Открытый урок на тему Возвратное местоимение
Урок русского языка в 6 классе
Тип урока : изучение нового материала . Форма урока: комбинированный
Метод: частично –поисковый.
Цель урока : ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного
местоимения себя
Задачи урока : 1. Образовательные:
формирование умения употреблять местоимения в нужной форме, повторение изученного
о местоимении ;развивать умение формировать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию ;обогащать словарный запас учащихся ;Совершенствовать орфографические и грамматические умения .
2. Развивающие :осуществление системно- деятельностного подхода;
развитие критического мышления ;развитие внимания ;формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных)
-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения ; -развивать умение применять новые знания ; - развитие творческих, речевых способностей учащихся ;
-формирование логических умений ; -развитие умения опираться на уже известное ; -развитие умения формулировать проблему ; -развитие умения работы в группах ,парах .
3. Воспитательные :воспитание и уважение к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову ;развитие коммуникативных УУД (взаимодействие учащихся в группах, парах ; развитие уважения друг к другу ).
Структура урока :Организационный этап .
Актуализация знаний.
Постановка учебной цели .
Усвоение новых знаний и первичное закрепление .
Физ.минутка.
Закрепление изученного материала .Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование ). Выставление оценок за урок
Ход урока
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности .Приветственное слово учителя : Добрый день , дорогие ребята !
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок . Снова сесть за парты рады.
Приступать к учёбе надо.
- Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь , что мы с вами сегодня дружно
и активно поработаем.
2.Актуализация знаний
-Запишите число, классная работа .1.Фронтальный опрос.
-Что такое местоимение ?
-Назовите личные местоимения .
-Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляться н!
-Как пишутся местоимения с предлогами ?
2. Синтаксический разбор предложения .
Долго ждали мы её, наконец дождались, песни посвящали ей и с горы катались . -О чём говориться в предложении?
-Составьте схему этого предложения.
- Определите синтаксическую роль местоимения.
-Выполните морфемный разбор глаголов этого предложения.
дождались катались
- Что обозначает суффикс -ся ?
-Как называются такие глаголы ?-А сегодня мы познакомимся с себялюбивым местоимением, которое живёт в одиноче-
стве в огромном особняке (фото) и одно – одинёшенько составляет целый разряд.
У этого местоимения нет никаких родственников .Оно – единственный оставшийся в живых представитель старинного аристократического рода (фото).
В центре внимания – возвратное местоимение
3. Постановка учебной цели.
-Сформулируйте тему и цель урока.
-Молодцы.
4.Усвоение новых знаний, первичное закрепление.
1. Поставьте местоимения в нужной форме
Появился у (он ), блестит (надо ), проявлять заботу обо (я), пришёл с (они),
сожалеть о (он), подарим с (он).
2. Проверить себя.
3. Отгадайте загадки. О каких местоимениях идёт речь?
- В каком местоимении два звука, но буква одна?
-Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам?
- Сколько личных местоимений в слове семья ? - Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается
слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте . (якорь-картинка ).
4. Знакомство с теоретическим материалом ( учебник стр. )
-- Что вы узнали?
1. В древнерусском языке существовали 2 формы возвратного местоимения: себе (позд- нее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило
самостоятельность и превратилось в суф. глагол.
2. В русском языке 1 возвратное местоимение – себя. Оно обозначает, что действие, совер-
шаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращает- ся к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).
5. Сравнительный анализ.
-Проведите сравнительный анализ двух предложений:
Девочка облила себя водой . Девочка облилась водой . -Молодцы!
6. Просклоняйте самостоятельно местоимение себя:
И.п.-
Р.п.-
Д.п.-
В.п.-
Т.п.-
П.п.-
5. Физ. минутка (пауза релаксации).
-- Урок уроком, а здоровье превыше всего.
Небольшая физзарядка – для вас хорошая разрядка.
Четверг-- сегодня—«Разгуляй»
В хоровод всех приглашай.
6. Закрепление изученного материала.
1. Синтаксическая функция:
На фотографии я узнал(а) себя.
2. Заполните паспортные данные возвратного местоимения! (Лингвистический паспорт).
Что необходимо запомнить? ( Возвратное местоимение как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица, числа, формы И.п.).
3. Дифференцированное задание
1 группа – выполняет упр._464 на стр._66
2 группа—подобрать к словам и выражениям синонимы:
(детям даются карточки со словосочетаниями, надо их подобрать по смыслу)
Читать молча читать про себя
Проявлять терпение владеть собой
Судить по своим силам, вкусам судить по себе
Быть хитрым, скрытным себе на уме
Эгоист себялюбец
--Какое открытие вы для себя сделали?
7. Рефлексия деятельности.
-- Что вы сегодня на уроке узнали нового?
-- Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?
-- У вас на партах лежат цветные полоски. Выберите жёлтую—если урок понравился, зелёную—
если было неинтересно.
--Разместите на доске(на магнитах).
--Спасибо! Благодарю вас за активную работу на уроке. (Лист самооценки)
8. Домашнее задание (дифференцированное).
Для всех—теоретический материал в учебнике параграф 61
1 группа: записать 3 пословицы в которых есть возвратное местоимение себя.
2 группа: написать благодарственное письмо себе.