План коучинга Как преодолеть барьеры в обучении
План коучинга учителя
Тема коучинг-занятия: Как преодолеть барьеры в обучении
Цель: Определить виды барьеров в обучении школьников, выработать рекомендации по преодолению барьеров в обучении.
Задачи обучения: Ознакомить педагогов с понятием «барьеры в обучении» школьников через видеоресурсы и презентации.
Расширить представление педагогов о факторах, отрицательно влияющих на обучение.
Вовлечь учителей в процесс поиска путей преодоления барьеров в обучении.
Результат обучения: По завершению коучинга учителя:
- узнают, что такое барьеры в обучении и их классификацию;
- выявят причины возникновения барьеров в обучении;
- выработают рекомендации по преодолению барьеров в обучении.
Основные (ключевые) идеи: Преодоление барьеров в обучении оказывает положительное влияние на эффективность образовательного процесса. Ученики, уверенные в своей способности к обучению, учатся быстрее и лучше. Учителя могут использовать возможности, доступные им для того, чтобы позволить ученикам стать лучше.
Виды заданий Деятельность учителей и подходы, используемые для выполнения данного задания Деятельность и вопросы коуча Время
Тренинг/ Упражнение «Домики и люди» Участники выполняют действия согласно инструкции: коуч делит всех участников на две группы. Группы хаотично движутся по аудитории. По команде коуча «Дом!» участники 1 группы парно объединяются, по команде «Человек!» «дома» захватывают 1 жильца, по команде «Два человека!» - двух жильцов, «Три человека!» - трёх жильцов.
Цель тренинга: установления позитивного настроя участников.
Во время упражнения коуч наблюдает за участниками с целью выяснения их умения взаимодействовать.
По завершению упражнения коуч проводит рефлексию:
- Как вы себя чувствовали во время выполнения этого упражнения?
- Какие трудности возникали у вас во время деления на домики и людей?
- Все ли соединились с теми, с кем хотели?
- Не остался ли кто-нибудь лишним? 5 мин.
Формирование групп Перед началом групповой работы повторяются правила работы в группах.
Распределяются роли среди участников групп. После тренинга домики с тремя жильцами становятся группами. 2 мин.
Мозговой штурм После того как участники называют свои ассоциации, они формулируют своё определение слова «барьер». - Какие ассоциации возникают у вас со словом «барьер»? Изобразите их, используя кластер «Солнышко».
- Дайте определение слову «барьер». 5 мин.
Просмотр и анализ видеоресурса «Бабочка»
(просмотр с остановками) Рефлексия по вопросам:
- Ваша версия: стоило ли человеку помогать бабочке выбраться из кокона?
Какова мораль этой видеопритчи?
После выдвинутых предположений участники формулируют цели и задачи коучинга.
Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, ей необходимо, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.
Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни.
Если бы нам было позволено жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не были бы такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать. 10 мин.
Мозговой штурм Участники отвечают на вопросы
- У вас есть барьеры в преподавании?
- А у наших учеников?
- А у кого больше барьеров: у учителей или у учеников? 10 мин.
Показ видео «Услужливый заяц» + его анализ в виде диаграммы Венна Просматривают мультфильм, опираясь на вопрос:
- А теперь давайте посмотрим на нашу школьную жизнь со стороны.
- При просмотре видео определите, кто в данной ситуации учитель, а кто ученик?
Задания для групп:
1 и 2 группы - охарактеризуйте ситуацию со следующих позиций героев: Зайца как учителя, Лося как ученика;
3 и 4 группы - дайте характеристику ситуации, где Заяц - ученик, а Лось - учитель.
При анализе ситуаций группы используют диаграмму Венна:
- Какие барьеры возникли между учеником и учителем?
- Какие пути преодоления барьеров Вы можете порекомендовать для каждой ситуации?
- Всегда ли мы даем детям возможность для самостоятельных действий? 15 мин
Изучение таблицы «Классификация барьеров» + Составление Fishbone Diagram Педагоги обсуждают информацию, представленную в таблице, и составляют Fishbone Diagram с т/з следующих позиций:
– учителя: определяют, с какими трудностями сталкиваются учителя в преподавании, какие барьеры, по мнению учителей, мешают им учить детей;
– ученики: обсуждают, выводят барьеры в обучении, по их мнению, мешающие им учиться;
– редакторы: какие необходимо внести изменения в учебный процесс, чтобы устранить или преодолеть барьеры в обучении.
- Предлагаю обсудить ваши рыбьи скелеты:
- Какие сложности встречаются у учителей в преподавании?
- С какими барьерами сталкиваются дети при обучении?
- Как решить возникающие трудности? 15 мин.
Рефлексия Электронная презентация «21 принцип успешных взаимоотношений». 5 мин.
Подведение итогов. Оценивание Участники на стикере записывают свое имя и помещают его на стенде «Дерево»:
1. Зелёный - «Все понятно. Буду применять на практике».
2. Жёлтый - «Приемлемо, но есть вопросы».
3. Красный - «Для меня трудно». Коуч раздает участникам стикеры разных цветов и просит оценить коучинг.
5 мин.