Интегрированный урок литературного чтения и лепки по мотивам произведения К. Паустовского Барсучий нос


Тема урока. Создание композиции из пластилина по мотивам произведения К. Паустовского «Барсучий нос».
Цель урока: способствовать сознательному усвоению форм родного языка на основе литературного произведения К.Г.Паустовского “ Барсучий нос”. Создание пластической композиции на основе сюжета литературного произведения.
Задачи:
1) формировать навыки правильной читательской и речевой деятельности;
2) воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, любовь к природе.
3) учить детей создавать пластическую композицию по мотивам литературного произведения, самостоятельно определять способы и приемы лепки, придавать внешние узнаваемые черты героев. Закрепить навыки работы с природным материалом.
4) воспитывать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, инициативность.
5) развивать способности к формообразованию, навыков работы над композицией. Развивать воображение, способность восстанавливать в памяти сюжет произведения и прогнозировать его развитие.
Оборудование и материалы:
Для учителя: интерактивная доска, проектор, классная доска, образец вылепленной работы.
Для учеников: пластилин, стека, доска для лепки, картон для основы композиции, природный материал (мох, листья, жёлуди, каштаны).Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство, лепка и конструирование.
Ход урока
I.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Вводная беседа.
       -  Ребята, сегодня вы будете работать с пластилином. Давайте вспомним как делают пластилин и почему мы любим использовать в своей работе. (Пластилин делают из глины с добавлением красок и специальных масел, пластилин бывает разных видов: восковой, флюоресцентный, моделирующая масса. Из пластилина можно делать объёмные поделки, аппликации, изразцы).- Какие инструменты понадобятся вам для работы с пластилином.(Важными инструментами для лепки являются доска, стека, которой можно разрезать бруски на кусочки)
II. Вводный инструктаж.
- Давайте вспомним о мерах предосторожности при работе с пластилином.
             1.При работе с пластилином следует следить, чтобы он не падал на пол, кусочки класть на доску или картон..
              2. Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду.
              3. После работы с пластилином следует тщательно вымыть руки с мылом и вытереть их сухим полотенцем. Не стоит трогать тетради, книги и другие принадлежности грязными от пластилина руками, так как на предметах останутся жирные пятна.
СОВЕТЫ.
                1.Даже маленькие кусочки пластилина, оставшиеся от работы, не стоит выбрасывать, а следует складывать их в отдельный пакет или пластиковый контейнер, так как они могут пригодиться для другой поделки.
                2. Не стоит лепить из грязного пластилина, а чистый пластилин можно использовать несколько раз, даже если он стал непонятного цвета.
                3.Поделку, которая не получилась, не стоит сминать в один комок; нужно аккуратно разобрать ее по цветам, так как чистые цвета всегда могут пригодиться для другого изделия.
                4. Наиболее успешные работы можно сфотографировать для домашней коллекции.
                5. Рабочую доску после лепки следует очищать от пластилина стекой, а с пола собрать пластилин и по возможности рассортировать его по цветам или убрать в отдельный контейнер, в котором хранятся чистые остатки разноцветного пластилина.
               6. Готовую или неготовую поделку убирайте в коробку для поделок.
               7.Стеки протрите чистой тряпкой и уберите в коробку или пакет.
III. Актуализация внимания.
Беседа о произведении.
- Послушайте отрывок из знакомого вам произведения и скажите, как оно называется и кто автор.
«…Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками.»- Понравился ли вам этот рассказ. Какие произведения Константина Паустовского мы уже читали? (никакие)
- Да не читали, но в 3 и 4 классах на уроках литературного чтения мы будем и дальше знакомиться с этим автором. Посмотрите на подборку его книг для детей. Послушайте рассказ об этом писателе. Презентация
IV Сообщение темы урока. Постановка цели и учебных задач.
- Как вы думаете, почему нашу работу на уроке технологии я начала с отрывка именно этого произведения?
- Да сегодня на уроке технологии у нас сюжетная лепка по мотивам рассказа
« Барсучий нос».
- А кто знает, что такое сюжет? Это отдельный эпизод, законченный отрывок любого произведения. Когда мы составляем план текста, мы как бы разбиваем на отдельные сюжеты.
- Сюжетная лепка - вид лепки, который включает в себя изображение предметов, людей в определенном взаимодействии. Давайте вспомним, все сюжеты рассказа «Барсучий нос». Презентация.
- Кто из героев рассказа вам больше всего запомнился и почему?
V. Поэтапное объяснение задачи. Выполнение работы.
- И, наверное, он и будет главным персонажем вашей композиции?
- Из каких частей состоит фигурка барсука? ( Голова, туловище, хвост, лапы и отдельные детали глаза, нос пяточком и уши)
- На какого зверька, по форме туловища, похож барсук. (на мышку) Что у них различно?(хвост, уши, лапы, нос) Как мы лепили мышку?
Демонстрация работы над формой тела барсука, по технологической карте, составленной на доске.
- Итак, давайте определим все этапы работы. Презентация
1. Продумать, какой сюжет рассказа вы хотите изобразить.
2. Представить героев этого сюжета и их окружение, например: старый пень, трава, кусты и т.д.
3. Лепка главных героев, дополнение их деталями сцены.
4. Составление готовой композиции на небольшом фоновом куске картона.
VI. Физминутка (2 мин)
VII. Самостоятельная работа детейVIII. Итог урока
Подведение итогов, выставление оценок. Уборка рабочего места.