Аналитическая справка по результатам психологического обследования воспитанников подготовительной группы
Аналитическая справка
по результатам психологического обследования
воспитанников подготовительной группы «Улыбка»
МАДОУ детский сад № 63 «Журавлик»
комбинированного вида Киселёвского городского округа
Количество обследованных: 24 человек, всего воспитанников – 25 человек.
Сроки обследования: сентябрь, 2015 г.
Диагност: педагог-психолог, Пермякова Е.П.
Цель исследования: оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определённым уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.
Используемые методики: «Программа скрининговой оценки психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе» Н. Семаго, М. Семаго (5 заданий).
Полученные результаты.
Задание № 1. «Продолжи узор»
Цель: Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание, как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции
Таблица 1
1.Высокий уровень (4-5 баллов) 2.Средний уровень (3-3,5 балла) 3. Низкий уровень (0-2,5 балла)
25% (6 человек) 50% (12 человека) 25 % (6 человека)
Анализируя полученные результаты исследования особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (таблица 1), выявлено, что у 25% детей данной группы сформировано произвольное внимание, а также достаточно хорошо развита тонкая моторика. Эти дети способны удерживать инструкцию, а также способны работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
У большинства обследованных детей (50%) отмечается средний уровень развития тонкой моторики и произвольного внимания.
У 6 детей (25%) наблюдается низкий уровень развития тонкой моторики, недостаточно сформировано произвольное внимание. Эти дети нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на развитие навыков тонкой моторики, а также формирование произвольного внимания.
Задание № 2. «Сосчитай и сравни»
Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.
Таблица 2
Успешное выполнение (4-5 баллов) Средне успешное (2,5-3,5 балла) Неуспешное (0-2 балла)
58 % (14 чел.) 34% (8 чел) 8% (2 чел)
Из полученных результатов, представленных в таблице 2, видно, что большинство детей справились с заданием. У них сформированы навыки пересчета в пределах 9, они способны соотнести графемы с количеством фигур. Нормально сформированы навыки изображения цифр.
Наличие трудностей при выполнении задания отмечается у 2 детей (8%). Они не справились с заданием. У этих детей не сформированы навыки счета, низкий уровень графических навыков при написании цифр.
Задание № 3. «Слова»
Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.
Таблица 3
Успешное выполнение (4-5 баллов) Средне успешное (2,5-3,5 балла) Неуспешное (0-2 балла)
33% (8 чел) 13 % (3 чел) 54 % (13 чел)
Анализируя полученные результаты (таблица 3) можно утверждать, что у 33% детей достаточный уровень сформированности звукового и звукобуквенного анализа. Они также способны к произвольной регуляции собственной деятельности.
У 3 человек (13%) – средний уровень развития слухового восприятия и анализа материала.
13 человек (54%). - плохо справились с данным заданием. Они не способны самостоятельно осуществлять звукобуквенный анализ слов и нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на отработку способности звукового анализа материала.
Задание № 4. «Шифровка»
Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Таблица 4
Успешное выполнение (4-5 баллов) Средне успешное (2,5-3,5 балла) Неуспешное (0-2 балла)
33% (8 чел) 54 % (13 чел) 13 % (3 чел)
Из полученных результатов, представленных в таблице 4, видно, что 8 детей (33%) успешно справились с заданием. Это говорит о сформированности у них самопроизвольной регуляции деятельности. А также о достаточном уровне развития возможностей распределения и переключения внимания. Они способны к целенаправленному выполнению заданий и проявляют высокую работоспособность.
13 детей (54%) справились с заданием, однако менее успешно. У них отмечено большее количество ошибок, что может быть связано с быстрой утомляемостью и неспособностью поддерживать высокий темп деятельности длительное время.
У 3 детей (13%) плохо справились с заданием. Это говорит о несформированности у них произвольной регуляции деятельности, низком уровне способности к переключению и распределению внимания. Для ребенка характерна быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Данные показатели могут быть связаны с возрастными особенностями детей.
Задание № 5. «Рисунок человека»
Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
Таблица 5
Успешное выполнение (4-5 баллов) Средне успешное (3-3,5 балла) Неуспешное (0-2,5 балла)
21% (5 чел) 29% (7 чел) 50 % (12 чел)
Из таблицы 5 видно, что 50% детей неуспешно выполнили задание. Это говорит о том, что у них недостаточно сформирована графическая деятельность, а также пространственные представления.
У 29 % детей средний уровень развития графических навыков.
У 5 человек (21%) хорошо сформированы графические навыки и пространственные представления.
Выводы:
Общий уровень сформированности регуляторного компонента деятельности в целом
1-й уровень. 2-й уровень. 3-й уровень 4-й уровень
33% (9 чел) 25% (6 чел) 17% (4 чел) 21% (5 чел)
Проанализировав все полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у 9 человек (33%) на момент обследования полностью сформирован регуляторный компонент деятельности. У них в достаточной степени сформированы процессы саморегуляции, а также развитие внимания и графических навыков.
У 6 человек (25%) - частично сформирован регуляторный компонент деятельности, однако есть возможность попадания этих детей в «группу риска». Рекомендуется провести углубленную психологическую диагностику этих детей с целью выявления и коррекции возможных проблем.
Особое внимание следует обратить на 9 человек (38%). Эти дети нуждаются в обязательной углубленной психодиагностике, а также в направленной коррекционно-развивающей работе.
Рекомендации:
Воспитателям - проводить с детьми работу, направленную на формирование произвольного внимания, развитие графических навыков и навыков счета.
Педагогу психологу – провести углубленную психодиагностику психических процессов детей с низкими показателями, осуществлять коррекционно-развивающую работу с данными детьми, направленную на развитие недостающих психических процессов.
Провести групповую развивающую работу (по подгруппам, для всех детей), направленную на подготовку детей к обучению в школе.