Программа развития МБОУ БОльшевяземская гимназия на 2012-2017г.г. Гимназия — поликулььтурный центр городского поселения Большие Вяземы
Утверждаю Председатель
Директор Управляющего совета гимназии
____________А.В.Петрова ____________С.Ю.Леонова
«____» ___________ 2012г. Протокол №1 от 30.08.2012г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
БОЛЬШЕВЯЗЕМСКОЙ ГИМНАЗИИ
БОЛЬШЕВЯЗЁМСКАЯ ГИМНАЗИЯ
КАК ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР
г.п. БОЛЬШИЕ ВЯЗЁМЫ
г.п. Большие Вяземы
Одинцовского муниципального района
Московской области
2012-2017 г.г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 РАЗДЕЛ
Паспорт Программы развития.
2 РАЗДЕЛ
Информационная справка об учреждении..
3 РАЗДЕЛ
Концептуальное обоснование Программы..
4 РАЗДЕЛ
Подпрограммы Программы развития гимназии..
Подпрограмма «Новый стандарт образования»...
Подпрограмма «Технологии образования»
Подпрограмма «Информатизация образовательного пространства».
Подпрограмма «Педагог»...
Подпрограмма «Воспитание»
Подпрограмма «Одаренные дети»....
Подпрограмма «Здоровье».
5 РАЗДЕЛ
Мероприятия реализации Программы развития..
6 РАЗДЕЛ
Ожидаемые результаты Программы развития...
Приложение
1 РАЗДЕЛ . ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Наименование
Программы
Целевая комплексная программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Большевяземской гимназии «От социокультурного к поликультурному центру г.п. Большие Вяземы».
Разработчики
Программы
Педагогический коллектив ОУ, представители Управляющего совета гимназии, общественности, Совета старшеклассников.
Руководитель разработки: Петрова А.В., директор гимназии.
Исполнители
Программы
Администрация, педагогический коллектив МБОУ, ученический коллектив, родительская общественность под руководством Управляющего совета гимназии, социальные партнеры городского поселения Большие Вяземы.
Законодательная и
нормативная база
разработки
Программы
развития
Конвенция о правах ребенка
Конституция РФ
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
Закон РФ «Об образовании»
Проект модернизации общего образования
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской федерации № 196 от 19.03.2001.)
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
Указ Президента РФ от 07.05.2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
Указ Президента РФ от 07.05.2012г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
Указ Президента РФ от 01.06.2012г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей»
План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р
Приказ Министерства образования Московской области №1659 "О реализации проекта по модернизации системы общего образования Московской области в 2011г."
Комплекс мер по модернизации системы общего образования Московской области в 2011г.
Перечень мероприятий по реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Московской области в 2011г.
Приложение №1 к Комплексу мер по модернизации системы общего образования Московской области в 2011г.
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»
Муниципальная программа «Экополис Одинцовский»
Социальный групповой проект «Гимназия – поликультурный центр городского поселения»
Научно-методические
основы разработки
Программы
Программа составлена с учетом принципов современной парадигмы образования: гуманизации, гуманитаризации и информатизации. Методологической основой программы является гуманистическая философия, в центре внимания которой человек, способный к саморазвитию, самореализации и социальная миссия современной школы как транслятора социокультурного опыта.
Предназначение
Программы
Документ, определяющий стратегические цели, тактические задачи, основные направления образовательной политики гимназии в соответствии с имеющимся социальным заказом на указанный временной период.
Кем принята
Программа
Программа принята Управляющим советом гимназии.
(протокол №1 от 30.08. 2012г.)
С кем согласована
Программа
Программа согласована с Управлением образования Администрации Одинцовского муниципального района и учебно-методическим центром «Развитие образования» Одинцовского муниципального района.
Цели и задачи
Программы
Цель: Создание условий для обеспечения позитивной динамики развития гимназии как открытой инновационной образовательной системы, обладающей высокой конкурентоспособностью, способствующей развитию образовательной среды и ориентированной на подготовку выпускника, адаптированного к требованиям современного общества.
Задачи:
1. Разработка проекта «Гимназия - поликультурный центр (ПКЦ) городского поселения Большие Вяземы».
2. Обеспечение адаптации образовательного учреждения к изменениям, вызванным модернизаций российского образования и реализаций национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Указом Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей».
3. Обеспечение качества образования, соответствующего современным образовательным стандартам второго поколения путем модернизации содержания образования и образовательных технологий.
4. Создание информационной образовательной среды гимназии с целью обеспечения благоприятных условий организации инновационного образовательного процесса, ориентированного на интенсивную, адаптивную, развивающую подготовку обучающихся.
5. Проектирование воспитательной среды, которая будет способствовать воспитанию у обучающихся гражданственности, уважения к историческому прошлому, традициям страны и г.п. Большие Вяземы, социальной зрелости и способности адаптироваться в современном мире.
6. Развитие системы защиты здоровья обучающихся гимназии.
7. Укрепление материально-технической, ресурсной базы гимназии и совершенствование модели управления с целью эффективного развития образовательного учреждения.
Прогностичность,
ориентация
на социальное
удовлетворение
Программы
Мероприятия сформированы по следующим направлениям:
повышение качества образования;
совершенствование профессиональной компетентности педагогов;
обновление системы научно-методического обеспечения образовательного процесса;
развитие воспитательной системы;
развитие системы дополнительного образования детей;
совершенствование системы государственно-общественного управления;
укрепление материально-технической базы.
Реалистичность и
реализуемость
Программы
Системные преобразования Программы развития будут результативны, если:
-будет реализована миссия гимназии в данном поликультурном пространстве;
-будет разработана стратегия выбора, определения базовых принципов и разработки механизмов системного развития гимназии;
-будет разработана специфика образовательной ситуации, в которой осуществляется образовательная деятельность и культурно-просветительская работа;
-будет ориентирована на рациональное использование ресурсного обеспечения и кадрового потенциала образовательного учреждения.
Системность и
системный характер
инновационных нововведений
1. Стратегия системных преобразований Программы позволит создать оптимальный вариант для развития общеобразовательного учреждения, как в интересах личности, так и государства. Реализация стратегии позволит гимназии в социуме г.п.Большие Вяземы достигнуть высоких объективных результатов в образовательной деятельности, равной для всех детей доступности среднего (полного) общего образования и повышении его качества, несмотря на неблагоприятную образовательную ситуацию.
2. Стратегия системных преобразований будет стимулировать экономическую активность руководства гимназии в эффективном использовании ресурсов, а также изыскании дополнительных источников финансирования образовательной деятельности даже в условиях неблагоприятной образовательной ситуации.
Миссия гимназии в условиях социума г.п.Большие Вяземы заключается в создании равных условий для обеспечения доступного качественного образования для всех учащихся, для развития у них способности к выбору оптимального пути социальной адаптации и развития личности по окончании гимназии, и одновременно в развитии человеческого потенциала социума. Тем самым обеспечивается достижение целей, поставленных в концепциях развития образования в регионе и РФ: приоритетном национальном проекте «Образование», образовательной инициативе «Наша новая школа», «Основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2012 года», «Стратегии социально-экономического развития» и др. документах РФ в сфере образования до 2020 года, в областной целевой программе «Развитие образования на 2007-2011 г.г.».
Ожидаемые результаты Программы и индикаторы оценки достижений
1.Инновационность профессиональной деятельности педагогического коллектива (соответствие образовательной среды образовательного учреждения критериям согласно требованиям стандартов второго поколения).
Индикаторы оценки достижений:
- разработка образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО;
- разработка рабочих программ по учебным предметам,
разработка программ воспитания обучающихся на уровне начального общего образования;
- разработка системы оценки достижения планируемых
результатов освоения образовательной программы начального общего образования;
- курсовая подготовка учителей - 100 %;
- успеваемость выпускников на уровне начального общего образования – средний балл выше, чем средний показатель по району;
- охват обучающихся дополнительного образования – не менее 80% от общего числа обучающихся начальной школы.
Разработанные программы учебных практик, элективных курсов, проектно-исследовательской деятельности – до 30 единиц.
Курсовая подготовка учителей основной и старшей ступени обучения – 100%
Процент педагогов, использующих:
- традиционные технологии обучения – 100%;
- инновационные технологии - 100%.
Внедрение современных информационно-коммуникативных технологий:
- количество уроков, проведённых каждым учителем с
использованием ИКТ – 60%;
- количество учителей, использующих ИКТ – 80%;
- количество публикаций в сети Интернет – до 50 работ в год;
- количество участников конкурсов педагогических инициатив ИКТ – направленности - 20%;
- количество учителей, имеющие свой e-mail – 90%,
- оборудование учебных кабинетов автоматизированным рабочим местом учителя – не менее 80%.
Эффективность используемых педагогических технологий:
- отсутствие неуспевающих обучающихся;
- доля выпускников на ступени основного общего образования, получивших аттестаты особого образца, от их общего числа выше или равна среднему показателю по району;
- успеваемость выпускников на уровне основного общего образования по результатам государственной итоговой аттестации (математика, русский язык) – средний балл выше, чем средний показатель на уровне района или выше;
-успеваемость выпускников на уровне среднего общего образования по результатам ЕГЭ (математика, русский язык) – средний балл выше, чем средний показатель на уровне района или выше по району;
- процент качества обученности на уровне или выше среднего показателя по району;
- наличие обучающихся, победителей или призёров
всероссийских предметных олимпиад школьников на
муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.
2. Укрепление статуса гимназии как одного из лидеров образовательной пространства и поликультурного центра г.п. Большие Вяземы.
Индикаторы оценки достижений:
Охват обучающихся дополнительным образованием - не менее 80% от общего числа обучающихся.
Результативность участия обучающихся в районных спортивных соревнованиях, конкурсах и фестивалях – наличие призёров и победителей на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.
Многообразие системы дополнительного образования – наличие 8 направлений.
Деятельность детских объединений или организаций гимназии.
Организация деятельности школьных средств массовой информации – наличие школьной газеты, школьного сайта.
Наличие Программы профилактики употребления ПАВ, программы Здоровья.
3. Степень удовлетворённости всех участников образовательного процесса уровнем и качеством предоставляемых гимназией образовательных услуг – до 90% участников мониторинга.
4. Уровень комфортности образовательного пространства для всех участников образовательного процесса – до 80% участников мониторинга.
Ресурсное обеспечение программы развития
Нормативно-правовые ресурсы
1.Экспертное заключение действующей образовательной программы.
2.Откорректированная образовательная программа (модернизированные программы углубленного изучения предметов, программы проектной деятельности, элективных курсов, учебных практик, программы дополнительного образования) с учетом социального заказа и приоритетов Программы развития.
3. Договора с родителями (законными представителями) при поступлении в учреждение.
4. Пакет нормативно-правовых актов о НСОТ («Положения о стимулирующем и компенсирующем фондах оплаты труда», приказы), обязательства ОУ.
Кадровые ресурсы
1. Свидетельства о повышении квалификации, дипломы о переподготовке педагогов гимназии на основе диагностики потребностей и профессиональных затруднений.
2.Программа постоянно действующего психолого-педагогического семинара «Развитие универсальных учебных действий ребенка в образовательном пространстве гимназии».
3. Программа работы над единой методической темой «Создание условий для продуктивного формирования системы ключевых компетентностей педагогов и обучающихся».
4. Скоординированная программа работы творческих лабораторий по разработке социокультурных проектов, внедрению социально-воспитательных технологий, апробация форм и способов организации индивидуально-ориентированного педагогического взаимодействия.
5. Методическая копилка «Из опыта применения социально-воспитательных технологий».
6. Научно – практическая конференция «Гимназия - поликультурный центр городского поселения Большие Вяземы: от проекта к развитию».
7. Инновационная модель научно-методической службы гимназии, школьные методические объединения, предметные кафедры.
Информационные ресурсы
1.Интернет, школьный сайт и электронная почта для расширения информационного пространства.
2.Творческие контакты с редакцией журналов «Школа и производство», «Воспитание школьников», Издательский дом «Инновации в образовании», и др. Печатные работы педагогов, школьников.
3. Публичный доклад по итогам года.
4.Ежегодное увеличение фонда школьной медиатеки на 1%.
5. Индивидуальные Web-страницы педагогов гимназии на школьном сайте и создание собственных сайтов педагогами гимназии.
6.Электронная форма ведения школьной документации.
7.Локальная сеть.
8.Выход в Интернет, доступ к информационным образовательным ресурсам Интернета.
9.Фонд программного обеспечения для административной работы.
10.Программа курсовой подготовки педагогов по основам компьютерных технологий на базе УМЦ «Развитие образования», квалификационный аттестат.
11.Электронный документооборот.
12. Банк мультимедийных презентаций урочной, внеурочной, методической работы.
13. Создание системы ведения электронных дневников и электронных журналов.
Материально-технические и финансовые ресурсы
1. Средства бюджета и внебюджетные источники (в т.ч. платные дополнительные образовательные услуги, спонсорские средства, депутатские средства, гранты общеобразовательного учреждения).
2.Ежегодная позитивная динамика выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности.
3. Создание автоматизированных рабочих мест в учебных кабинетах, научно-исследовательских лабораториях и другие школьных помещениях.
4.Современное оснащение кабинетов обслуживающего труда, мастерских.
5.Нормативно-правовые, кадровые, научно-методические, финансовые, материально-технические ресурсы объектов социума городского поселения Большие Вяземы.
6.Научная, методическая поддержка УМЦ «Развитие образования» Одинцовского муниципального района, ГОУ Педагогическая академия последипломного образования, ГБОУ высшего профессионального образования Академия социального управления.
Управление и научно-методическое
сопровождение
1. Экспертный совет УМЦ «Развитие образования», Управление образования Администрации Одинцовского муниципального района.
2. Координационный совет для управления жизнедеятельностью поликультурного центра.
3.Программа стратегического партнерского сотрудничества объектов социума.
4. Аналитические отчеты по итогам реализации РКПМО.
5.Школьная стратегическая команда, «Положение о школьной стратегической команде».
6. Управляющий совет гимназии.
7. Приказ «О проведении экспериментальной работы», Программы экспериментов, отчеты о результатах экспериментальной работы.
Срок действия
Программы
2012 г. – 2017 г.
Этапы реализации
Программы
Аналитико-проектировочный этап – 2012-2013 г.г.
Внедренческий этап – 2013-2016 г.г.
Обобщающий этап – 2016-2017 г.г.
Структура
Программы
Паспорт программы развития. Информационная справка об учреждении. Аналитико – прогностическое обоснование программируемых изменений. Образ желаемого будущего состояния ОУ по итогам реализации программируемых изменений. Стратегия и тактика перехода к желаемому будущему. Конкретный план действий. Приложения.
Порядок мониторинга хода и результатов
Реализации
Программы
1. Мониторинг качества знаний (система оценки качества образования гимназии, методика изучения образовательно-культурных потребностей).
2. Мониторинг эффективности взаимодействия с местным сообществом (отзывы благополучателей, материалы СМИ, Программа стратегического партнерского сотрудничества).
3. Мониторинг инновационной деятельности педагогов гимназии (заседание научно-методического совета, 1 раз в триместр).
4.Мониторинг состояния здоровья (ежегодный медицинский осмотр, медицинские сотрудники, заместитель директора по УВР, 1 раз в год).
5.Мониторинг изучения удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг (психолого-педагогическая служба гимназии, 2 раза в год).
6. Мониторинг эффективности реализации воспитательных систем класса (ШМО классных руководителей, классные руководители, заместитель директора по ВВР).
7. Мониторинг личностного развития выпускника.
8. Мониторинг личностного развития детей (психолого-педагогическая служба гимназии, классные руководители, 2 раза в год).
Оценка качества реализации Программы
Непосредственная оценка качества реализации программы проводится один раз в год, предложения по коррекции и изменениям обсуждаются на педагогическом совете и утверждаются Управляющим Советом гимназии.
Ежегодно итоги представляются в Публичном докладе и публикуются на сайте гимназии.
2 РАЗДЕЛ
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большевяземская гимназия расположена на западе Московской области в рабочем поселке Большие Вяземы и является одной из старейших школ Одинцовского муниципального района с богатым историческим наследием и традициями. Основные этапы развития учреждения: 1814г. Двухклассная школа чтения и пения, 1836г. Церковно-приходская двухлетка, 1874г. Земская трехклассная школа, 1895г. Земская четырехклассная школа, 1917г. Единая советская трудовая школа, 1935г. Неполная средняя школа-семилетка, 1950г. Больше - Вяземская средняя школа, 1994г. Открытие первых двух гимназических классов по экспериментальной программе профессора Тарасова Л.В. «Экология и диалектика», 1997г. Муниципальное образовательное учреждение Большевяземская школа, 1998г. Муниципальное образовательное учреждение Большевяземская гимназия (сельская), 2002г. Муниципальное общеобразовательное учреждение Большевяземская гимназия, 2005г. Муниципальное общеобразовательное учреждение Большевяземская гимназия (поселковая – городская), 2011г. - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большевяземская гимназия.
В 2010 году успешно пройдены процедуры: государственная аккредитация и лицензирование. Гимназия имеет в полном объеме нормативно – правовое и документационное обеспечение в соответствии с современными требованиями и номенклатурой общеобразовательного учреждения.
Идеи программы профессора Тарасова Л.В. «Экология и диалектика» легли в основу социального проекта «Моделирование гимназии самовыражения на основе гуманистической системы воспитания», который был признан лучшим на первом муниципальном конкурсе «Лидер в образовании – 2002» и лег в основу программы развития гимназии на период 2002 - 2007 г. г. Реализуемая программа развития, приоритетными направлениями которой стали: обновление содержания образования, создание гуманистической воспитательной системы, сохранение 18 категорий здоровья учащихся, создание условий для самореализации личности ученика и педагога, позволила гимназии активно включиться в экспериментальную деятельность на разных уровнях:
1. Пилотная школа в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования по теме: «Выявление наиболее эффективных способов устранения перегрузок обучающихся» и внедрению здоровьесберегающих технологий (2001-2005 г.г.).
2. Региональная экспериментальная площадка по апробации и внедрению регионального компонента «Родное Подмосковье» 8-9 кл. (2005-2007 г.г.)
3.Опытно- экспериментальная площадка Педагогической академии последипломного образования (2005-2007 г.г.) по теме «Здоровьеформирующий образовательный процесс: организация, содержание».
3. Муниципальная экспериментальная площадка в рамках реализации муниципального проекта «Создание модели сетевой организации профильного обучения. Научно-методическое сопровождение» (2003-2007 г.г.) по теме «Практика внедрения здоровьесберегающих технологий».
4. Региональный эксперимент по реализации программы (2006-2012г.г.) по теме: «Внедрение УМК регионального комплекса «Родное Подмосковье» в учебно–воспитательный процесс образовательных учреждений Московской области».
5. Муниципальный эксперимент (2008-2011г.г.) по теме «Апробация и внедрение факультативного курса «Одинцовская земля - мой край родной»».
6. Муниципальный эксперимент (2011-2017г.г.) по теме: «Нормативные, организационные и научно-методические основы введения ФГОС основного общего образования».
Таким образом, за 15 лет экспериментальной работы накоплен практический опыт, методический и научный потенциал, что позволяет гимназии системно осуществлять режим развития, а приобретение статуса городской гимназии требует нововведений.
Учреждение располагается с 1967 г. в кирпичном 3-х этажном здании общей площадью 4012 кв.м., имеет 26 кабинетов (из них 2 компьютерных класса), библиотеку, 3 мастерские, краеведческий музей «История Большевяземской школы», актовый зал, совмещенный со столовой на 200 мест, раздевалку на 450 мест, медицинский и процедурный кабинеты, кабинет психолога, спортивный зал - 264 кв. м., тренажерный кабинет, спортивный комплекс «мини-стадион», два футбольных поля, спортивный гимнастический комплекс на территории гимназии. В учебных помещениях имеется соответствующая мебель, технологическое оборудование, технические средства обучения, учебно-наглядные пособия и методическая литература. Библиотека имеет художественный (16834 экз.) и учебный (34004 экз.) фонд, медиатеку, компьютерную базу данных библиотечного фонда. Таким образом, гимназия имеет достаточную материально-техническую базу.
Гимназия - это учреждение со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные дети, дети со средним и низким уровнем развития, имеющие проблемы со здоровьем, нуждающиеся в коррекционно - компенсирующем обучении, а также дети - инвалиды и дети из социально неблагополучных семей. Образовательное пространство гимназии обеспечивает возможность получать образование всем детям микрорайона в соответствии со склонностями, способностями и интересами обучающихся, их состояния здоровья.
Режим работы гимназии: 5 дневная рабочая неделя (1-4, общеобразовательные классы), 6 дневная рабочая неделя 5-11 классов (гимназические классы), учебные занятия проводятся в 2 смены, открыты 2 группы ГПД. Вторая половина дня и суббота – работа кружков, секций, факультативов, элективных курсов, индивидуальные занятия и консультации, классные часы, творческая деятельность, классные и общешкольные мероприятия. В начальную школу принимаются все дети с 6 лет 6 месяцев, проживающие на территории городского поселения, однако гимназия не отказывает родителям в приеме детей, проживающих в соседних поселениях и в городе Голицыно, что позволяет обеспечить стабильность контингента учащихся.
Социальный состав
Структура классов-комплектов
обучающихся гимназии
в 2012-2013 г.г.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Деятельность гимназии осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально-профессиональный состав родителей учащихся. Образовательный процесс направлен на систематическое изучение склонностей и интересов обучающихся и запроса их родителей. Исследования, проведенные в гимназии, показали, что население микрорайона разнообразно по социальному статусу и это влечет за собой большой разброс образовательного уровня и неоднозначный социальный запрос образовательных и дополнительных услуг. В течение учебного года в гимназии проводится мониторинг удовлетворенности родительской общественности качеством оказания образовательных услуг.
Гимназия осуществляет образовательную деятельность по программам: начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного и экономическо-математического профиля, а так же по дополнительным образовательным программам следующихнаправленностей:научно-технической,
физкультурно-спортивной,
художественно-эстетической,
туристско-краеведческой,
социально-педагогической,
военно-патриотической,
естественно-научной,
культурологической.
В гимназии осуществляется углубленное изучение предметов социально-экономического, гуманитарного направлений на уровнях обучения.
Мониторинг
углубленного изучения предметов в гимназии
С 2011-2012 учебного года гимназия осуществила переход на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Содержание образования, определенное инвариантной частью базисного учебного плана, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. Разработана нормативно-правовая база введения ФГОС НОО. Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету, что способствует разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Участие учащихся гимназии в районных предметных олимпиадах в течение трех последних лет свидетельствует о качестве гуманитарного и социально-экономического образования.
Мониторинг количества победителей районного
и областного туров предметных олимпиад
Особенность организации образовательного процесса заключается в применении педагогических технологий, ориентированных на поэтапное создание условий для развития личности обучаемого. Для реализации этой идеи выбрана технология личностно ориентированного обучения, предполагающая помощь ученику в осознании себя личностью, в становлении самосознания, в самореализации и в самоутверждении, путем применения таких технологий как: интерактивные диалоговые, развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, критического мышления, проектного обучения, празднично-игровые, информационные, тьюторские, технологии воспитания счастливого человека. Одним из приоритетных направлений гимназии является внедрение здоровьесберегающих технологий в практику обучения и воспитания, что способствует повышению уровня мотивации на сохранение и укрепление физического, психологического, эмоционального и других категорий здоровья обучающихся.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Таким образом, с одной стороны, гимназия создает условия, в которых выпускник приобретает качества личности, отраженные в модели выпускника, а, с другой стороны, стремится максимально адаптироваться и по возможности, гибко реагировать на изменения социального заказа.
Совет старшеклассников, классные часы, традиционные праздники, коллективные творческие дела, предметные недели, месячники, школьный интеллектуальный марафон, научно-практические конференции, конкурсы «Лучший класс, ученик года», «Самый спортивный класс, ученик года», природоохранную работу в лесничестве, индивидуальную работу с одаренными детьми, все эти формы обеспечивают 100% охват обучающихся внеурочной деятельностью.
Гимназия располагает опытными педагогическими кадрами, обеспеченность кадрами – 100 % (44 чел., 42 основных и 2 совместителей), из них 90% с высшим образованием, 3 преподают по совместительству в ВУЗах. Ежегодно повышают квалификацию 25 % - 30% педагогов, имеют ученую степень - 2 чел., учатся в аспирантуре - 1 чел., обучаются в ВУЗах - 1 чел., имеют почетные звания – 6 чел., имеют государственные награды – 30 чел., 1 учитель – стипендиат Губернатора МО, 8 учителей – победители Приоритетного национального проекта «Образование». Педагогами гимназии опубликовано более 70 статей в различных сборниках, на сайтах социальных сетей, на базе гимназии за последние 5 лет было проведено 1 зональный, 3 районных семинара. Имена 10 лучших педагогов, победителей и лауреатов районных профессиональных конкурсов внесены в «Почетную книгу гимназии». Педагогический коллектив в этом учебном году второй год работает над единой методической темой «Создание условий для продуктивного формирования системы ключевых компетентностей педагогов и обучающихся», реализуя цель непрерывного совершенствования уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и методики преподавания.
Мониторинг квалификационных категорий
учителей гимназии за 3 последних года
Таким образом, кадровый ресурс является одним из главных движущих сил для реализации программы развития.
На образовательную ситуацию в гимназии большое влияние оказывает социум. Гимназия имеет тесные партнерские отношения с объектами социума, а также творческие контакты с объектами других поселений, являясь ресурсным центром как инновационное учреждение и имеющее достаточное количество ресурсов.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
3 РАЗДЕЛ
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Жизнь в нашем сложном многомерном социокультурном пространстве ставит нашего выпускника перед необходимостью самоопределения, адекватной реакции на постоянно происходящие в обществе изменения. Чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать и не потерять связи между прошлым, настоящим и будущим, сохранив собственную уникальность, педагогический коллектив гимназии ставит развитие личности как важнейшую задачу образования.
Задача определения целей образования поставила педагогический коллектив перед необходимостью выявить проблемы, отражающие несоответствие результатов педагогической деятельности требованиям модернизации образования, запросам социума.
Первая проблема, с которой встречаются все обучающиеся, заключается в необходимости овладения способами учебной деятельности. Поэтому первая цель школьного образования заключается в том, чтобы научить обучающихся учиться. Реализация этой цели является необходимым условием для достижения всех других целей как школьного, так и послешкольного образования. Научить учиться – это значит сформировать у обучающихся ценностные мотивы учения, развить способность использовать различные источники информации, научить их использовать эффективные приемы познавательной деятельности, помочь обучающимся понять смысл учения.
Вторая группа проблем, с которой встречается большинство обучающихся – это конкретные жизненные проблемы, относящиеся к различным сферам деятельности – семейно-бытовой, культурно-досуговой, социально-политической, трудовой. Они связаны с выполнением человеком определенной социальной роли – гражданина, члена семьи, зрителя, клиента, горожанина, избирателя и т.п. Это проблемы ориентации в среде проживания и обеспечения собственной безопасности, ориентации в правовых нормах и административных структурах, в нормах поведения и формах общения, в мире потребительских ценностей и ценностей эстетических, в явлениях природы и социальной жизни. Соответственно цель школьного образования состоит в том, чтобы научить обучающихся решать стандартные жизненные ситуации, т.е. понимать сущность и значимость проблем, усвоить существующие правила и нормы их решения, уметь их обосновывать, ориентироваться в источниках информации, которые могут помочь в решении возникающих жизненных задач.
Третья группа проблем касается ориентации в мире ценностей. Это, прежде всего, отношение к природе, явлениям культуры (и духовной, и материальной), к историческим событиям и историческим персонажам, к самому процессу познания, к человеку. Проблема для каждого человека заключается в том, чтобы определить свое отношение к перечисленным явлениям действительности. Цель школьного образования состоится в том, чтобы научить ориентироваться в мире ценностей – помочь обучающимся осознать сущность ценностного отношения к миру, сформировать у них знания о базовых ценностях, развить способность к определению критериев оценки явлений действительности.
Четвертая группа проблем связана с продолжением школьного образования, подготовкой к переходу в систему профессионального образования, трудовой деятельности. Цель школьного образования заключается в подготовке к профессиональному выбору. Такая подготовка в условиях перехода к рыночной экономике означает следующее: ориентация в ситуации на рынке труда, ориентация в системе профессионального образования; интересах в собственных интересах и возможностях; наличие умений, имеющих опорное значение для профессионального образования; готовность к условиям обучения в профессиональном учебном заведении.
Пятая группа проблем обусловлена, прежде всего, ускорением развития общества. Возникает необходимость подготовки школьников к жизни в меняющемся обществе. С одной стороны, такая подготовка может быть обеспечена путем освоения обучающимися базовых ценностей; с другой стороны, подобная подготовка предполагает развитие у обучающихся такого качества, как обучаемость. Сущность школьного образования заключается в том, чтобы научить обучающихся решению нестандартных задач, к числу которых можно отнести исследовательские, творческие, мировоззренческие.
Своеобразное разрешение данных проблем педагогический коллектив гимназии видит, прежде всего, в продуктивной работе всех структурных звеньев гимназии в логике компетентностного подхода. Именно компетентностный подход является основным способом достижения нового качества образования.
Методологическая основа Программы развития
В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX-XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала.
Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют его на свободное становление человека, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, готовность к постоянному самообразованию, мобильность будущих специалистов. А также воспитание конструктивно мыслящей личности, допускающей множественность истин и считающей это естественным явлением, личности, которая уважает позицию другого, толерантной и нравственной. Все это является показателями социально успешной индивидуальности.
Рассматривая образование гражданина как основание его социальной успешности, следует существенно изменить цели, методы и формы организации обучения. Школа, ориентированная на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, сегодня устарела. Успешность, конкурентоспособность на современном рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций. Следовательно, образование должно быть нацелено на формирование у школьника ключевых компетентностей, которые являются ответом системы образования на требования социума.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость “ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования”. Концепция определяет важнейшие задачи воспитания: “формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”. Таким образом, формирование социально успешной индивидуальности, с нашей точки зрения, предполагает реализацию компетентностного подхода в образовательном учреждении. Осуществление компетентностного подхода в образовании требует как теоретического, так и методического осмысления.
Результаты опроса педагогов свидетельствуют о наличии серьёзных затруднений в реализации этого подхода: наличие психолого-педагогических затруднений, недостаток соответствующих знаний и умений, отсутствие четкой позиции по данному вопросу в педагогике. Анализ уроков показал, что до сих пор доминируют репродуктивный метод обучения, ориентация, прежде всего, на знания, преобладание объясняющей роли учителя. Таким образом, с одной стороны, социальные ожидания, темпы развития образования предполагают осуществление компетентностного подхода в образовании, а, с другой стороны, отмечается недостаточная готовность учителей к такому переходу.
Для определения единого категориального поля рассмотрим термины, употребляемые в программе развития.
Компетенция – образовательный результат, выражающийся в подготовленности выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами (Г.К. Селевко).
Компетентность – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности (Г.К. Селевко).
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства (Г.К. Селевко).
При определении перечня ключевых компетенций мы опирались на подход, изложенный в Стратегии модернизации содержания общего образования. В данном документе говорится, что «понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания, умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.
Таким образом, формирование социально успешной индивидуальности педагогический коллектив гимназии связывает с реализацией компетентностного подхода, сущность которого заключается в формировании таких ключевых компетенций как:
учебно-познавательная компетенция;
социальная компетенция;
трудовая компетенция;
здоровьесберегающая компетенция;
общекультурная компетенция.
Внедрение компетентностного подхода в образование поставило вопрос «как?» (формы учебной работы) над вопросом «что?» (содержание учебной деятельности). Поэтому нетрудно назвать основные условия, выполнение которых будет способствовать формированию у школьников ключевых компетентностей:
деятельностный характер обучения (т.е. образовательный процесс должен трансформироваться таким образом, чтобы в нём появились «пространства реального действия», когда создаётся определённый «продукт»);
ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности;
создание условий для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели;
создание условий (научно-методических, организационных, информационных, мотивационных, нормативно-правовых), обеспечивающих реализацию модели компетентностного образования;
готовность педагогов (мотивационная, теоретическая, практическая) к реализации компетентностного подхода.
Всё это позволяет создать развивающую среду для педагогов и учеников, а это является важнейшим фактором формирования ключевых компетентностей.
Приоритетные направления реализации Программы развития
Представления о выпускнике гимназии, об образовательном процессе и условиях, его обеспечивающих, позволяют определить приоритетные направления в деятельности педагогического коллектива на период реализации настоящей Программы развития гимназии как следующие:
1. Переход на новые образовательные стандарты посредством:
Организации и расширения базы внеаудиторной занятости учащихся.
Создание кадровых и материально-технических условий, обеспечивающих развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
Систематического и всестороннего изучения состояния системы и качества реализуемого образования.
Самооценки результатов деятельности школы, руководителей учреждения.
Получения достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса.
Координации деятельности всех субъектов мониторинга.
Совершенствования технологии информационно-аналитической деятельности на основе современных научных достижений и информационно-вычислительной техники.
Своевременного выявление изменений в сфере образования и вызвавших их факторов.
Привлечения общественности к оценке качества образования, принятию стратегических решений в области оценки качества образования и информирование различных пользователей о результатах муниципальной системы образования.
Осуществления прогнозирования развития процесса образования в гимназии.
2. Повышение качества школьного образования посредством:
дальнейшей реализации программ предметов углубленного изучения в основной и старшей школе социально-экономического, филологического направлений на основе психолого-педагогической диагностики, потребностей, возможностей, способностей школьников;
внедрения образовательных технологий, направленных на развитие ключевых компетенций обучающихся, системного использования активных и интерактивных методов обучения;
дифференцированная оценка учебных достижений обучающихся по технологии «Портфолио»;
развития информационной компетентности учеников и педагогов в процессе создания единого информационного пространства гимназии.
3. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов гимназии посредством:
повышения квалификации педагогов через организацию своевременной курсовой переподготовки, систему участия в научно-практических конференциях, семинарах, педагогических чтений, дистанционные формы обучения;
участия педагогов в профессиональных конкурсах;
обобщения и распространения актуального педагогического опыта педагогов гимназии;
прогнозирования перспективы потребности в квалифицированных педагогических кадрах;
развития мировоззренческих, профессиональных и личностно-нравственных качеств педагогов в процессе их самообразования;
стимулирования результатов педагогической деятельности учителей гимназии на основе внедрения дифференцированной оценки результатов профессиональной деятельности по технологии «Портфолио учителя».
4. Обновление системы научно-методического обеспечения образовательного процесса:
разработка программного обеспечения для внедрения технологий компетентностного образования;
овладение педагогами различными методами диагностики и прогнозирования результатов образовательного процесса;
разработка нового учебного плана гимназии;
введение стандартов ФГОС основного общего образования;
стимулирование инициативы и активизация деятельности педагогов гимназии в научно-исследовательской, поисковой работе;
диссеминация опыта инновационной деятельности.
5. Укрепление материально-технической базы гимназии:
укрепление и развитие материально базы образовательного учреждения в соответствии с современными требованиями к оснащению школ;
обеспечение образовательного процесса новыми техническими средствами коммуникации.
6. Развитие воспитательной системы на основе:
внедрения в активную практику воспитательной работы социального проектирования;
обновление форм детского самоуправления.
7. Развитие системы дополнительного образования детей:
расширение пространства реализации личностных достижений обучающихся средствами дополнительного образования детей, увеличение числа творческих объединений (кружков), секций, клубов по интересам;
развитие сотрудничества с учреждениями дополнительного образования при разработке школьных социальных проектов и в процессе участия учеников гимназии в конкурсах и проектах всех уровней;
расширения спектра предоставляемых гимназией дополнительных образовательных услуг.
Прогноз возможных негативных последствий реализации
приоритетных направлений Программы развития и способы их решения
Возможные негативные последствия
Способы преодоления негативных
последствий
Непонимание частью педагогов и родителей сущности «деятельностной парадигмы образования» и путей её реализации.
Семинары, консультации, практическая апробация современных методик и технологий
Слабая координация действия служб школы, обеспечивающих образовательный процесс, может привести к неоправданному дублированию и снижению эффективности концепции и приоритетных направлений развития образовательного учреждения.
Разработка системных мероприятий по координации деятельности, внедрения новых образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию новых управленческих моделей.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации приоритетных направлений развития образовательного учреждения может повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий.
Внедрение рейтинговой оценки знаний в образовательный процесс. Поиски новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности школы по реализации Программы развития.
Изменения в приоритетах государственной политики в сфере образования могут стать причиной внеплановой коррекции частично реализованных мероприятий.
Коррекция приоритетных направлений развития образовательного учреждения при сохранении основных целей и задач.
Недостаточный уровень профессиональной компетенции молодых педагогов.
Внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому преподавателю возможность формирования восходящей траектории на основе деятельностной парадигмы образования подхода к образованию.
4 РАЗДЕЛ
ПОДПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИИ
В рамках целостной долгосрочной Программы развития гимназии предусмотрена реализация взаимосвязанных подпрограмм. Их реализация будет способствовать формированию ключевых компетенций личности, способности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию.
Подпрограмма «Новый стандарт образования»
Целевое назначение: Достижение современного качества образования на основе реализации образовательных стандартов второго поколения
Задачи подпрограммы:
Реализация концепции государственных стандартов общего образования в области образовательных результатов предметных знаний и личностных результатов как системы ценностных отношений.
Обеспечение кадровых, материально-технических, финансовых, информационных условий получения общего образования в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Создание модели технологических и критериальных форм оценки сформированности УУД. Освоение механизма реализации и контроля за внедрением новых образовательных стандартов.
Разработка научно-методической, организационной и управленческой базы реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
Внедрение в образовательный процесс УМК, соответствующих государственным стандартам второго поколения.
Положительная динамика изменений в кадровых, материально-технических, финансовых, информационных условиях гимназии.
Создание мониторинга оценки личностных, метапредметных и предметных результатов развития обучающихся.
Создание базы нормативных документов, способствующих реализации новых стандартов образования.
Подпрограмма «Технологии образования»
Целевое назначение: Освоение новых образовательных технологий, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся; повышение эффективности образовательных технологий, используемых в образовательном процессе школы.
Задачи подпрограммы:
Изучить образовательные технологии европейских систем образования, разработать механизм их внедрения в практику работы гимназии.
Описать возможности использования новых информационных технологий и средств их реализации: интерактивной доски, персональных компьютеров для организации проектной, учебно–исследовательской, творческой и контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе.
Разработать технологии воспитательного процесса, направленные на формирование гражданско-общественной, социально-культурной и профессиональной деятельности обучающихся.
Создать условия для поддержки профессионального уровня учителей, обеспечивающего использование ими современных технологий.
Ожидаемые результаты:
Обеспечение современного уровня организации образовательного процесса на основе использования инновационных технологий.
Создание банка данных образовательных технологий и результатов их апробации в условиях новой оценки образовательных результатов.
Публикации и презентация опыта работы педагогов, участие в конкурсных программах.
Повышение профессионального мастерства коллектива учителей.
Подпрограмма «Информатизация образовательного пространства»
Целевое назначение: Создание условий для внесения качественных изменений в организацию и содержание всего образовательного процесса на основе построения информационной среды гимназии.
Задачи подпрограммы:
Совершенствование структуры единого информационно-образовательного пространства гимназии.
Включение в единое информационно-образовательное пространство всех участников образовательного процесса (администрации, педагогов, учителей, родителей).
Организация эффективного взаимодействия между всеми субъектами информационно-образовательного пространства гимназии.
Расширение возможностей компьютерного обучения.
Освоение интерактивной доски как основного средства технологического обновления образовательного процесса.
Обновление ресурсной базы.
Ожидаемый результат:
Создание единой информационно-образовательной среды и организация эффективного взаимодействия в ней всех участников образовательного процесса.
Сформированность информационной культуры педагогического и ученического коллективов.
Разработка и оформление методического пакета по использованию интерактивной доски в образовательном процессе.
Вхождение образовательного учреждения в российское и международное образовательное информационное пространство (поддержка школьного сайта, включение в общероссийские образовательные проекты).
Создание необходимых условий для обработки поступающей информации, ее отслеживания и прогностического анализа с помощью компьютерной техники.
Наличие сети автоматизированного документооборота и делопроизводства.
Подпрограмма «Педагог»
Целевое назначение: Формирование профессиональных качеств педагогов гимназии, необходимых для реализации Программы развития образовательного учреждения; создание оптимальных условий, обеспечивающих рост профессиональных и личностных достижений учителей, реализацию их творческого потенциала.
Задачи подпрограммы:
Определить функции, содержание научно-методической деятельности образовательного учреждения в контексте направлений Программы развития.
Создать систему обучения кадров с учетом функциональных и технических возможностей школы (интерактивные технологии, новые формы и методы организации методической работы).
Обеспечить научно-методическое сопровождение молодых и малоопытных учителей, поиск новых форм работы с молодыми учителями.
Совершенствовать систему стимулирования профессиональной деятельности учителей.
Ожидаемые результаты:
Повышение качества и уровня преподавания в соответствии с требованиями новых стандартов общего образования.
Владение современными профессиональными компетенциями на основе применения новейших технологий личностно-ориентированного, деятельностного и практико – ориентированного образования.
Повышение квалификации педагогов школы, увеличение числа учителей первой и высшей квалификационной категории, награжденных отраслевыми наградами, прошедших дополнительное профессиональное обучение посредством дистанционного обучения и сетевых технологий.
Рост участников профессиональных конкурсов, научно-практических конференций, семинаров; увеличение числа публикаций педагогов гимназии; обобщение и распространение ППО.
Стабильность и благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе.
Подпрограмма «Воспитание»
Общий замысел конструирования воспитательной системы гимназии сориентирован на формирование нравственных принципов, общественного идеала, ценностей современной эпохи при сохранении преемственности по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох, которые «выстраданы и выверены за века» отечественной истории: справедливость, свобода, жизнь человека, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм, вера в Россию, единство российской нации. Формирование и развитие ценностно-нормативной основы национального самосознания личности должно сохраниться в качестве стратегического направления воспитания. Моральные нормы, отраженные в наших законах, должны стать личностными убеждениями человека, приниматься и выполняться им сознательно, добровольно, по совести, ибо только нравственная личность может быть свободной и законопослушной. Реальность школьной жизни показывает, что в рейтинге жизненных ценностей воспитанников, в их делах, поступках не всегда присутствует ответственность, убежденность, это заставляет задуматься о разумном согласовании личностно ориентированных и коллективных форм воспитания.
Решения этих проблем возможно в рамках активизации работы по духовно-нравственному воспитанию и организации социально значимой деятельности.
Целевое назначение: Организация социально значимой деятельности гимназии на основе духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания
Задачи подпрограммы:
Освоение технологии социального проектирования.
Разработка социальных проектов «Школа – наш общий дом» в рамках 200-летия гимназии, «Пресс-центр. Импульс школы», «Ветераны всегда в строю».
Участие во Всероссийских акциях и в решении актуальных проблем местного сообщества.
Проведение акций милосердия с участием всех учащихся «Спеши творить добро».
Разработка системы гражданско-правового образования всех участников общеобразовательной деятельности с целью повышения их гражданской компетентности.
Подпрограмма «Здоровье»
Целевое назначение: Создание модели образовательного процесса, обеспечивающего развитие личности, сохранение и укрепление её здоровья.
Задачи подпрограммы:
Сохранение, коррекция и укрепление физического и психического здоровья обучающихся и сотрудников.
Повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни, формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб образовательного учреждения и социума, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Создание системы мотивации педагогов, родителей и обучающихся на сохранение и укрепление здоровья.
Укрепление спортивной базы гимназии.
Ожидаемые результаты:
Улучшение состояния физического и психического здоровья обучающихся и сотрудников гимназии, его коррекция, снижение уровня заболеваемости.
Налаживание системы работы с городскими службами по формированию здорового образа жизни.
Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.
Повышение профессионализма педагогов и психолога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а также формирования здорового образа жизни.
Формирование системы внутришкольного контроля по проблемам здоровья и здорового образа жизни обучающихся и сотрудников.
Укрепление спортивной базы гимназии, ее качественное оснащение.
Подпрограмма «Одаренные дети»
Целевое назначение: Создание модели образовательного процесса, обеспечивающего выявление, поддержку и развитие одаренных детей в гимназии.
Задачи подпрограммы:
Формирование системы мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способных детей.
Повышение эффективности работы гимназии по внедрению инновационных образовательных программ в работе с одаренными школьниками.
Совершенствование научно-методического обеспечения диагностики обучения и развития одаренных детей.
Оказание методической и информационной помощи родителям и педагогам в вопросах определения и развития способностей одаренных детей.
Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб образовательного учреждения и социума, направленных на выявление и поддержку одаренных детей.
Создание системы мотивации педагогов на работу с одаренными детьми.
Организация пропаганды достижений одаренных детей.
Создание школьного банка данных одаренных детей.
Ожидаемые результаты:
Создание школьного банка банных одаренных детей.
Увеличение числа одаренных детей – победителей всероссийских, областных, городских, школьных олимпиад, конкурсов, соревнований и иных мероприятий.
Увеличение количества учащихся, занятых проектно-исследовательской деятельностью.
Налаживание системы работы с городскими службами по совместной работе с одаренными и способными детьми.
Повышение профессионализма педагогов и психолога в вопросах работы с одаренными детьми.
Формирование системы внутришкольного контроля по вопросам работы с одаренными детьми.
Пропаганда достижений одаренных детей в СМИ, на сайте гимназии.
Этапы реализации Программы развития
1-й этап (2012-2013г.г.) - аналитико - проектировочный
Цель: анализ и реализация образовательных инициатив и оформление их в локальные проекты (подпрограммы).
Задачи:
Создать творческие группы для проектирования основных направлений деятельности.
Разработать требования к проектированию образовательных подсистем и образовательных программ, выявить новые возможности исследования.
Провести экспертизу разработанных проектов.
2-й этап (2013 – 2016 г.г.) - внедренческий
Цель: внедрение и апробация разрабатываемых моделей.
Задачи:
Внедрить в практику разработанные подпрограммы новых образовательных подсистем.
Исследовать возможности применения новых образовательных технологий в условиях работы над новыми стандартами образования.
Создать условия, способствующие успешной реализации основных направлений инновационного развития гимназии.
Включить всех участников образовательного процесса на реализацию Программы развития.
Разработать инструментарий для диагностики сформированности ключевых и профессиональных компетентностей учащихся и педагогов.
3-й этап (2017 год)- обобщающий
Цель: оценка ожидаемых результатов инновационной работы, определение перспективных направлений развития гимназии.
Задачи:
Провести открытую экспертизу результатов внедрения основных направлений совершенствования системы школьного образования.
Осуществить рефлексию деятельности участников образовательного процесса, реализовавших проекты подсистем, локальные образовательные программы и использовавших в работе новые образовательные технологии.
Подготовить к публикации полученные данные.
5 РАЗДЕЛ
Мероприятия реализации программы
№
Содержание
Сроки
Переход на новые образовательные стандарты
1
Организация работы по введению федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС):
рассмотрение вопросов по ФГОС на заседаниях ШМО, педсоветах;
2011-2012
педагогические чтения по проблемам введения ФГОС.
2013
2
Организация повышения квалификации педагогических работников по введению ФГОС начального общего образования
2012
3
Обеспечение учебной и учебно-методической литературой под ФГОС начального и основного общего образования
2012
4
Апробация модели ГИА выпускников основного общего образования в новой форме по предметам по выбору
2013
5
Проведение системы ключевых мониторинговых исследований школы (на основе принципов ОСОКО) внутришкольного педагогического мониторинга
2012-2017
6
Внешняя оценка:
Ключевые компетенции
Итоговая аттестация
Профессиональное самоопределение.
Социализация
Удовлетворенность качеством образовательных услуг
Профессиональная компетентность педагогических кадров
Ресурсное обеспечение УВП
2012-2017
7
Внутренняя оценка. Мониторинг:
Качества знаний
Уровня освоения учебных программ
Объективности оценок
Итогов ЕГЭ и экзаменов ГИА
2012-2017
8
Мониторинг условий
Материально-техническое и программно-методическое обеспечение
Организации питания
Состояния здоровья учащихся и воспитанников
Исследования социальной службы
2012-2017
9
Мониторинг развития
Достижения ученика, учителя, классного руководителя, школы
Самооценка образовательного учреждения
Удовлетворенность учебными предметами
Удовлетворенность педагогического коллектива своей деятельностью
Эффективность деятельности по информатизации
Инновационная деятельность
2012-2017
10
Анализ результативности управления учебно-воспитательным процессом, успешности реализации образовательных программ:
анализ текущей успеваемости, новые формы, технология контроля;
развитие общеучебных умений, навыков;
уровень познавательного интереса школьников;
уровень воспитанности школьников;
состояние здоровья школьников;
уровень физической подготовки школьников;
система анализа результатов итоговой аттестации выпускников
2012-2017
11
Цели, задачи и направления образовательной программы (образовательных программ):
работа по проблеме «Управление качеством образования»
обеспечение обновления системы организации учебно-воспитательного процесса,
приведение в соответствие учебному плану содержания обучения (программы, методики, учебники и другие учебные пособия)
2012-2017
12
Учебники, учебные программы и учебный план.
Анализ набора учебных предметов в каждом классе, соответствующий федеральным и региональным стандартам, а также с позиции учета возможностей, способностей и интересов учащихся.
Обеспечение учебного процесса учебными планами, программами, учебниками в области знаний дополнительного образования.
2012-2013
13
Методическая работа (совершенствование содержания обучения, методическое обеспечение нового содержания)
Особенности организации учебно-воспитательного процесса, форм обучения и новых педагогических технологий;
Приоритетность технологий, обеспечивающих мотивацию и успешность обучения школьников на уроке. Создание среды успешного обучения школьников.
2012-2014
Развитие системы поддержки талантливых детей
1
Диагностико - организационные мероприятия:
Создание нормативно-правовой базы,
Обеспечение материально-технической базы,
Изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития,
Отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми
Создание системы взаимосвязей педагогического сообщества, учреждений науки и культуры, общественных объединений и ассоциаций,
Разработка и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов
2012
2
Организационно-практические мероприятия по работе с одаренными учащимися на всех уровнях:
Отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка
Отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми
Углубление теоретико-практической подготовки попроблеме одаренных детей
Методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов
Отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция
Пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
Психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
2012-2013
3
Рефлексивно-обобщающие мероприятия итогово-аналитического характера:
Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
Мониторинг личных достижений учащихся;
Анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
Создание системы работы с одаренными детьми в условиях гимназии;
Подготовка учебно-методического комплекса и публикации по проблеме исследования;
Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
2012-2017
4
Разработка приемлемой для гимназии системы выявления одаренного ребенка
2013
5
Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка
2013
6
Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка
2012-2017
7
Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации
2012-2017
8
Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей
2012-2013
9
Внедрение программ развития и поддержки одаренности
2012-2017
10
Создание и ведение банка данных о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса
2012-2017
11
Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми
2012-2017
12
Педсовет «Одаренность как психолого-педагогическая проблема»
2013
13
Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития
2012-2017
14
Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка
2012-2017
15
Использование материалов российских серверов в Интернет, посвященных проблемам одаренных детей
ежегодно
16
Создание среды общения, самореализации, социализации:
организация участия одаренных детей в конкурсах различного уровня;
организация и проведение предметных олимпиад различного уровня;
организация выставок;
организация защиты творческих проектов;
организация клубов по интересам
ежегодно
17
Обеспечение проведения полного списка предметных олимпиад из перечня Всероссийской олимпиады школьников
ежегодно
18
Выплата ежегодных премий администрацией учреждения одаренным школьникам за успехи в области образовательной деятельности, культуры, спорта.
ежегодно
Совершенствование учительского корпуса
1
Создание системы моральных и материальных стимулов поддержки учительства, в том числе с помощью новой системы оплаты труда (НСОТ) с обязательным участием органов государственно-общественного управления, представителей работников в лице выборных профсоюзных органов в распределении стимулирующих и иных поощрительных выплат в целях выполнения норм трудового законодательства в условиях развития государственно-общественного управления образованием
ежегодно
2
Участие в конкурсах профессионального мастерства: на присвоение звания «Лучший учитель» в рамках ПНПО, районных конкурсах «Учитель года», « Самый классный классный», т.п.
ежегодно
3
Повышение профессионального уровня на проблемных методических семинарах, за счет участия в семинарах, круглых столах, мастер-классах различного уровня, обмена опытом
ежегодно
4
Создание банка данных о Портфолио педагогических работников
ежегодно
5
Широкое использование потенциала лучших учителей и других педагогических работников - победителей федеральных и других конкурсов для развития учительского потенциала через систему повышения квалификации, методическую работу, педагогические десанты, стажерские площадки, экспертную деятельность и другие формы.
ежегодно
6
Укрепление и развитие партнерства и делового сотрудничества с профессиональными общественными педагогическими формированиями с целью развития учительского потенциала
ежегодно
7
Мероприятия по работе с начинающими учителями:
Программа работы с учителями-стажёрами
Практика наставничества в учреждении
Ежегодно
8
Развитие социального партнёрства.
2012-2017
9
Создание информационно-насыщенного образовательного пространства, обеспечивающего устойчивое новое качество и эффективность получаемого образования на всех ступенях обучения в гимназии
Ежегодно
10
Создание условий для предъявления результатов профессионального обучения по использованию надпредметных способов учебной деятельности
Ежегодно
11
Систематическое пополнение ресурсов медиатеки и обеспечение их грамотное использования
Ежегодно
12
Изучение и распространение опыта классных руководителей по учету достижений учащихся на всех этапах обучения и воспитания и оперативное информирование родителей с использованием традиционных (родительское собрание, день встречи с классным руководителем, информационные письма) и новых (интерактивных) форм
Ежегодно
13
Система мероприятий для оздоровления педагогического коллектива, в частности - лекции специалистов, консультации, физкультурно-массовые мероприятия
Ежегодно
Изменение школьной инфраструктуры
1
Обеспечение путей эвакуации
Ежегодно
2
Создание детской игровой площадки
2013-2014
3
Благоустройство пришкольной территории
Ежегодно
4
Поддержание благоприятного климата взаимоотношений, который способствовал бы наиболее полному и комфортному протеканию происходящих в сообществе (коллективе) событий.
Ежегодно
5
Развитие и укрепление необходимой учебно-материальной базы
Ежегодно
6
Отбор и анализ существующего информационного обеспечения образовательного процесса с целью определения наиболее качественного по содержанию и методикам материала, а также с целью выявления источников дальнейшего пополнения и развития информационных ресурсов
Ежегодно
7
Разработка пакета необходимых элективных курсов с опорой на опыт, накопленный в современном образовании и в школе, с учетом образовательных запросов и приоритетов учащихся
2012-2013
8
Изучение опыта классных руководителей по учету достижений учащихся и оперативному информированию
Ежегодно
9
Экспериментальное введение интерактивных форм взаимодействия классных руководителей и родителей учащихся.
2012-2013
10
Создание оптимального сочетания:
основного и дополнительного образования;
разнообразных форм учебной деятельности;
требований стандарта и индивидуальных способностей, склонностей учащихся;
эмоционально-психологической комфортности и интенсивности учебной деятельности школьников
2012-2017
11
Непрерывное создание, сохранение и развитие школьных традиций в условиях преемственности и согласованности всех, реализуемых в образовательном комплексе образовательных программ и маршрутов
Ежегодно
12
Отбор, анализ, апробация и экспертная оценка существующих и создаваемых информационных учебно-дидактических комплектов, отвечающих разработанным требованиям, ожидаемым результатам и специфике образовательного пространства
Ежегодно
13
Обеспечение необходимых организационных и материально-технических условий для создания педагогами школы разнообразных по содержанию и назначению элективных курсов, а также внесение изменений в уже созданные курсы (в рамках дополнительного образования)
Ежегодно
14
Интеграция во всероссийские и международные интеллектуально - творческие игры
Ежегодно
15
Обеспечение доступа ОУ к Интернет – ресурсам
Ежегодно
Сохранение и укрепление здоровья школьников
1
Выявление наиболее значимых параметров медико-психолого - педагогического мониторинга для определения детей «группы риска» по физическому, психическому здоровью
2012-2013
2
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства:
оптимальное для психологического комфорта цветовое оформление помещений;
улучшение естественного и искусственного освещения;
улучшение воздушно-теплового режима;
улучшение санитарного состояния мест общего пользования;
улучшение материально-технической базы пищеблока;
создание условий для реализации питьевого режима;
рациональное использование медицинского оборудования;
приобретение регулируемой мебели, конторок;
ремонт спортивного зала, медицинской комнаты;
2012-201
3
Совершенствование здоровьесберегающего образовательного пространства:
усовершенствование пришкольной спортивной площадки;
приобретение тренажеров для физической активности учащихся на переменах;
введение третьего урока двигательной активности
2012-2017
4
Повышение профессиональной компетентности педагогов всех ступеней образования по вопросам организации здоровьесберегающего образовательного пространства
Ежегодно
5
Использование в образовательном процессе образования эффективных приемов здоровьесбережения:
гигиенические условия в классе;
разнообразие и индивидуализация форм учебной деятельности;
разнообразие и индивидуализация методов учебной деятельности, способствующих повышению активизации и инициативы и творческого самовыражения;
место и длительность применения ИКТ;
оздоровительные моменты на уроке в соответствии с возрастом;
психологический климат на уроке;
наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
использование принципов здоровьесбережения при составлении расписания;
Ежегодно
6
Разработка системы взаимодействия педагогов и школьных служб
2012- 2013
7
Привлечение родительской общественности к сотрудничеству в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения
Ежегодно
8
Разработка и реализация подпрограмм, проведение мероприятий, направленных на формирование потребности здорового образа жизни у воспитанников и учащихся.
Ежегодно
9
Мероприятия медицинского, воспитательного и образовательного характера по укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни:
доступность занятий спортом;
поднятие престижа спорта;
спортивные мероприятия;
мероприятия по здоровому образу жизни;
проектная деятельность;
снятие эмоционального напряжения;
работа по формированию навыков правильного питания
2012- 2017
10
Мероприятия по оздоровлению педагогического коллектива:
оздоровление на базе медицинских учреждений и школы;
благоприятный психологический климат;
мероприятия по снятию эмоционального напряжения;
Ежегодно
11
Обобщение результатов, полученных в ходе реализации программы:
Отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья и физической подготовленности детей;
Сформированная психологически комфортная образовательная среда;
Учащиеся и воспитанники владеют необходимой информацией (в соответствии с возрастом) по сохранению и укреплению собственного здоровья;
100% педагогов используют здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
2016-2017
Расширение самостоятельности гимназии.
1
Изучение новых финансовых механизмов в образовании
2012
2
Подготовка к переходу на электронный школьный документооборот, обеспечивающий снижение административной нагрузки на общеобразовательные учреждения
2012-2013
3
Предоставление доступа к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования.
2013-2017
4
Привлечение инвесторов к управлению школой
2012-2013
5
Создание нормативно-правовой базы и организационно-технических условий для расширения самостоятельности школы
2013
6 РАЗДЕЛ
Ожидаемые результаты реализации Программы развития
1.Обновленное качество школьного образования на основе развития компетентностных показателей подготовки обучающихся и педагогов.
2.Инновационность профессиональной деятельности педагогического коллектива (соответствие образовательной среды образовательного учреждения критериям современного общеобразовательного учреждения согласно требованиям стандартов второго поколения).
3.Укрепление статуса гимназии как одного из лидеров образовательной среды г.п. Большие Вяземы, удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса сферами жизни и деятельности в образовательном учреждении.
4.Конкурентоспособность образовательных услуг гимназии и выпускников при поступлении в ВУЗы.
5.Количественные показатели эффективности реализации Программы развития:
-качество образования выпускников не ниже 40%;
-количество выпускников продолжающих обучение в высших и средне специальных образовательных учреждениях не ниже 95%;
-количество победителей в олимпиадах, конференциях, конкурсах различного уровня в положительной динамике;
-количество образовательных услуг, представляемых обучающимся;
-наличие социальных и образовательных проектов;
-100 % охват информатизацией и компьютеризацией всех направлений деятельности гимназии;
-количественные показатели здоровья обучающихся и учителей по итогам ежегодной диспансеризации.
6.Качественные показатели эффективности реализации Программы развития:
-уровень развития учебно-методической базы гимназии;
-условия для личностного развития каждого участника образовательного процесса на уровне требований новых стандартов образования;
-степень демократизации управления гимназией;
-уровень воспитанности и гражданской ответственности обучающихся;
-уровень развития классных коллективов и степень социально-психологического комфорта в коллективе в целом;
-степень развитости организационных форм образовательного процесса;
-степень инновационных форм работы с кадрами по различным направлениям модернизации российского образования.
Приложение № 1
Модель личности первоклассника
Приложение № 2
Модель личности выпускника
В рамках реализации Программы развития гимназии необходимо четко представлять качественные характеристики личности ребенка на каждом этапе его становления в их единстве, взаимосвязи и соподчиненности.
Программа сориентирована на личностную модель выпускника.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13PAGE \* MERGEFORMAT145915
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
ЗНАНИЯ
Соответствие общей осведомленности возрастной категории детей.
Сформированность образного мышления, основ словесно-логического мышления.
Понимание и использование в своей деятельности различных схематических изображений (плана, макета, простейшего чертежа).
Развития тонкая моторика и сенсомоторная координация.
Правильное звукопроизношение, фонематический слух, речь (достаточный словарный запас, разнообразие грамматических форм и др.).
Готовность к инновационным преобразованиям и творческой деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Умение сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога.
Проявление активности и интереса к учебной деятельности, к окружающему миру.
Стремление к овладению новыми знаниями, умениями, навыками.
Заинтересованность в положительной оценке результатов своей деятельности.
Склонность к постановке вопросов и самостоятельному поиску решений.
Ребенок,
гармонично
взаимодействующий
с окружающей средой
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
Умение строить отношения со взрослыми, сверстниками.
Умение произвольно управлять своим поведением, подчиняться установленным правилам.
Дисциплинированность, умение вести себя в общественных местах.
Доброжелательность в отношениях с людьми, желание помочь сверстникам.
Организованность, аккуратность, опрятность.
ЗДОРОВЬЕ
Соответствие морфофункциональных особенностей ребенка нормативам физического развития.
Развитые двигательные и моторные навыки.
Физическая работоспособность.
Прочные культурно-гигиенические навыки.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения образования.
Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне.
Грамотное и свободное владение устной и письменной речью.
Экологическая грамотность, понимание взаимосвязи человека с природой.
Знание основных достижений культуры.
Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования.
Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их.
Способность использовать знания на практике.
Рациональная организация труда, самообразования, научно-исследовательской работы.
Умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем.
Творчески развитая,
социально-ориентированная личность
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ,
ЖИЗНЕННАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
Гуманистическое мировоззрение. Культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию.
Правовая культура.
Коммуникативность, культура общения.
Бережное отношение к общечеловеческим ценностям.
Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения.
Оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей.
Адекватная самооценка.
ЗДОРОВЬЕ
Здоровый образ жизни.
Осознанное бережное отношение к здоровью и физической культуре.
Владение антистрессовой защитой, аутотренингом.
Умение применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи, способность действовать в чрезвычайных ситуациях.