лет его основная роль – обеспечение воспитательного процесса в школе.
Какой же он, современный классный руководитель? Разный! Средний классный руководитель может быть чуть добрым, чуть строгим и требовательным, инертным и очень деятельным, умеющим провести классный час и обеспокоенным проблемами ученика. Классный руководитель может быть уникален, и о нем вспоминают всю жизнь, к нему приходят за советом или просто поговорить по душам, будучи взрослыми. Но классный руководитель может за два года не запомнить имен своих воспитанников и вызвать вздох облегчения у родителей и учеников, когда он уходит.
ТИПЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Успешных классных руководителей, как правило, можно отнести к одному из четырех типов:классный руководитель-организатор, классный руководитель-психолог, классный руководитель – социальный организатор и поддерживающий классный руководитель. Что же эти типы из себя представляют?
Классным организатором может стать только педагог, у которого есть талант руководителя; тот, кто умеет задавать работу, распоряжаться, подводить итоги и оценивать результаты и может научить этому ребят.
Работать классным руководителем в современной школе нелегко. Но классный руководитель не может быть «мастером на все руки». Успешный классный руководитель всегда ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Чаще всего он это делает интуитивно. Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей нашей школы показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:
Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований. Но, хочется сказать, что не все так в идеале. Ведь в школьном педагогическом коллективе классные руководители – это и молодые учителя, не имеющие опыта в этой работе, и опытные, знающие педагоги. Следовательно, спрос-то должен быть единым, но это не так, ведь прежде чем спросить, нужно научить. Поэтому в начале года проводим двойное анкетирование среди классных руководителей: выявление успешности и затруднений в работе классного руководителя. должен быть единым, но это не так, ведь прежде чем спросить, нужно научить. Поэтому в начале года проводим двойное анкетирование среди классных руководителей: выявление успешности и затруднений в работе классного руководителя. В нашей школе 20 классных руководителей . Из них:
Нет опыта работы классного руководителя – 1;
Стаж работы классным руководителем до 3-х лет – 1;
Стаж работы классным руководителем до 5-ти лет – 4;
Стаж работы классным руководителем 10 и более – 14.
Большинство, как вы видите, классных руководителей имеют большой стаж работы. Но, есть классные руководители, которые нуждаются в методической поддержке. Поэтому повышение компетентности классных руководителей реализуется через:
Чтение методической и педагогической литературы, а также индивидуальный практический педагогический поиск;
Методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении (в том числе через приобретение учреждениями качественной методической литературы);
Обучение на курсах повышения квалификации;
Применение в своей деятельности опыта школьных коллег;
Проведение мониторинговых исследований;
Анализ воспитательной деятельности.
Успешный классный руководитель - какой он...?
Качества, необходимые для успешной деятельности классного руководителя:
- эмпатия и креативность.
Эмпатия - развитая способность понимать внутренний мир ученика, умение встать на его позицию, идентифицировать себя с учеником, доброжелательность, уважение и педагогический такт в общении с ним. Степень развития эмтапии у педагога определяет характер его отношений с классом и влияет на удовлетворенность учащихся сложившимися отношениями.
Креативность - способность к творчеству вообще, к совместной творческой деятельности с воспитанниками, к соучастию в творческой деятельности педагогического коллектива. Креативность педагога способствует организации индивидуальной жизни класса, формированию классных традиций, что является условием удовлетворенности внутренней жизнью класса, влияет на формирование авторитета классного руководителя, как воспитателя.
Повышению уровня эмпатии педагога способствуют:
- общий микроклимат школы, гуманистические взаимоотношения в педагогическом коллективе, творческое самочувствие педагога-воспитателя, участие в совместной со школьниками деятельности, повседневное сотрудничество "педагог-педагог", "педагог-воспитанник".
Повышению уровня креативности педагога способствуют:
- работа в условиях воспитательной системы, основанной на методике коллективной творческой деятельности;
- методическая аранжировка воспитательной системы: испытание и использование различных приемов и методов воспитания, чувство нового, стремление к своеобразию как на уроке,так и во внеурочной деятельности с классом;
- воспитательная система, основанная на учебно-познавательной деятельности.
Педагогическая индивидуальность классного руководителя - совокупность личностных качеств педагога, обуславливающих его неповторимость в отношениях с детьми, с коллегами, с родителями учащихся, его особую позицию в воспитательной системе школы, способность организовать "индивидуальную жизнь класса", наличие особого педагогического почерка как воспитателя.
Педагогическое мастерство
Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя являются: – знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии и социальной педагогике; – знания теоретических основ воспитания; – владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив; – широкая образованность и духовная культура, интеллигентность; – бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту и традициям народной педагогики; – способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство; – ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность; – опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить новые тенденции с позиций педагогической целесообразности; – вера в человека, в пользу и правоту своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли; – коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений.
ТИПЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Успешных классных руководителей, как правило, можно отнести к одному из четырех типов:классный руководитель-организатор, классный руководитель-психолог, классный руководитель – социальный организатор и поддерживающий классный руководитель. Что же эти типы из себя представляют?
Классным организатором может стать только педагог, у которого есть талант руководителя; тот, кто умеет задавать работу, распоряжаться, подводить итоги и оценивать результаты и может научить этому ребят.
Я без детей не значу ничего! Когда смеюсь, когда грущу и плачу.Живу для них я видно оттого,Что без детей я ничего не значу! Кручусь, вращаюсь в собственных делах,Встречаю за удачей неудачу... Но каждый день мой полон мыслями о них - Ведь без детей я ничего не значу! Классное руководство - это не работа, это образ жизни!!!
Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”