Фонетическая разминка на уроках музыки


Фонетическая разминка


Сказка первая «Сказка о язычке»

(Учитель показывает, дети повторяют)

Жил-был язычок. Любимое место его было на потолочке (язычок к верхнему нёбу). Однажды язычок проснулся и потянулся (сильно высунуть язык и открыть рот). Он был не ленивым и делал зарядку каждое утро (покусать язык по середине, затем, двигаясь от основания до кончика покусать всю поверхность). После он шёл завтракать. Жевал он долго и тщательно (кусать язык по краям). Решил язычок отправиться на прогулку на лошадке. Он громко позвал её (верхнее цоканье), лошадка ему ответила (нижнее цоканье). Когда лошадка подошла к нему. Он сел на неё и поскакал (чередовать верхнее и нижнее чоканье). Скакал он долго, пока не увидел большое море. Лёгкий ветерок дул в разные стороны (протыкание языком губ: вверх, вниз, вправо и влево). «Как же мне перебраться на другой берег?»- подумал язычок. От недоумения он стал кусать губы (нижнюю и верхнюю, от края и до края). И тогда его осенило: (закусить щёки и изобразить восторг на лице) «Я выпью всю воду, не перед этим хорошо открою свой рот!» Ему было тяжело пить так много жидкости, потому он постоянно морщился (гримасы: обида и радость). Наконец он выпил всё море, но у него раздулся животик и стал болеть. Он его мял (проминание лица подушечками пальцев), хлопал и гладил. Он так устал, что захотел отдохнуть. Захотелось ему спать. Язычок позевал – позевал, закрыл глазки и заснул (похрапеть).

Сказка вторая «Страшная сказка о Бабе-Яге»

Однажды Баба-Яга летела в ступе, махая метлой (изобразить движение метлой Бабой-Ягой с шипом). Пролетая низко над землёй, мальчишки стали обкидывать её камнями (ПУХ, губами изобразить полёт камней). Баба-Яга очень разозлилась на них и решила проучить. Она приземлилась и стала пугать их (проткнуть щёки ладонями и изобразить завывание У-У-У). Мальчики поняли свою ошибку и стали просить прощение («конючение»- рокотание с открытым ртом). Баба-Яга простила шалунов, а они от радости стали визжать.







Сказка третья «Мы едем, едем, едем»

Едем на машине. Объезжаем лужицу. Едем по плохой дороге. Занесло в кювет. Едем на игрушечном автомобильчике (губами движение мотора). Вдруг мы встретили корову (МУ-МУ), затем козлика (МЕ-МЕ). Вернулись домой к маме (МА-МА). Здравствуй, МАМА! (улыбнуться и развести руки).

Сказка четвёртая «Сон язычка»

Однажды язычку приснился сон (показать спящего человека). Он попал на неизвестную планету, где люди говорили слова шиворот навыворот, широко открывая рот (П-Б, В-Ф, Ж-Ш, З-С, Д-Т). Почему-то лица жителей были очень грустные (изобразить грусть). Путешествовал язычок не один, а со своими друзьями. Их звали «У», «УО», «УОА». «УОАЭ» и «УОАЭЫ». Друзья шли по городу и не могли понять, отчего двери домов располагались на самых верхних этажах, машины летали по небу, а фундаменты домов держались на крышах. Вдруг они заметили жителя планеты. Он закричал им: «Ы-ЫЭ-ЫЭА-ЫЭАО-ЫЭАОУ!». Компания друзей ничего не могла понять. Человечек старался изобразить что-то страшное (О-ТК, ЫВ, У-ШУ-ЖУ, У-СУ-ЗУ, У-ПО-БО, У-НО-НО, У-РО-РО). К сожалению, понять друг друга они не могли. Человечек жестикулировал и кричал: «xxx-a-xxx-A-xxx-A/ПУ! П-xxx. Язычок понял, что эта страна, где всё наоборот. Он отыскал чёрный уголёк на земле и попросил нарисовать инопланетянина. Тот нарисовал что-то непонятное, но язычок не растерялся и достал своё зеркальце. Вот тогда друзьям стало ясно, что обидчик жителей планеты - это страшный дракон. Они поспешили на помощь. Дракон пускал в них огненные стрелы (У-СУ, У-ШО, У-ФУ, У-КА).Друзья сражались с ним , напуская на него ужас (цоканье языком, покусывание губ, защипывание щёк, громкий вдох и выдох). Дракон был повержен, и жители ликовали, визжа от радости (А, А, А!!!) Они благодарили язычка и его друзей, подкидывая вверх: «1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-А-А-А!!!»