Формирование умственных действий (по П.Я.Гальперину)
Оосновные положения теории П.Я.Гальперина о планомерном формировании умственных действий и понятий.
Четыре большие группы условий:
формирование адекватной мотивации действий ученика;
обеспечение правильного выполнения нового действия;
воспитание его желаемых свойств (действие может выполняться с разной скоростью, в полном составе операций или быть сокращенным и т.п.)
формирование действия в желаемой форме (оно может выполняться в материальной, речевой или умственной форме).
Благодаря такой организации процесса обучения новое действие образуется значительно быстрее и легче, чем при традиционных формах обучения.
Три типа учения выделил П.Я.Гальперин. Их отличительные особенности.
I тип учения. При таком типе учения даются не все ориентиры, необходимые для правильного выполнения действия. Учитель как бы имеет в виду, что до каких-то самых простых вещей ученик может додуматься сам. Этот недостаток ориентиров становится причиной многочисленных проб и ошибок. Ученик ориентируется на конечный продукт, а условия, соблюдение которых приводит к получению желаемого результата, зачастую от него самого остаются скрытыми. В результате правильное действие возникает случайно, а сам ученик затрудняется повторить правильное решение. Такое обучение не сопровождается познавательной мотивацией, интерес к учению остается внешним, никак не связанным с приобретением знаний. Ученик учится, чтобы получить хорошую отметку, похвастаться перед одноклассниками и т.п. У большинства детей, обучающихся по I типу учения, происходит накопление узких предметных знаний и умений. Развитие мышления и способностей происходит как бы помимо обучения. При обучении по I типу между обучением и умственным разви-
тием нет положительной связи, и умственное развитие не только не зависит от обучения, но, наоборот, обуславливает его возможности.
Обучение по II типу предполагает получение полных ориентиров для отдельного действия в готовом виде, что практически исключает пробы и ошибки. Планомерное воспитание желаемых свойств позво-
ляет достичь намеченных результатов без существенного разброса успеваемости. Существенным недостатком II типа учения является то, что оно опирается на характеристики отдельных конкретных
объектов, и перенос на новые объекты или новые условия ограничен их внешним сходством.
Однако главным недостатком этого типа учение является формирование у учеников установки на готовое знание, а не на открытие неизвестного, что воспитывает не содержательный, а прикладной
интерес к знанию.
При обучении по II типу также не обнаруживается влияния обучения на умственное развитие.
При обучении по III типу объект раскрывается не изолированно и не только в своем отличии от других, а как частное явление общей системы. Схема ориентировки составляется в результате
предварительного самостоятельного исследования объектов данной области. Овладение ребенком методом исследования открывает неограниченные перспективы, как неограниченна сама познаваемая действительность. Опять же напрашивается параллель с Л.С.Выготским, отмечавшим в «Педагогической психологии»,что «для нынешнего воспитания не так важно научить известному
количеству знаний, как воспитать умение приобретать эти знания и пользоваться ими»16.
Главное в III типе учения – возбуждение познавательной деятельности, укрепление и развитие познавательного интереса, что своим следствием имеет исключение других видов мотивации.
И лишь в III типе учения налицо эффект общего развития, который проявляется не только в распространении усвоенных приемов на разделы того же предмета, но и в разных формах интеллектуальной деятельности. Объяснение этому П.Я.Гальперин видит в следующем: «…такое обучение вооружает ребенка четкими средствами различения и оценки внутреннего строения и свойств
объектов и порождает сильнейший и все возрастающий интерес к их изучению»
Литература
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения:нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. СПб.: Питер, 2008.
3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002.
4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.М.: Изд-во Моcк. ун-та, 1985.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
6. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. М.: Академия, 2006.
7. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М.: Педагогика, 1979.
8. Степанова М.А. Психологические факторы школьной успешности.М.:Педагогический университет «Первое сентября»,2013.
9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.