Самообразование как основа профессионального роста


Практико-ориентированный проект
«Самообразование и самосовершенствование
как основа моего профессионального роста»
Грязен Татьяна Валентиновна
Дисциплина: «Воспитание
как социокультурное явление
и педагогический процесс»

Описание проекта
Актуальность.
Проблема, на решение которой направлен проект.
Цели и задачи.
Планируемые результаты.
План деятельности по этапам и методы их оценки.
Организация процесса самообразования.
Возможные негативные последствия и риски.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.

Учитель живет до тех пор, пока он учится,
как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.К.Д.УшинскийСегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое в неудовлетворённости, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Педагог 21 века – это:
Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является её подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий.
На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения своей квалификации, я, как педагог пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства - это самообразование.
Актуальность данного проекта заключается в умении правильно организовать систему работы по самообразованию, чтобы добиться, наиболее высоких результатов. Поэтому возникла необходимость в создании проекта «Самообразование и самосовершенствование как основа моего профессионального роста».
Проблема, на решение которой направлен данный проект является то, что для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Он подобен лифту, который всё время движется вверх. Если ты остановился, разрыв будет только увеличиваться. Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра.
Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия, деньги. Все это окупается сторицей. Можно сказать, что только это и окупается по-настоящему. Самый ценный капитал – внутренний, а не внешний. Если человек умеет действовать сообразно меняющемуся миру, он всегда добудет в нем необходимое. В этом и смысл личностной ориентации – то, что вложено в знания, способности и умения движущегося человека, оказывается дороже вложений в "недвижимость". Развивающийся специалист сумеет обрести и внешний капитал.
Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству.
Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагог является самообразование, под которым мы понимаем «целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса». Самообразование — основа роста учителя как специалиста.
Цель проекта: способствовать формированию представления у учителя о самообразовании как необходимом условии профессиональной деятельности педагога.
Задачи:
Выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство педагога и как следствие повышение результативности образовательного процесса.
Выявить требования к личности и профессиональной деятельности современного учителя и определить сущность понятия «личностно-профессионального роста» учителя.
Определить тенденции и особенности самообразования учителя в современных условиях развития системы образования.
Разработать и апробировать программу самообразования педагога на основе ценностно-смыслового и деятельностно - рефлексивного подходов.
Приобщить педагогов к самоанализу и самодиагностике своей профессиональной компетентности.
Участники данного проекта – учителя и преподаватели общеобразовательной школы
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковы могут быть результаты самообразования педагога:
повышение качества преподавания предмета;
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы и т.д.
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;
разработка и проведение открытых занятий;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов по исследуемой проблеме.енное самообразование на основе овладения технологией данного вида деятельности.ой потребности.азвитой познавательн

План деятельности
Данный проект рассчитан на учебный год и осуществляется по следующему плану
Этапы Мероприятия Цели Методы Сроки реализации
Первый этап – аналитико-диагностический
1. Анализ уровня самообразовательной деятельности педагогов
2. «Организация работы по самообразованию педагогов»
3.Микроисследование по теме «Способности педагога к творческому саморазвитию» Приложение 1
4.Выбор темы по самообразованию •Изучить философскую, психолого-педагогическую литературу по проблемам самообразования, что позволит сформулировать исходные позиции проекта.
•Проанализировать собственный опыт работы в данном направлении.
•Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, анализ учебных программ;
•Обобщение эффективного педагогического опыта;
•Наблюдение, беседы (интервью, анкетирование;
•Анализ продуктов учебной и самообразовательной деятельности педагогов.
Сентябрь-октябрь
Второй этап – предметно-содержательный
1. Работа педагогов над своей темой по самообразованию
2.Посещение уроков и факультативных занятий
Приложение 2
3.Разработка методический рекомендаций по эффективной работе по самообразованию •Разработать систему подготовки к самообразовательной деятельности на основе ценностно-смыслового и деятельностно-рефлексивного подходов, теоретически обосновывать положения о конструировании самообразовательной программы, моделирующей профессиональную деятельность учителя, осуществить опытно-экспериментальную работу.
•Моделирование,
•Анкетирование,
•Наблюдение,
•Организация опытно-экспериментальной работы,
•Социологическое исследование.
Ноябрь-март
Третий этап – рефлексивный
Заседание методических объединений по теме:
«Самообразование как необходимое условие профессиональной деятельности педагога»
Выставка портфолио педагогов •Обработать и систематизировать полученные результаты, уточнить теоретико-экспериментальные выводы, осуществить внедрение результатов исследования в практику работы образовательных учреждений. Методики для определения уровня самооценки, экспертной оценки, тесты-опросники субъективного контроля.
Апрель
Организация процесса самообразования
Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются: директор, завучи по учебно-воспитательному процессу, методист, руководители школ молодого педагога, педагогический коллектив школы и конечно, самое главное лицо – сам педагог. Администрация школы и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования учителя, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
Тема, над которой работает учитель
Если в ОУ методические объединения работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все педагоги выбирают «Тему, над которой работает педагог» и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Возможен вариант, когда учитель работает над выдранной темой в течении нескольких лет.
Личный план самообразования педагога
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Приложение 3
Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
Возможные негативные последствия и риски, при реализации проекта.
Формы самообразования, используемые при реализации проекта, можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом. Проанализируем наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
эпизодичность прохождения курсов;
время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего учебного заведения;
качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования:
возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
Недостатки:
нехватка у педагогов свободного времени;
дороговизна обучения.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
возможность пройти их в удобное для педагогов время;
возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе;
документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это Интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
освоение информационных концепций, знаний и навыков;
наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
методическая помощь является персональной и адресной;
попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Заключение
Самообразование - процесс самосовершенствования личности, приобретение всех видов знаний, связанных с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. То есть форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя.
Таким образом, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещённого человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.
Я считаю, мой проект осуществим на разных уровнях самообразовательной деятельности учителя, и разным возможностям личностно-профессионального роста и несомненно его продолжение обязательно, но уже на более глубоком уровне. Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива.


Список используемой литературы:
Андреев В.И.Педагогическая этика: спецкурс для нравственного саморазвития / В.И.Андреев –Казань, 2002.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956.
Дроздов И.Н. Психологические аспекты управления кадрами. — Владивосток: ПИППКГС, 1997.
Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога / В.И. Загвязинский.-М., 2010.
Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.309-317 О.Б. Даутова, С.В. Христофоров
Клименко Л. Н. Профессиональное самообразование педагога [Текст] / Л. Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 30-39.
Новичков В.Б., Шевченко В.М. Профессиональное самообразование учителя. М., 1990.
Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986.

Приложение 1.
«Способности педагога к творческому саморазвитию»
Вопросы:
Я стремлюсь изучать себя.
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
Я исследую свои чувства и опыт.
Я много читаю.
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
Я верю в свои возможности
Я стремлюсь быть более открытым.
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
Я получаю удовольствие от усвоения нового.
Возрастающая ответственность не пугает меня.
15.Я бы отнесся положительно к моему продвижению послужбе.
Оценивание:
5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 балла – скорее соответствует, чем нет;
3 балла – и да, и нет;
2 балла – скорее не соответствует;
1 балл – не соответствует.
Приложение 2
Критерии анализа учебного занятия Оценка
0 1 2
1. Введение в занятия
Создание психологического настроя Постановка целей занятия (цель занятия обсуждается, согласуется с учащимися, задается педагогом, ставится проблема) 2. Оснащенность занятия
Доска, карты, плакаты, дидактический материал, ТСО Целесообразность использования средств наглядности и ТСО 3. Содержание занятия, формы реализации
Адаптация программы к данному объединению, доступность изложения материала Использование разнообразных форм работы (фронтальные, групповые, индивидуальные) и их рациональное сочетание Использование эффективных методов обучения Применение различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль педагога) Использование разнообразных видов контроля (индивидуального, фронтального, письменного, устного) Организация самостоятельной работы (индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная) 4. Деятельность учащихся на занятии
Степень активности учащихся (высокая, средняя, низкая) Организованность и дисциплина Речевое развитие учащихся, умение логически мыслить, аргументировано доказывать тезис 5. Оценка основных профессиональных качеств педагога
Знание предмета и общая эрудиция Педагогический такт и этика Культура речи Внешний вид Контакт с детьми
Приложение 3
Схема планирования работы по самообразованию.
Индивидуальный план самообразования на _____годУчителя ________________________________________________________________
Руководитель группы_____________________________________________________Образование (когда и какое учебное заведение окончил) ________________________________________________________________________Когда обучался на курсах(год, название)________________________________________________________________ Какую литературу изучает в течение года ________________________________________________________________________Где и когда выступал по теме ________________________________________________________________________Самообразовательная работа над темой:1. Общешкольная тема.2. Индивидуальная тема самообразования.3. Когда начата работа над темой.4. Когда предполагается закончить работу над темой.5. Цели и задачи самообразования по теме.6. Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала.7. Литература по теме, по годам.8. Чей опыт предполагается изучить по данной теме.9. Творческое сотрудничество по теме самообразования.10. Практические выходы (доклады, рефераты).11. Изучение передового опыта (сколько посещено уроков, внеклассных мероприятий).12. Когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте.13. Выводы по окончании работы.