Рабочая программа по немецкому языку для 8 класса по учебнику И.Л.Бим, Л.В. Садомовой
Пояснительная записка
Иностранный язык (в том числе немецкий) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
На данном этапе выдвигается коммуникативная цель обучения, то есть обучение иноязычному общению - непосредственному устно-речевому и опосредованному через книгу - в единстве всех функций: познавательной (ученик должен научиться сообщать и запрашивать информацию, извлекать, перерабатывать и усваивать её при чтении и аудировании), регулятивной (ученик должен научиться выражать просьбу, совет, побуждать к речевым и неречевым действиям, а также понимать и реагировать на аналогичные речевые действия, обращенные к нему), ценностно-ориентационной (ученик должен уметь выражать мнение или оценку, формировать взгляды, убеждения, понять мнение другого), этикетной (ученик должен уметь вступать в речевой контакт, оформлять свое высказывание и реагировать на чужое в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в странах изучаемого языка).
Особенность данного этапа обучения в том, что он является первой ступенью старшего этапа обучения. Поэтому одна из важнейших задач данного года обучения учащихся - приблизить их к конечному (в рамках базового курса) уровню владения немецким языком.
Цели и задачи обучения:
Изучение иностранного языка в целом и немецкого, в частности, в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
• речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
• языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
• социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тех тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
• компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
• учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
• развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Рабочая (модифицированная) программа по немецкому языку для 8 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку и авторской рабочей программы И.Л. Бим, Л.В. Садомова для 5-9 классов (Немецкие программы. Предметная линия учебников И.Л. Бим. 5-9 классы: пособие для учителей образоват. учреждений/ И.Л. Бим, Л.В. Садомова.-М.: Просвещение,2011).
Причиной создания данной рабочей (модифицированной) программы является нечеткое разграничение количества часов, отведенных для обучения английскому языку в среднем звене, отсутствие разграничения предметного содержания речи по классам, ничего не говорится о количестве обязательных контрольных работ по основным речевым видам деятельности, а также не предусмотрены часы для итогового повторения материала в конце учебного года.
Общая характеристика учебного предмета
Курс обучения немецкому языку в 8 классе характеризуется личностной ориентацией языкового образования, реализацией всех основных современных подходов, входящих в личностно-ориентированную парадигму образования: деятельностного, коммуникативного, социокультурного/межкультурного (обеспечивающего диалог культур), компетентностного, средоориентированного подходов. Личностная ориентация образования стала возможной, как известно, благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей странев последние десятилетия ХХ и начале ХI века. Сменились ценностные ориентиры, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашёнными принципами гуманизации и демократизации общества признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует разностороннего развития личности человека, в том числе его коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нём.
Поэтому роль владения иностранным языком, в том числе немецким, здесь трудно переоценить. Не случайно обучение иностранным языкам официально рассматривается как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы.
В 8 классе придаётся большое значение повторению, осознанию и закреплению того, что было усвоено в предыдущих классах, а также дальнейшему развитию приобретённых ранее знаний, умений и навыков.
Курс 8 класса построен на взаимодействии трёх основных содержательных линий: первая из них –коммуникативные умения в разных видах речевой деятельности, вторая – языковые средства и навыки оперирования ими и третья – социокультурные знания и умения.
В ходе работы над курсом учащиеся выполняют проекты, которые должны создавать условия для их реального общения на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и проведении этих проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер их участия могут быть разными: к работе над проектом может быть добавлена работа в качестве оформителя (класса, школы), члена жюри, репортёра и др.
Особенность данного курса заключается в том, что он даёт учителю возможность планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из своих реальных потребностей, то есть не связывает его.
Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебников. Блоки выделяются в зависимости от основного объекта усвоения и от доминирующего вида формируемой речевой деятельности школьников. Однако в связи с увеличением объёма аутентичных текстов разных жанров на данном этапе они, как правило, включаются не только в текстовый блок, но и во все другие, так что деление на блоки условно. Внутри блоков наряду с обязательным материалом встречается факультативный, который учитель может предложить учащимся с более высоким уровнем обученности.
Порядок следования блоков также в значительной мере условен. Он определяется содержанием материала, но может меняться в зависимости от потребностей учебно-воспитательного процесса в конкретных условиях работы, от желания учителя и учащегося.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение немецкого языка в 8 классе выделяется 102 ч. (из расчета 3 часа в неделю). В силу специфики обучения иностранным языкам большинство уроков носят комбинированный характер, когда на одном и том же уроке у учащихся могут развиваться все четыре вида речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо). Как правило, так и бывает, поэтому тип урока не указывается.
Роль учебного предмета в формировании умений и навыков
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях:
использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 8 класса и способствующих самостоятельному изучению немецкого языка и культуры стран изучаемого языка; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Формируются и совершенствуются умения:
•работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
•работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
•работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
•планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
•самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Содержание учебного предмета
Представленная программа предусматривает изучение немецкого языка в 8 классе общеобразовательных учреждений: 102 часа (по 3 часа в неделю, 34 учебных недели).
№
П/П Название темы Количество часов Содержание темы
1. Прекрасно было лето! 24 Мнение немецких школьников о летних каникулах. Информация о возможностях проведения летних каникул или отпуска. Вопросы о летних каникулах. Высказывание немецких школьников о том, как они провели летние каникулы. Präteritum и Perfekt?Pludquamperfekt. Придаточные предложения времени с союзами nachdem, als.
2. А сейчас уже школа! 24 Схема школьной системы в Германии. Школьный табель немецких учащихся с отметками. Обсуждение успеваемости учащихся в Германии. Система оценивания склонности учащихся к школьным предметам. Futur I. Придаточные определительные предложения. Глаголы с управлением. Вопросительные и местоимённые наречия
3. Мы готовимся к поездке в Германию. 24 Написание поздравительных открыток. Карта Германии. Страноведческая информация о Германии. Подготовка к поездке. Лексика по теме «Одежда», ситуация «В магазине одежды».Неопределённо- личное местоимения man. Систематизация знаний придаточных определительных предложений. Склонение относительных местоимений.
4. Путешествие по Германии 30 Краткая информация о Германии. Немецкие города. Рейн. Ситуация «На вокзале». Расписание поездов. Путешествие. Карта Рейна от Майнца до Кёльна. Берлин. Прогулка по Берлину. Ситуация в «бистро», объявления на вокзале. Систематизации лексики по словообразовательным элементам. Обсуждение программы пребывающих гостей. Таблички и вывески города. Придаточные определительные предложения. Passiv. Относительные местоимения.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Задачи воспитания
и социализации учащихся Ценности
Воспитание
гражданственности,
патриотизма,
уважения к правам,
свободам и
обязанностям
человека любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, к родному языку; закон и правопорядок; свобода и ответственность;
патриотизм: любовь к своей малой родине (своему селу, городу), народу, России;
уважительное отношение к своей стране, гордость за её достижения и успехи;
уважительное отношение к родному языку;
осознание родной культуры через контекст культуры немецкоязычных стран;
потребность и способность представлять культуру родной страны,
участвовать в межкультурной коммуникации;
уважение традиционных ценностей многонационального российского общества.
Воспитание
нравственных
чувств и этического
сознания
нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; долг; порядочность; достоинство; доброта; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
усвоение традиционных нравственных ценностей: уважительное отношение к старшим; доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; эмоционально-нравственная отзывчивость; понимание и сопереживание чувствам других людей;
уважительное отношение к мнению собеседника, его взглядам; понимание чужой точки зрения;
уважительное, внимательное отношение к членам своей семьи, родственникам и друзьям;
уважительное отношение к людям с ограниченными физическими возможностями;
вежливое, доброжелательное отношение к другим участникам учебной и коллективной творческой деятельности;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
уверенность в себе и своих силах;
чувство собственного достоинства и уважение к достоинству других людей;
готовность осознанно принимать гуманистические ценности.
Воспитание
трудолюбия,
творческого
отношения к
учению, труду,
жизни трудолюбие; творчество; познание; истина; целеустремленность; настойчивость в достижении целей;
ответственное отношение к образованию и самообразованию, понимание их важности в условиях современного информационного общества;
расширение познавательных потребностей; желание расширять кругозор;
любознательность;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость при выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
способность к критическому мышлению;
способность к принятию решений;
самостоятельность;
способность адекватно оценивать свои знания и умения в различных видах речевой деятельности;
умение сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника; нести индивидуальную ответственность за выполнение задания;
готовность к коллективному творчеству;
способность к общению: умение принимать свои собственные решения, уважительное отношение к мнению собеседника, его взглядам.
Формирование
ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива); активный, здоровый образ жизни;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека; положительное отношение к спорту;
стремление к активному образу жизни;
интерес к подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
потребность в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении.
Воспитание ценностного
отношения к природе (экологическое
воспитание) жизнь; родная земля; окружающий мир; экология;
осознание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
желание участвовать в природоохранной деятельности.
Воспитание ценностного
отношения к прекрасному,
формирование
представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание) красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество;
умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам;
стремление творчески выражать себя в учебной деятельности.
Воспитание уважения к
культуре народов
немецкоязычных
стран культура и язык народов немецкоязычных стран; толерантность; интернационализм, интерес и уважительное отношение к НЯ и культуре народов немецкоязычных стран;
потребность и способность понимать образ жизни в Германии;
потребность и способность понимать образ жизни и поведение зарубежных сверстников;
адекватное восприятие и отношение к системе ценностей и норм поведения, способность должным образом реагировать на принятые в странах изучаемого языка образ жизни и поведение;
стремление к освобождению от предубеждений и стереотипов;
положительное отношение к фактам иноязычной культуры;
потребность в приобщении к культуре стран изучаемого языка (через чтение художественной и публицистической литературы);
стремление к мирному сосуществованию между людьми и нациями.
Контроль уровня обученностиДля контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, самостоятельные работы, письменные контрольные работы, тестирования. В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают текущий, тематический и итоговый виды контроля.
Текущий контроль проводится как в письменной, так и в устной форме.
Итоговый контроль по немецкому языку проводится в форме контрольного теста в конце учебного года.
№ Тема контрольной работы Дата
План Факт
1. Прекрасно было летом! 2. А сейчас уже школа! 3. Мы готовимся к поездке по Германии 4. Путешествие по Германии 5. Итоговый контрольный тест Учебное и учебно-методическое обеспечение по предмету (литература для учащихся и для учителя)
Книгопечатная продукция (библиотечный фонд) Немецкие программы. Предметная линия учебников И.Л. Бим. 5-9 классы: пособие для учителей образоват. учреждений/ И.Л. Бим, Л.В. Садомова.-М.: Просвещение,2011;
Немецкий язык. 8 класс : учеб. Для общеобразоват. учреждений / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Ж.Я. Крылова и др.- М.: Просвещение, 2012
Книга для учителя И.Л. Бим,Л.В. Садомова –М.:Просвещение, 2013.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Двуязычные словари.
Книгопечатная продукция (для личного пользования учащихся) И.Л. Бим, Л.В. Садомова , Ж.Я. Крылова Рабочая тетрадь , 8 класс, М.: - Просвещение, 2016
Печатные пособия Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программах по английскому языку.
Карты на иностранном языке.
Географические карты стран изучаемого языка.
Географическая карта Европы.
Плакаты с достопримечательностями немецкоговоряших стран.
Технические средства обучения Компьютер
Телевизор
Мультимедийный проектор
ТП
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 40» города Смоленска
Учебный предмет
Немецкий язык
Учитель: Ремезова И.В.
г. Смоленск
2015 – 2016 учебный год
Паспорт календарно-тематического планирования
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Зам. директора Директор МБОУ «СШ № 40» Протокол № 1 от «____» ______ 2015 ______ Н.А. Петроченко _________________ И.В. Новикова
Приказ № ____ от «___» _____ 2015
Учебный предмет: немецкий язык
Количество часов в неделю по учебному плану: 3 часа
Всего количество часов в году по плану: 102 часа
Класс (параллель классов): 8
Учитель: Ремезова Ирина Вячеславовна
Количество обязательных контрольных работ: 4
Учебное пособие для учащихся: Немецкий язык. 8 класс : учеб. Для общеобразоват. учреждений / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Ж.Я. Крылова
и др.- М.: Просвещение, 2012
Календарно-тематическое планирование в 8-ом классе
№ Дата проведения Тема урока
План Факт Schön war ea im Sommer! (24 часа)
Хорошо было летом! Введение новой лексики по теме «Каникулы».
Места отдыха Германии. Развитие лексических навыков по теме.
Формирование навыков монологической речи по теме «Летние каникулы в Германии»
Чьё это хобби? Диалогическая речь.
Беседа по теме «Мои летние каникулы». Работа с текстом.
Чтение с детальным пониманием содержания. Работа с текстом
Развитие навыков аудирования с пониманием основного содержания
Прошедшее разговорное время -Perfekt.
Plusquamperfekt. Предпрошедшее время. Развитие грамматических навыков.
Придаточные време-ни с союзами als и wennПридаточные време-ни с союзом nachdem. Систематизация грамма-тического материала.
На школьном дворе. Диалогическая речь.
Развитие навыков устной речи по теме . Работа с лексикой.
Как ты выглядишь? Описание сюжетных картинок.
Совершенствование лексико-грамматических навыков.
Вспомогательные глаголы haben, sein, werden в наст., прош. и буд. времени.
Цитаты, факты, комментарии. Языковые каникулы в Германии.
Составление диалогов по заданным репликам
Описание сюжетных картинок.
Работа над проектом. Составление собственного разговорника.
Выполнение грамматических упражнений
Диалогическая речь по теме « Летние каникулы»
Контрольная работа.
Работа над ошибками. Повторение пройденного материала по теме.
2.Aber jetzt ist scno längst wieder Schule? (24 часа)
Из истории школ. Введение новых слов и выражений по теме «Школа».
Система школьного образования Германии. Работа с текстом
Первая ступень обучения. Монологическая речь по теме.
Вторая ступень. Пересказ текста “Die Schule in Deutschland”
Выпускные экзамены. Закрепление лексики по теме «Школа»
Развитие лексических навыков по теме «Школа»
Развитие навыков аудирования
Школа без стресса. Работа с текстом о Вальдорфских школах
Система школьного образования в России
Школьный обмен. Описание сюжетных картинок.
Что мне даётся легко? Диалогическая речь.
Мой любимый учитель. Монологическая речь
Важно ли изучать иностранные языки? Рассказ по таблице
Будущее время – Futurum I. Развитие грамматических навыков.
Что мне даётся труд-но? Закрепление глагола leicht/schwerfallen.
Придаточные определительные предложения
Совершенствование грамматических навыков. Тренировочные упражнения.
Из немецкой классики. Баллады
Туристический маршрут “Deutsche Märchenstrasse”
Работа с лексической таблицей. Развитие навыков устной речи с опорой.
Стихотворение Г.Гейне «Лорелея». Чтение вслух. Работа с текстом.
«Немецкий поэт». Монологическое высказывание.
Контрольная работа
Работа над ошибками
3.Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor (24часа)
Путешествие заграницу начинается. Введе-ние новых слов и выражений по теме «Путе-шествие».
Подготовка к путешествию. Закрепление лексики по теме.
Как заказать билеты? Диалогическая речь
Монологическая речь теме «Составление маршрута путешествия»
Географическое положение Германии. Развитие навыков чтения с полным пониманием содержания.
Работа с текстом «Мы упаковываем чемоданы»
Введение новых лексических единиц по теме «Одежда»
Развитие лексических навыков по теме.
Разные мелочи. Описание сюжетных картинок.
Мы делаем покупки. Диалогическая речь.
Покупатель и продавец. Составление диалогов по образцу
Названия отделов по-немецки. Ситуация «В магазине».
Что сейчас в моде? Рассказ-описание
Развитие навыков аудирования с поиском информации.
Неопределённо-личное местоимение man
Относительные местоимения
Склонение относительных местоимений
Программа пребывания. Работа с полилогомПрограмма пребывания в родном городе для немецких друзей
Работа над проектом. Составление собственного разговорника
Совершенствование лексических навыков по темам
Совершенствование грамматических навыков
Контрольная работа
Работа над ошибками. Монолог «Подготовка к путешествию»
4. Eine Reise durch die BRD (30 часов)
ФРГ. Введение новых лексические единицы по теме «Путешествие».
Достопримечательности Берлина. Работа с текстом.
Столица Баварии – Мюнхен. Работа с текстом
76 Вдоль Рейна. Чтение с полным пониманием содержания.
77. В ресторане. Диалогическая речь
78. Объявления на вокзале. Аудирование.
79. Развитие навыков аудирования с пониманием основного содержания.
80. Придаточные определительные предложения
81. Залог немецких глаголов. Пассивный залолг.
82. Экскурсия по Кёльну.
Инсценирование полилога83. В закусочной. Диалогическая речь.
84. Обычаи и традиции немцев. Чтение с полным пониманием содержания.
85. .Мой любимый праздник. Монологическая речь.
86. Обсуждение маршрут экскурсии для иностранцев по родному городу
87. Виртуальная экскурсия по родному городу. Ролевая игра.
88. Описание сюжетных картинок. Развитие коммуникативной умений
89. Словообразование. Работа над гнёздами слов.
90 Словообразование. Работа над гнёздами слов.
91. Из немецкой классики. Жизнь и творчество И.С.Баха
92 Контроль сформированности лексико-грамматических навыков по теме «Поездка по Германии».
93. Цифры, факты, комментарии. Вывески, надписи, дорожные знаки в Германии.
94 Работа над проектом. Составление собственного разговорника
95. Развитие навыков аудирования с полным пониманием.
96. Беседа по теме «Мои планы на летние каникулы
97. Подготовка к контрольной работе. Повторение материала
98. Итоговая контрольный тест.
99. Работа над ошибками.
100 Выполнение грамматических упражнений
101 Обобщающее повторение изученного материала.
102 Подведение итогов учебного года