Урок русского языка в 6 классе «Собиратель русских слов» (о В.И.Дале)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
ИМЕНИ ГЕРОЯ РФ А.Н. МОРОХОВЦА
СЕЛА ПРАСКОВЕЯ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»
Урок русского языка в 6 классе
«Собиратель русских слов» (о В.И.Дале)»
Подготовлен
учителем
русского языка и литературы
Матвеевой И. Б.
2015-2016 учебный год
«Развитие речи в 6 классе. Сжатое изложение. Урок по русскому языку «Собиратель русских слов» (о В.И.Дале)» Актуальность использования средств ИКТ Использование ИКТ позволяет обеспечить наглядность на уроке : портрет автора, разнообразить деятельность учащихся Цели урока 1.Познакомить учащихся с особенностями построения сжатого изложения Обучающие 2.Способствовать развитию познавательного интереса, речемыслительной деятельности, творческих способностей учащихся средствами ИКТ и текстового материала, интереса к предмету Развивающие 3.Воспитывать самостоятельность , умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность. Воспитательные Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР наCD, ресурсы Интернет Универсальные Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) Программные средства, компьютер, проектор, экран. 
Проведение урока. Учебник: Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.) Цели: 1.Познакомить учащихся с особенностями построения сжатого изложения 2.Способствовать развитию познавательного интереса, речемыслительной деятельности, творческих способностей учащихся средствами ИКТ и текстового материала, интереса к предмету 3.Воспитывать самостоятельность , умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, разработанная презентация. 
Ход урока
1. Организационный момент. 2. Целеполагание Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения. Слайд 1 3. Лингвистическая разминка. - Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора). Слайд 2 - Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно, компрессивно). Слайд 3 - Что должно быть отражено в сжатом изложении ? (ответы учащихся, затем следующий слайд)
4. Подготовка к восприятию текста
На доске заранее написано: (Слайд 4 )«Словарь русского языка» ( под редакцией С. И. Ожегова) – 57 тыс. слов.
4-томный словарь (под редакцией Д. Н. Ушакова)- 85 тыс. слов.
17-томный словарь современного русского литературного языка Академии наук СССР – 120 тыс. слов.
«Толковый словарь живого великорусского языка» (составлен В. И. Далем) – 200 тыс. Слов и 30 тыс. пословиц.
Учитель сообщает учащимся, что все словари, кроме последнего, создавались коллективами учёных, последний создан одним человеком- В. И. Далем.
5 Сжатое изложение
Собиратель русских слов
Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем – врача, был известен и как автор множества сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.
Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.
Работу по собиранию и записи слов он начал ещё юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре слова, которые услышал от прислуги.
Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль включил больше 200 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значений слов.
Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык.
6. Беседа по тексту:
Как звали составителя «Толкового словаря...»?
Какое образование получил В. И. Даль?
Какой талант В. И. Даля оценил А. С. Пушкин?Почему?
В чём было истинное призвание В. И. Даля?
Какую цель поставил перед собой Владимир Иванович Даль и как её выполнял?
Что вам известно о «Толковом словаре…»?
Почему работу В. И. Даля над словарём можно назвать настоящим подвигом?
7. Самостоятельная работа: переписать изложение в тетради. 8. Подведение итогов работы. - какие приемы сжатия текста вы использовали? 9.Домашнее задание: выучить определение «изложение», побеседовать с родителями на тему урока «о В.И.Дале».