Реализация проектов в рамках внеурочной деятельности младших школьников
Крючкова О. В.
Реализация проектов
в рамках внеурочной деятельности младших школьников
"Великая цель образования –
не только знания, но и прежде всего действия" Н.И. Мирон
Подрастающее поколение сегодня должно не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание. Именно поэтому важнейшей заслугой Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) является поворот от школы, которая передавала знания учащимся, к школе, которая проектирует творческие способности личности. И именно поэтому в основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход.
В рамках такого подхода в обучении школа может создать условия для развития таких способностей, как активно, творчески, инициативно искать средства решения новых задач, встающих перед школьником на материале учебных предметов, но в иной, чем традиционный урок, форме.
В соответствии с ФГОС НОО основная общеобразовательная программа (далее ФГОС НОО ООО) реализуется образовательным учреждением и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Особый содержательный приоритет при организации внеурочных занятий приобрела проектная деятельность. Она может быть реализована в любом из видов внеурочной деятельности.
Ребенок – он исследователь по своей природе. Исследовательская и поисковая активность – естественное его состояние. Их внутреннее стремление к познанию создает благоприятные условия для использования проектирования.
Проект на уровне учебно-исследовательской деятельности реализуется в том случае, если школьники все делают сами: планируют, выполняют, оценивают полученный результат. В начальной школе выполнение этого требования вряд ли возможно без помощи педагога.
Реализация проектной деятельности в начальной школе основана мною, в основном, на следующих психолого-педагогических и методологических аспектах:
- во-первых, правильный выбор темы проекта – это начало успеха;
- во-вторых, это стимулирование положительной мотивации. Началом деятельности является интерес. Вызвать его сложно, но возможно, если вопрос или ситуация становятся проблемной для конкретного ученика, вызывают личную заинтересованность. Тогда у школьника возникает состояние поисковой активности;
- в-третьих, в начальной школе проектная деятельность осуществляется под руководством учителя. Составляется план проекта. Далее намечается план действий. Здесь школьники учатся работать с различными информационными источниками, отбирать нужный материал, проводить наблюдения, беседовать с различными людьми (специалистами в разных областях знаний), совершать экскурсии, посещать выставки;
- в-четвертых, это умение описывать факты, найденный материал. Работы оформляются и становятся доступными для знакомства всех учащихся, родителей, педагогов и гостей школы.
Таким образом, основная идея данной системы заключается в том, что младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Такая работа позволяет детям чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника. Создается обстановка общей увлеченности и творчества.
Один из проектов, проводимых мною с детьми первого класса, назывался «Осенние листья деревьев».
Природа – это неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней.
Во время экскурсий и прогулок в парке в начале учебного года ребята заинтересовались листьями деревьев. Таким образом, определилась тема проектной деятельности.
Вопросы проекта, на которые необходимо было ответить участникам в ходе его выполнения, изобразили с помощью кластеров (см. презентацию). Термин «кластер» происходит от английского – рой, гроздь, груда, скопление. С помощью кластеров в систематизированном виде мы отметили ключевые слова, идеи.
В центральном овале – основная трудность (основополагающий вопрос). В овалах следующего уровня написаны вопросы, на которые нужно ответить в процессе выполнения проекта. Построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска информации, а также для определения основных направлений исследований учащихся.
В течение продолжения данного проекта учащиеся сами могли обобщить полученные знания, сделать вывод, размышляли об окружающем нас мире, деревьях. Вместе с родителями искали пословицы, поговорки о природе, интересную информацию о деревьях; выполняли творческие задания; придумывали; рисовали, делали аппликации, лепили во внеурочное время; общались, делились впечатлениями. В проект были вовлечены и родители, которые помогали собирать листья деревьев, проводить беседы об осени, выполнять творческие задания вместе с детьми. Таким образом, изучая осенние листья деревьев, первоклассники учились наблюдать природу, приобретали навык работы с информацией, умение оценивать свои возможности, осознавать свои интересы. Такая работа проводилась в урочное и внеурочное время.
В конце 1-ого класса дети заинтересовались профессиями. И я решила, что во 2-ом классе одно из направлений проектной деятельности будет посвящено профориентации. Для отдельного человека профессиональный выбор во все времена был и остается «половинкой счастья». В народе есть такое представление о счастье: счастье состоит из двух частей – то, как радостно человек спешит домой и то, с какой радостью он уходит из дома. Первая половина – это семейное счастье, а вторая – любимая работа.
Выбор будущей профессии – одна из самых важных вех в жизни каждого человека. И чем раньше начать заниматься целенаправленным, ответственным выбором профессии, тем лучше. Итак, у нас есть план – это запланированные мною темы из программы по внеурочной деятельности, но занятия опираются на интересы детей.
При постановке вопросов проекта мы использовали схему Фишбоун («Рыбьи Косточки») (см. презентацию), которая позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи. В голове «рыбки» находится проблема, которая рассматривается в данном проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечали причины-вопросы возникновения проблемы, на нижних выписывали факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.
Цель данной работы была – помочь младшим школьникам с тяжелыми нарушениями речи осуществить свой первичный профессиональный выбор.
Отличие трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызвано необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях развития общества.
Приведу такой пример, где дети, опираясь на образ сказочного персонажа Копатыча, не просто вспоминают профессию садовода, овощевода, пчеловода, а осознают, что мастер должен владеть разнообразными специальными умениями и навыками, необходимыми для выращивания посадочного материала, ухода за растениями с учетом их роста и развития, обязан знать технологии хранения и простейшей переработки плодов и ягод, осознавать, что самым увлекательным в данной работе является получение новых растений, выведение новых сортов. Человек данной профессии становится здесь подлинным творцом. Этот путь доступен каждому мастеру, но, как и во всяком деле, здесь требуется систематическая работа. И самое главное – он полезен для окружающих!
В рамках данного проекта была проведена еще одна деятельность, в которой ребята решили попробовать себя в роли овощевода – «Выращивание лука в комнатных условиях».
Таким образом, выполнив не один проект, дети понимают, что знания усваиваются не потому, что так сказал учитель, а потому, что этого требует жизненная необходимость. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, умений и навыков. Кроме того, они осознают, что жизненные проблемы не имеют однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляют творческие способности.
15