«Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки»
«Новый образовательный стандарт:
мой творческий поиск, методические находки»
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи Сегодня Россия на пути инноваций и модернизации различных сфер жизни. Изменения, происходящие в стране, в обществе, модернизация системы общего образования, образовательная инициатива «Наша новая школа» предлагают новый подход к организации обучения.
В настоящее время изменяется содержание образования, нарастают тенденции кардинальных перемен в технологии образовательного процесса.
На данный момент это характеризуется пересмотром традиционных форм, методов, подходов к обучению, предусмотренных новыми образовательными стандартами.
Образовательный стандарт в новом понимании – это «общественный договор», соглашение общества, семьи и государства. Общество желает получить социально приспособленного человека, государство – законопослушного гражданина, родители хотят, чтобы их ребёнок был успешным в жизни.
Отношение учащихся к учению обычно характеризуется активностью, которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности и зависит от умелого педагогического управления. Моя задача – среди разнообразия форм, методов, средств и приёмов обучения выбрать оптимальное и наиболее эффективное их сочетание, которое в определённых ситуациях создаст благоприятные условия для личностного и познавательного развития учащихся.
В числе приоритетных задач современной системы образования особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижению информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Для решения этой проблемы необходимо применение новых педагогических подходов и технологий в образовательной школе.
Для этого я осваиваю и применяю современные образовательные технологии. К таким технологиям отношу обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно – коммуникативные технологии, здоровье сберегающие технологии, т.е. личностно ориентированные технологии обучения. Особо выделяю применение в образовательном процессе информационно – коммуникативных технологий.
В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий и исследовательской деятельности в обучении школьников.
Проект – одна из форм исследовательской работы. К современным детям поступает огромное количество информации. Обилие этой информации само по себе не приводит к системности знаний. Необходимо научить школьников отбирать нужное: находить связи, ранжировать, структурировать информацию, выделять главное. Моя задача, как учителя, формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной. Особо обращаю внимание на активизацию самостоятельной учебной деятельности.
Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьник, с одной стороны, может самостоятельно осваивать новые знания и способы действий, а с другой – применять на практике ранее приобретённые знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.
Я учу их делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний. Важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически её оценивать, выявляя достоверность. Источники, словари, энциклопедии, в том числе и электронные, дают такую возможность, так как прямо на уроке при работе с ними можно сравнивать данные из разных источников, проанализировать и сделать вывод.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности. Обучение на основе коммуникативно – деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию.
Но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Это урок - познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, творчество, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в общении, комфорт. Современный урок обязательно закладывает основу для будущего.
Каждый раз, разрабатывая очередной урок, я ставлю перед собой задачу организовать работу так, чтобы она мотивировала учащихся на самостоятельное приобретение новых знаний. Каждый раз задаю себе вопросы: то, что делают мои ученики, значимо ли для них, востребовано ли в современном обществе?
Урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока - идеальное воплощение новых стандартов на практике. Дети ощущают, что ведут урок сами. Моя задача состоит в применении технологий обучения, ориентированных на системно-деятельностный подход как основу учебно-воспитательного процесса в школе.
На уроках я использую дидактические игры, занимательные задания, что особенно актуально с учащимися 5-6 классов. Игра – это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль-действие, и мысль-образ. И в этом её воспитывающая сила. Именно эти технологии позволяют активно вовлекать учеников в процесс обучения.
Также на уроках я использую метод обучения в сотрудничестве, приучаю ребят работать в группах, выполняя одно задание на всех. Ученики понимают, что успех или неудача общего дела зависит и от того, насколько сплоченно и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию.
Совместная учебно – познавательная, творческая деятельность учащихся в группе приносит положительные результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся ее аргументировать, они стремятся применить полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке формируется коммуникативная компетентность.
Коллективная учебная, преимущественно поисковая деятельность способствует формированию познавательных мотивов. Выбор мнения в группе, выступление от группы помогают почувствовать ответственность. А это способствует осознанию учеником себя свободной личностью, свободной и ответственной. Формирование коммуникативных способностей школьников в учебной деятельности во многом определяет решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя.
Я считаю, что в современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнерами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему я учу своих воспитанников, формируя коммуникативную компетентность.
Мои ученики свободно высказывают свое мнение по различным вопросам, способны аргументировать свою точку зрения, но при этом уважают мнение других. Они живут в социуме, и мне необходимо создать условия для их социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи, ведь каждому моему ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. Поэтому важно формировать у детей социальную компетентность.
Новые стандарты предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности учителя. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Учителя, которые будут работать по новым стандартам, столкнутся с необходимостью постоянно работать над собой, развивать в себе основные компетентности (правовую, профессиональную, информационную, коммуникативную).
Я часто задаю себе вопросы: «Каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к человеку, работающему учителем, и какие требования предъявляет к учителю информационный век?»
Когда мы говорим, что учитель – это призвание, мы забываем, что это и профессия. Быть профессионалом – значит находиться в постоянном движении и поиске. Ни одна реформа не состоится, если учитель не реформирует себя. Мы обязаны привыкнуть к мысли, что образование – это процесс длиною в жизнь, и он не заканчивается с окончанием вуза. «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель» - утверждает Ушинский.