Роль поисковых интернет-ресурсов в воспитании патриотизма и национального самосознания у подрастающего поколения.


Роль поисковых интернет-ресурсов в воспитании патриотизма и национального самосознания у подрастающего поколения.
В последние годы мне приходилось неоднократно принимать участие в различных конференциях и проектах как городского, так и международного значения. В процессе подготовки к этим мероприятиям мне и моим ученикам приходилось часто использовать в роли помощников для поиска нужной информации разные интернет-ресурсы. О них и об их роли в воспитании молодежи я и хочу сейчас рассказать.
Вся прогрессивная общественность праздновала в 2015 году 70-летие окончания Второй мировой войны. 27 января 2015 года (по постановлению ООН от 2005 года) весь мир также отмечал Всемирный день памяти жертв Холокоста. Дата 27 января выбрана неслучайно: в этот день был освобожден Советской Армией ныне печально известный всему миру самый страшный лагерь смерти - Аушвиц, или, как принято его называть на постсоветском пространстве, Освенцим. К обеим этим датам я готовила с учениками научно-исследовательские работы к конференциям.
Сначала скажу о дате 70-летие окончания Великой Отечественной войны. Со своей дочерью, ученицей 9 класса, мы решили сделать доклад об истории медали «За Победу над Японией», хранящейся у нас дома. Этой медалью был награжден мой дед, т.е. прадед дочери.
К сожалению, в нашей семье удостоверение к медали «За победу над Японией» было утеряно. Но в служебной автобиографии полковника И.Р.Акмаева от 1951 г., хранящейся у нас дома, написано, что награжден он был этой медалью Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1945 г. Мы решили продолжить поиски информации по этой медали и вышли на 2 очень интересных сайта – Информационные ресурс «Подвиг народа» и «Память народа». http://podvignaroda.ru https://pamyat-naroda.ruЭто электронный банк документов. На главной странице сайта «Подвиг народа» читаем: «Министерство обороны Российской Федерации представляет уникальный информационный ресурс открытого доступа, наполняемый всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной. Основными целями проекта являются увековечение памяти всех героев Победы, независимо от звания, масштабов подвига, статуса награды, военно-патриотическое воспитание молодежи на примере военных подвигов отцов, а также создание фактографической основы для противодействия попыткам фальсификации истории войны. Создание наиболее полного электронного банка документов по ключевому периоду современной истории цивилизации не имеет аналогов по объему, исторической и социальной значимости, и является вечным памятником великому Подвигу Народа». Здесь собрано 425 тыс. документов армий и фронтов о 216 военных операциях, более 100 тыс. карт боевых действий, отмечено 6 миллионов точек боевых путей Красной Армии с привязкой документов.
Из трех разделов «Герои войны», «Боевые операции», «Воинские захоронения» интернет-ресурса «Память народа» мы выбрали первый - «Герои войны» и ввели в поисковике фамилию и имя прадеда. И в списке Акмаевых мы нашли своего прадеда. На этом сайте в разделе «Герои войны» у него три страницы: 1-ая страница – это картотека: указан 1901 год рождения, место рождения: г. Касимов Рязанской области, номер в картотеке архива. Две другие страницы разделены по наградам: одна содержит информацию о медали «За победу над Японией», другая – об Ордене Красной Звезды. На странице каждого участника Великой Отечественной войны указан номер шкафа и ящика в картотеке Архива ЦАМО (Центрального Архива Министерства Обороны), который, начиная с 2007 года, рассекречивается и материалы выставляются на данный сайт. У деда указан номер шкафа 2, ящик 11. На странице, содержащей информацию о медали «За победу над Японией» мы нашли, что подполковник Акмаев И.Р. награжден медалью «За Победу над Японией» 30 сентября 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, а сам приказ (акт) был подписан 11 марта 1946 года начальником тыла 17-ой армии полковником Беляновским. На сайте выставлен сканированный приказ (3 страницы), пожелтевший от времени. Поисковик красной линией высвечивает нужную фамилию: Акмаев. Из этого документа видно, что медалью «За Победу над Японией» награждены 130 человек 17 армии Забайкальского фронта.
Мы продолжили работу с сайтом «Память народа». В разделе «Боевые операции» мы открыли рубрику «Разгром японских войск на Дальнем Востоке», посмотрели армейскую карту боевых действий. Командовал Забайкальским фронтом Маршал Советского Союза Малиновский, а 17-ой армией, где служил прадед, генерал-майор Спиров. Здесь же имеются Журналы боевых действий (сканы) фронтов и подразделений, принимавших участие в боях с Японией.
Не буду подробно останавливаться на Журналах боевых действий, это, скорее, документы, интересующие историков, но, тем не менее, было очень интересно с ними ознакомиться, раньше нам никогда не приходилось читать документы такого рода.
Таким образом, мы нашли не только наградные документы, но и документы, свидетельствующие о военном пути нашего предка. В год 70-летия окончания Великой Отечественной войны по всей стране ребята вспоминали своих прадедов и прабабушек, участников войны. Писали доклады, сочинения, заметки для школьных сайтов. Ученики из моего класса, я где я классный руководитель, приносили очень интересные истории из жизни своих прабабушек и прадедушек, которые мы публиковали на школьном и городском сайтах. Но как было бы здорово, если бы эти биографические заметки подкреплялись документами. И детям, и на родительском собрании и многим своим коллегам-учителям, а также просто знакомым я рассказала об этих замечательных сайтах «Подвиг народа» и «Память народа». Эти интернет-ресурсы не только проливают свет на многие забытые и неизвестные нам страницы историй наших предков, но и способствуют воспитанию патриотизма и интереса к истории своей семьи.
Я работаю в еврейской школе и вот уже 10 лет с учениками 10 класса участвую в проекте «Маса Шорашим» («Корни»). Мы ездим по еврейским местам Украины, Беларуси, Литвы, Польши, знакомимся с историей еврейских общин, большинство из которых было уничтожено в годы Второй мировой войны. У многих учеников нашей школы предки погибли в огне Холокоста и покоятся в расстрельных ямах и рвах на окраинах населенных пунктов. Музей Катастрофы и героизма еврейского народа Яд Вашем в Израиле основан в 1952 году и занимается сбором имен евреев, погибших во время Второй мировой войны. Из 6 миллионов евреев установлено 3,5 млн имен. Работа идет дальше.
В 2016 году в рамках проекта «Корни» мы с ребятами готовились к большой церемонии памяти в Кракове, который расположен рядом с лагерем смерти Освенцим и в котором мы тоже побывали на экскурсии. Церемонию проводили в большой синагоге Темпль учителя из еврейских школ постсоветского пространства. Дети, 350 человек, были зрителями. За подготовку и реализацию этой церемонии отвечала я. Когда я прописывала сценарий этой церемонии, я думала о том, что наши дети постоянно слышат везде и всюду цифру: 6 миллионов евреев. Мы все настолько к ней привыкли, что перестаем понимать масштаб катастрофы. Иногда бывает проще достучаться до сердец подростков через рассказ о жизни одного конкретного человека. В сценарий я включила свидетельства детей-очевидцев Холокоста. Кроме того, я послала запрос в музей Яд Вашем в Израиль с просьбой прислать мне данные польских детей, погибших в Катастрофе. Из Яд Вашем мне прислали список 344 детей Кракова, погибших в концлагерях, в основном в Освенциме. В моей группе было 10 десятиклассников. Каждый получил по 34 фамилии детей Кракова. Я показала им, как работать с поисковой базой сайта Яд Вашем. Называется она Центральная база данных имен жертв Холокоста. При введении фамилии открывалась личная карточка каждого ребенка, где была собрана информация о нем. Ребята читали карточку, копировали из нее фотографию, под которой помечали фамилию, имя, годы жизни, место рождения и место смерти. Некоторые данные были не всегда известны. Эта длительная и кропотливая работа произвела на ребят большое впечатление. Когда мы отбирали фото для печати (некоторые были плохого качества), я обратила внимание, что наши ребята запомнили своих в кавычках детей. «Это Регинка, я ее запомнила», - сказала одна ученица. Из списка краковских детей (в некоторых карточках не было фото, многие были плохого качества, как я уже сказала) мы сделали 120 фотографий формата А4, заламинировали, прикрепили к ним бечевки, и в Кракове во время церемонии у ребят из разных городов и стран висели на груди фотографии детей. Это было необычно и трогательно. Председатель малочисленной еврейской общины Кракова, очень пожилой человек, плакал, глядя на фото: «Я этого знал, и этого, и эту семью». Таким образом, искреннее, незаформализованное отношение нас, взрослых, к военной теме, помогает воспитать в детях интерес к истории страны и истории семьи, неравнодушие к окружающим людям, о котором сейчас так много говорится и не так много делается. http://www.yadvashem.org/yv/ru/Вернусь к теме истории семьи. Нет практически ни одной еврейской семьи в России, где бы не погибли предки в огне Холокоста. Во-первых, каждый из нас, евреев, может внести свою лепту в увековечение памяти, заполнив (можно в электронном виде) лист свидетельских показаний на своего родственника. Во-вторых, бывает такое, что вы ищете сведения о судьбе родственника, пропавшего в годы войны, а они уже имеются в картотеке Яд Вашем от других людей. «У каждого человека есть имя, что дал ему Б-г и дали отец и мать» - так начинается стихотворение на иврите поэтессы Зельды. И мы обязаны вернуть имена всем погибшим, я думаю, не только в Холокосте, но людям всех национальностей, участникам той страшной войны.
Несколько недель назад ученица 11 класса нашей школы №42 Валерия Акулина вернулась из Москвы с Международной конференции школьников «Холокост: память и предупреждение», где выступала с докладом «Система учета узников концлагеря Освенцим. На примере документов самарского профессора Даниила Кловского и его отца Давида Кловского». У нас на руках имелась копия удостоверения личности Даниила Кловского, полученного им в Германии сразу после окончания войны. Во время моего пребывания на семинаре в Германии в Международной Службе Розыска в г. Бад Арользен мне, благодаря помощи местных работников, удалось получить сканы личных карточек узников Кловских в концлагерях Штутгоф, Освенцим, Бухенвальд. Моя ученица работала над переводом этих документов. Всем советую прочитать потрясающую книгу Даниила Кловского «Дорога из Гродно», изданную в Самаре. На сайте МСР (а также я встретила рекламную информацию о МСР на героико-патриотическом форуме России) содержатся сведения о судьбе жертв национал-социалистического преследования в годы Второй мировой войны.
https://www.its-arolsen.org/ru/ К ним относятся рабочие из восточноевропейских стран, а также заключенные концлагерей и тюрем, в том числе жертвы Холокоста.  Документация из лагерей для военнопленных к архивному фонду не относится. В архиве собрано более 30 миллионов документов. На моих глазах коллега из г.Томска забила информацию в поисковик МСР о своей бабушке, русской по национальности, которая была угнана в Германию во время войны, и получила очень интересную и ранее для нее неизвестную информацию.
В процессе работы над документами отца и сына Кловских мы вышли на очень интересный информационный ресурс под названием «Трагедия плена. Памяти советских военнопленных – узников концентрационного лагеря Аушвиц». http://auschwitz.ru/auschwitz/labor-camp/dealing/
На этом же сайте в рубрике «Карточки учета» мы нашли очень познавательные материалы. Система учета советских военнопленных концлагеря Аушвиц предусматривала отдельную картотеку, анкетные листы, Книгу учета умерших советских военнопленных, а также внесение сведений о военнопленных в Книги ежедневных реестров наличного состава. На сайте выставлена 7641 карточка. Конечно же, есть поисковая база. Многие и сейчас стараются разыскать своих без вести пропавших во время ВОВ родственников. И как раз такие сайты помогают нам это осуществить.
В социальной сети Фейсбук я наткнулась на очень интересный сайт под названием: «О подвигах и доблести евреев в Великой Отечественной и других войнах». http://www.jewmil.com На главной странице написано: «Все народы, воевавшие против фашизма, внесли неоценимый вклад в победу. Как можно вообще оценить величину вклада той или иной нации в достижении победы? Какими пользоваться при этом критериями? И надо ли это делать?  Кроме разжигания национализма это ни к чему не приведёт. Любое выделение одной из наций, также, как и замалчивание успехов представителей какой-либо нации есть не что иное, как проявление национализма. Но каждая нация, каждый народ из стран антигитлеровской коалиции вправе гордиться своими героями. Это в равной степени относится и к евреям. Уважаемые посетители сайта. Давайте увековечим память о людях, переживших эту войну. Соберем воедино воспоминания наших родных: отцов, матерей, дедов и бабушек об этой войне. Я, главный редактор сайта, обращаюсь ко всем ветеранским организациям, писателям, журналистам, фотографам, с просьбой присылать материалы о ветеранах войны и тружениках тыла – евреях. Давайте расскажем о героизме еврейского народа». Я сама с большим интересом читаю на Фейсбуке новые статьи с этого сайта. К сожалению, никак не выберу время поместить туда и статьи про своих родных и про наших земляков. Ведь еврейская община выпустила замечательные несколько томов «Евреи Самары на фронтах ВОВ». И их надо просто отсканировать и отослать на сайт. Сайт очень богат биографиями, фото и видеосвидетельствами. Есть строка Поиск, где можно попытаться найти биографию родственников или знакомых. Слева идет подробная структуризация биографий: ВМФ, танкисты, летчики, партизаны, конструкторы и ученые, директора военных заводов и т.д.
Говоря о поисковых интернет-ресурсах, нельзя обойти тему политических репрессий. Безусловно, эта тема актуальна больше для старшеклассников. Я нашла очень интересный поисковый сайт – «Открытый список». https://ru.openlist.wiki«Открытый список» содержит информацию о людях, репрессированных государством по политическим мотивам в период с 1917 по 1991 год. Цель проекта - пополнять и уточнять данные по истории советских политических репрессий. На главной странице находится поисковая строка, куда можно внести интересующую вас фамилию.
Каждому имени в «Открытом списке» посвящена своя отдельная страница, состоящая из двух частей: анкетных данных и поля для публикации документов, биографического текста и воспоминаний. Анкеты из большинства статей собраны и опубликованы Международным «Мемориалом» в базе данных «Жертвы политического террора в СССР». Любой зарегистрированный пользователь может создать новую страницу в «Открытом списке» или отредактировать уже существующую.
Из этой же серии сайтов по данной теме блестящий сайт – «Бессмертный барак» (также есть и на Фейсбуке). http://bessmertnybarak.ru Здесь собрано множество удивительных историй репрессированных, их документы, фотографии. И также на первом плане крупно – поисковая строка.
На уроках литературы я иногда говорю детям: мы не можем быть Иванами, не помнящими родства. В 2016 году мы с дочерью участвовали под руководством педагога еврейской воскресной школы С.В.Флейшер в международном проекте «История моей семьи», организованном Музеем диаспоры в Израиле. Не буду рассказывать об этом конкурсе, хочу только сказать, что одним из условий конкурса было создание на сайте Myheritage генеалогического древа, чем мы с дочерью и занялись. До этого я составляла древо в компьютере без программы. Поэтому, зайдя на этот сайт, вернее, онлайн-сервис, я в полной мере оценила его преимущества. Мы заполнили данные и составили древо на 135 родственников. Очень много опций для наполнения самой разной информацией по личностям. Но самое ценное то, что можно дать разрешение на онлайн-работу в этом древе своим родственникам и увеличивать древо за счет новых родственников. Древо можно также распечатать. На сайте написано:
«Откройте для себя огромную коллекцию исторических записей - просто введите имя, чтобы найти информацию о своих предках. Наши эксклюзивные записи и точные результаты помогут Вам найти больше информации, чем Вы могли себе представить».
Я рассказала далеко не обо всех поисковых интернет-ресурсах. Но, думаю, что даже из перечисленных видно, какую огромную роль может сыграть их использование в воспитании у подрастающего поколения патриотизма и национального самосознания. Спасибо за внимание.