Выпускная квалификационная работа Коноваловой А.И.учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области


Выпускная квалификационная работа Коноваловой А.И.учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области
Тема: «Современный урок литературы: пути повышения эффективности преподавания»
Современный урок литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе – потребность сегодня.
Для развития творческих способностей детей необходимо создать ряд условий:
организовать занятия так, чтобы учащиеся могли преодолевать трудности;
строить урок так, чтобы дети могли использовать ранее полученные знания или
свои жизненные наблюдения;
активизировать самостоятельную работу учащихся;
обеспечивать преемственность и перспективность в работе.
Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала вывод, что
именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность,
самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся.
В своей педагогической деятельности активно использую технологии проблемного обучения, приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», элементы развивающего обучения, групповые, игровые, компьютерные технологии.
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся к такому явлению как «проблема».
На уроках по постановке учебной задачи создаю ситуацию дискомфорта в познавательной деятельности учащихся: ставлю вопросы, на которые нет готового ответа, сталкиваю разные точки зрения, таким образом создаю проблемную ситуацию. Ученик ставится в ситуацию исследователя, пытаясь самостоятельно находить и критически оценивать способы решения возникающих перед ним задач. Именно на уроке формируется исследовательская позиция учащегося, который не столько объект обучения, сколько самоизменяющийся субъект учения, совершающий вместе со мной свои большие и маленькие открытия.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» привлекает меня тем, что может быть использована в различных предметных областях; это универсальная, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.
Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Чем еще привлекает данная технология? Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка. Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология развития критического мышления через чтение и письмо с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:
1) формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлективность, осознанность, альтернативность);
2) развитие базовых качеств личности (коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);
3) формирование культуры чтения и письма;
4) формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
5) стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
6) запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Технология РКМЧП располагает огромным арсеналом приемов и стратегий.
Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, чтобы эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.
Сегодня в современном обществе важно не присваивать готовое знание, а уметь конструировать собственное, которое рождается в процессе обучения.
Конспект урока литературы в 5 классе
Автор: Коновалова А.И.
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области
Тема урока: «Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Проблемный вопрос: Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?
Цели урока:
1. Образовательные:
- показать историческое значение события, изображенного в произведении;
- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
- научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения,
познавательный интерес учащихся; - расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
3. Воспитывающие:
- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;
- воспитывать чувство любви к Родине;
- воспитывать уважительное отношение к русской литературе.
Формирование и развитие универсальных учебных действий:
1. Личностных: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
2. Метапредметных:
- регулятивных: постановка учебной задачи; умение работать в группе;
- познавательных: использование различных источников информации;
- коммуникативных: умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
3. Предметных: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, понимать тему, идею произведения, совершенствование навыков анализа поэтического текста.
Технологии:
Проблемно-диалогическое обучение;
приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
ИКТ;
групповой.

Методы и формы работы:
1. Проблемный вопрос.
2.Работа в парах: ЗХУ.
3.Чтение стихотворения с остановками.
4.Групповая работа.
5.Беседа по прочитанному с элементами словесного рисования.
6.Словарная работа, работа над языком произведения.
5.Работа с иллюстрациями.
6.Рассказ подготовленных учащихся об Отечественной войне 1812 года
( индивидуальная работа).
7. Самостоятельная творческая работа.
(Урок №1 по теме М.Ю.Лермонтов)
Тема урока:  Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». 
Цель урока: Познакомить учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» и его исторической основой, научить анализировать и синтезировать информацию текста.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- показать историческое значение события, изображенного в произведении;
- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
- научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения,
познавательный интерес учащихся; - расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
3. Воспитывающие:
- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;
- воспитывать чувство любви к Родине;
- воспитывать уважительное отношение к русской литературе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку «Бородино», портреты полководцев М.И.Кутузова, П.И.Багратиона, иллюстрации к произведению.

Ход урока.
1. Организационный этап.
Ребята, на слайде вы видите слово - Бородино, знакомо ли вам это слово, что вы можете об этом слове рассказать? (слайд 1)
- Какие героические исторические события нашли отражение в произведениях художественной литературы? (Великая Отечественная война, война 1812 года).
– Какая, по вашему мнению, проблема поднимается в этих произведениях? ( Проблема патриотизма, храбрости, мужества, воинской доблести, чести).
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слово учителя. Действительно, проблема патриотизма, мужества, чести, служения людям - это важная тема, находившая отражение в творчестве многих поэтов и писателей во все времена. Произведением, описавшим события 1812 года, стало и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». М.Ю. Лермонтов родился через 2 года после Бородинского сражения  в 1814 году. С детства слушал он воспоминания участников великой битвы. Их рассказы о подвигах наших воинов глубоко волновали юного поэта. Героизм, решительность, бесстрашие, любовь к Родине - все это вложил он в создание стихотворения  «Бородино».
«Прием прогнозирования»: Какой может быть сегодня цель нашего урока? Что вы ждете от сегодняшнего урока? Обговорите это в паре (Учитель предлагает детям рассказать, что они знают о М.Ю. Лермонтове (парная работа). Результаты беседы фиксируются в графах «знаю», «источники информации». Затем фиксируют вопросы о М.Ю.Лермонтове, ответы на которые хотелось бы узнать (слайд 3).
Знаю Хочу узнать Узнал Источники информации
Какой была семья поэта?
Когда М.Ю.Лермонтов создал стихотворение «Бородино»?
Какое историческое событие легло в основу данного произведения?
Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Актуально ли это произведение?
Учитель
Произведения писателя
учебник
Чтение учебника и индивидуальное заполнение графы «узнал». Обсуждение информации.
Проблемный вопрос: Почему и сегодня нас волнует стихотворение Лермонтова «Бородино», и события в нем описанные?
3.Организация деятельности по восприятию стихотворения
Какое же историческое событие легло в основу данного произведения?
Учащиеся дают историческую справу о Бородинском сражении.
Сообщение ученика о Бородинском сражении: 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. "Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве", - любил повторять Наполеон. Его военная сила почти втрое превосходила стоявшие против неё русские войска. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские армии еще на границе. Но его план был сорван.
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему?
Россия сопротивлялась. Весь русский народ готов был стать на защиту Отечества - с разных концов России полились пожертвования. Среди народа были созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной, выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу.
Русские войска стали отступать...
Главнокомандующим русской армии в этот грозный час был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов, которого очень любили солдаты и беззаветно верили ему. (3 слайд)
Опытный полководец, ученик Суворова хорошо понимал, что Россия была вынуждена пока отступать, чтобы сохранить силы. Но 108 верстах от Москвы Кутузов остановился близ села Бородино. Был сентябрь 1812г.
Видя, что русское войско сгорало желанием сразиться, он решил здесь вступить в бой с французами.
Весь день 6 сентября прошел в приготовлениях к предстоящей битве. Наступил вечер. Тихо было в русском лагере.
И в душе каждый готовился к великому бою.
Во французском лагере было всё не так: оттуда доносились шум и ликование, предвкушая вкус победы. Всю ночь французы веселились и пировали, уверенные в собственной победе.
"И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось..."
Сообщение ученика 2. Это было начало Бородинской битвы, продолжавшейся целый день, почти 15 часов. Ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул... Земля дрожала... От дыма не было видно даже солнца...
Несмотря на потери, русские войны не теряли веру в победу, они продолжали отражать натиски врага. И даже тогда, когда кончались пули в бою, русские воины продолжали сражаться врукопашную.
Целый день продолжалась битва. К вечеру постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородино. Никогда еще французы не видали такого большого количества убитых. Сломить русское войско врагам не удалось, но оно было обескровлено
Бородино явилось примером героической борьбы русской армии и народа за независимость своей страны.
Учитель Действительно, Бородино является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа. Ему посвящены многие исторические исследования, ее героев воспели поэты и художники. Был среди этих героев человек, который связан с нашим краем. Это Н.Н.Муравьёв – Карский.
Сообщение о Н.Н.Муравьёве - Карском (слайд 4)
Николай Николаевич Муравьев-Карский (1794-1866) – прославленный русский генерал и путешественник, наместник императорской власти на Кавказе. Родился в Санкт-Петербурге. В Отечественную войну 1812 году принимал участие во многих значимых сражениях в том числе под Тарутино и Вязьмой. Во время заграничного похода русской армии отметился в боях при Лютцене и Дрездене. В 1827 году, будучи помощником начальника отдельного штаба Кавказского корпуса, участвовал в осаде и последующем взятии крепости Аббас-Абада, имевших место в ходе русско-персидской войны. В русско-турецкую кампанию 1828-1829 годов командовал Кавказской гренадерской резервной бригадой, отличившейся при штурме Карса.Награжден многими почетными орденами Российской империи, среди которых ордена святой Анны, а также святых Владимира и Георгия Победоносца различных степеней. Имеет также государственные награды многих государств Европы и Азии.
Последние годы своей жизни он прожил в имении Скорняково (Архангельское) Задонского района Воронежской губернии (ныне Липецкой области). Посвящая много забот своему имению, он, между прочим, в 1866 г. энергичными мерами приостановил распространение холеры. В этом же году, 23 октября, он скончался и погребен у восточной стороны Владимирского собора Задонского Богородицкого монастыря, причем похороны, согласно завещанию, отличались необыкновенной скромностью.
Из истории создания стихотворения.
Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению - стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое он коротко и выразительно назвал "Бородино". Это стихотворение было написано в связи с 25-тилетием Отечественной войны 1812 года, впервые напечатано в пушкинском журнале "Современник" уже после смерти А. С. Пушкина, в этом стихотворении чувствуется огромная любовь поэта к Родине, к ее истинному защитнику - русскому народу (слайд 5)
А сейчас послушаем стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Учитель читает стихотворение «Бородино» (слайд)
Деление класса на 4 группы.
Задание по группам: внимательно прочитайте эпизоды, изображающие
1 группа – отступление русских войск в стихотворении «Бородино».
2 группа – сцену Бородинского сражения.
3 группа – расположение русских войск перед сражением.
4 группа – образы русских полководцев.
Учебные действия.
Открытие учащимися нового знания.
Словарная работа.
Учащиеся работают в группах (4 человека – 1 словарь). Каждая группа находит одно слово. Совместное обсуждение найденного материала.
БАСУРМАНЫ здесь: врагикивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи; булат – оружие булатной стали, сабля; лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; улан, драгун – солдаты конных полков; редут – квадратное земляное укрепление на поле боя; картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии; бивак – стоянка войск под открытым небом;2. Первичное закрепление знаний. Беседа по прочитанному с элементами словесного рисования.
- Что же интересует молодого солдата, что его волнует?
(Молодому человеку горько сознавать, что Москва, хотя и сожженная, все же была отдана врагу. Он убежден, что это был вынужденный шаг, и оставление Москвы не свидетельствовало о поражении русской армии. Поэтому ему хочется снова и снова слышать рассказы своих старших товарищей, свидетелей великой битвы, о подвигах русских солдат.) (слайд 6)
- От чьего имени ведется рассказ?
(От лица старого солдата, который был участником героического сражения)
Итак, “дядя” - старый солдат, выступающий в роли рассказчика. Перед Вами портрет ветерана войны 1812 года, старого воина. Вот примерно так выглядит рассказчик из стихотворения Лермонтова.
- Каким Вы его представляете, судя по портрету? (Храбрый, бравый воин, о чем говорят ордена на груди)
- Старый солдат не отделяет себя от своих товарищей, таких же простых солдат. Он не называет их даже по именам, потому что их было много, сотни, тысячи.
- С кем сравнивает рассказчик участников сражения? (C богатырями)
- Перечитайте эти строки.
- А сейчас представьте, что мы находимся среди отступающих солдат русской армии. Вы - солдаты, армия отступает! Что вас возмущает? Скажите словами текста. (Досадно было, боя ждали ... / О русские штыки!)- Как Вы понимаете последние строки?
(Солдаты рвутся в бой, они самоотверженные, рассказчик подчеркивает их боевой дух; они жаждут расправы с врагом)
- И вот мы на поле боя: Бородино! Как вы думаете, какое мощное орудие используется русскими солдатами в бою?
(Пушка, в стихотворении много раз о ней говорится).
- Вот она перед вами (показываю иллюстрацию). Вот такая пушка у солдата-рассказчика, ведь он был артиллеристом. Русская артиллерия сыграла немаловажную роль в разгроме врага.
- Что чувствовал солдат, когда готовил свою пушку к бою? Процитируй ...
(“Забил снаряд я в пушку туго… / За Родину свою!”)
- Солдаты рвутся в бой, они полны отваги, героизма. Покажите их крепкий моральный дух. Кто еще раз перечитает эти строки, чтобы мы почувствовали: Солдаты настолько любили Родину, им жизни не жаль было отдать? (Перечитывают 2 уч.)
- А как вы думаете, почему поэт употребляет местоимение мы в этих строках? (Поэт показывает, что все участники сражения без исключения объединены этим чувством - защищать свою Родину до последней капли крови)
- А теперь представьте: солнце садится, вечереет. Зачитайте строки, где описано, чем занимаются русские солдаты в ожидании боя. (“Прилег вздремнуть я у лафета ...”)
- Лагерь был, тих, сосредоточен. Солдаты к предстоящему бою относятся по - деловому, - без суеты. Каждый занят, своим делом, каждый думает о своем.
- А почему ликовал француз? (Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее)
- И вот наступает утро. Солдаты уже в строю. Перед нами полковник, который обходит строй. Это один из тех полководцев, которые шли плечом к плечу с рядовыми солдатами.
Вот люди, которые вели в бой русскую армию. (Показываю портреты)
Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, под чьим руководством произошло это сражение, сломавшее мощь французской армии. Генерал Петр Иванович Багратион. Словно с них списан портрет командира - полковника.
- Что мы о нём знаем? (“Полковник наш рожден был хватом”)
- Что означают эти слова “рожден был хватом”? ( Cильным, смелым, отважным, ловким)
- Как вы понимаете, словосочетание “слуга царю”? ( Верный присяге)
- “Отец солдатам”? (По отношению к солдатам добрый, сердечный, болеет за них душой)
- В каких словах полковника звучит тревога за судьбу России, понимание ответственности перед ней?
(“Ребята, не Москва ль за нами ...”)
- И вот оно Бородинское сражение! Посмотрите на картину. (слайд 7) Мы бредем по боевому полю. Что мы здесь видим? (Полчища русских и французов. Трудно понять, кто где. Все слились в общей массе, в жестокой кровавой битве, не на жизнь, а на смерть. Вдали тела убитых, дым от взрывных снарядов)- Почувствовали ли вы себя на поле боя?
- Кто прочитает этот отрывок так, чтобы мы прочувствовали жестокость, стремительность боя? (2 ученика зачитывают текст)
- Какие строки наиболее ярко показывают жестокость боя?
(На доске записаны строки из стихотворения:1. Французы двинулись, как тучи ...Земля тряслась, как наши груди ...Носились знамена, как тени…)- С помощью какого литературного приема автору удалось показать поле боя? (Сравнение)
2. Огонь блестел...Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала.И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел...
- Какая часть речи доминирует в этом эпизоде? (Глагол)
- С какой целью использует глаголы автор? (Обилие глаголов помогает показать стремительность боя, жестокость кровавой сечи, храбрость солдат).
- Итак, перед нашими глазами прошла картина грандиозного сражения, равного которому раньше не знала история. Недаром старый солдат, обращаясь к своему молодому товарищу, говорит: “Вам не видать таких сражений!”
Несмотря на страшный, кровопролитный бой, русские солдаты “были все готовы
завтра бой затеять новый И до конца стоять ...”
Но французы отступают.
- Прочитайте последние строки стихотворения (стр. 156).
- О чем печалится солдат - рассказчик? (В его словах звучит скорбное чувство невозвратимой утраты близких ему людей, товарищей, погибших в бою).
- А чем гордится солдат? (Мужеством своих однополчан, готовностью не раздумывая отдать свою жизнь за Родину, беспримерной отвагой и героизмом)
- Прочитайте строки стихотворения так, чтобы мы почувствовали печаль, боль рассказчика, а затем - восхищение, гордость. (Читают 2-3 уч-ся)
Слайд 8
Первичная проверка понимания. Самостоятельная работа.
Творческое задание. Ответьте письменно на вопрос: «О чем заставил вас задуматься стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»? (3-4 предложения)
Итог урока.
Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.
- Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений? (Автор – патриот, человек, безгранично любящий свою Родину, свой народ, беспокоящийся за её судьбу).
- Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения? (Чувство гордости за свой народ и за свою Родину. И хотя русская армия была обескровлена, она одержала нравственную победу над французами.).- Почему и сегодня нас волнует стихотворение Лермонтова «Бородино», и события в нем описанные?
Потому что тема защиты Родины - всегда актуальная тема. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» можно считать гимном родной стране и ее великому народу!
Урок окончен. Спасибо за урок.
Отметки за урок.
8. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Бородино», нарисовать любой элемент Бородинского сражения и озаглавить его.