Статья Развитие познавательной активности у детей с проблемами в развитии в процессе освоения конструктивных умений на внеклассных занятиях

Развитие познавательной активности у детей с проблемами в развитии в процессе освоения конструктивных умений
на внеклассных занятиях.
Вопрос о развитии конструктивной деятельности и её значения для умственного развития детей специально изучал А.Р. Лурия. На основе исследований им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности. Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Л.А.Вегнер. Он указал, что сама конструктивная деятельность носит модулирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая модели, дети учатся понимать признаки предметов реального мира, качество его восприятия неизмеримо возрастает. Конструирование имеет значение, прежде всего для развития у ребёнка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формулирования у него представлений о целостном образе предмета. В процессе обучения конструированию приходится решать целый ряд практических проблем - как строить, почему строить так, а не иначе, что сделать, чтобы передать в конструкции самые существенные черты, определяющие функциональность заданного объекта, в какой последовательности выполнить задание и т.д.
При выполнении конструктивных заданий у детей с проблемами в развитии возникает потребность в ориентировке на форму и величину предметов , т.е. формируются специфические представления о пространстве. Это чрезвычайно важно, т.к. недостаточность пространственных представлений существенно затрудняет обучение этих детей в коррекционной школе, в частности овладение ими математикой, географией , а также другими, требующими умения ориентироваться в пространстве. В процессе освоения конструктивных умений обогащается детский словарный запас. Осуществляя конструктивные действия , анализируя объекты, планируя с помощью воспитателя предстоящую деятельность, давая словесный отчёт о проделанных действиях ребёнок с ОВЗ усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности , что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления. При установлении связи слова с предметом осуществляются мыслительные процессы абстрагирования и обобщения, сравнения, анализа и синтеза.
Формируя обобщённое восприятие предметов, усвоение речи вместе с тем изменяет и восприятие отдельных качеств и свойств предметов, которые, будучи названы, превращаются для ребёнка в признаки вещей, абстрагируется от самих предметов. Это, с одной стороны даёт возможность выделения знакомых качеств в новых предметах, а с другой стороны, побуждает к выявлению, незнакомых ему ранее качеств. Нельзя не отметить также положительного влияния конструирования на овладение общетрудовыми умениями, на развитее и совершенствование зрительно-моторной координации. Дети с ОВЗ учатся действовать двумя руками под контролем зрения, выполнить задания до конца, преодолевать трудности различного характера, овладевать практическими приёмами выполнения. Трудовое воспитание, которое получают дети с ОВЗ на занятиях конструированием, способствует, и их нравственному воспитанию. Всё это свидетельствует об огромных потенциальных развивающих возможностях, которые содержатся в этой деятельности. Говоря о положительном влиянии конструирования на овладение ребёнком способами мыслительной деятельности нельзя не отметить, что не всякое обучение решает эту важную задачу. Чтобы обучение было эффективным, действительно развивающим, с одной стороны, с учётом особенностей и мотивации деятельности ребёнка, а с другой - с учётом своеобразия психического развития ребёнка с ОВЗ. Многочисленные исследования по умственному воспитанию детей показали , что развитие мышления наиболее эффективно происходит в том случае , если обучение обеспечивает не только приобретение новых знаний и умений, но и способность использовать , применять их в новых условиях, при выполнении новых заданий. У детей с ОВЗ чрезвычайно затруднено именно использование имеющихся знаний в новых ситуациях. Задачи умственного развития детей и коррекция имеющихся у них дефектов мыслительной деятельности решаются более полно и эффективно, если содержание внеклассных занятий, программные требования и методика проведения связанны со школьной программой. Наличие межпредметных связей обеспечивает комплексность реализации коррекционных и общеразвивающих задач, что существенно повышает роль воспитания и обучения в развитие детей с ОВЗ. В свободное от занятий время у детей закрепляются навыки и умения, полученные ими на занятиях по ручному труду.



Литература
Граборов А.Н. Ручной труд во вспомогательной школе//Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе .Под.ред. В.В.Воронковой.-М.: Школа-Пресс,1994.
ГаврилушкинаО.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. Кн. для учителя.-М. :Просвещение , 1991.
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателя дет.сада: Из опыта работы. М. Просвещение , 1990












15