Рабочая программ по изобразительному искусству для 3 класса коррекционной школы 8 вида
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11
VIII вида для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Рассмотрено Согласовано Рассмотрено Утверждено
На заседании м/о заместитель директора на заседании Директор школы-интерната №11
учителей________ по учебной работе педагогического совета _______________ Полякова С.З.
протокол № _____ _______Фархутдинова. Е А. Протокол № 1
от «__»_________2014 г. От «__»________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Егоровой Татьяны Николаевны, учителя начальных классов
по учебному курсу «Изобразительное искусство»
3 класс
Казань 2014/2015
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи: способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности. Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Их главная задача формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности. В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке. Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки. Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи. После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса. Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места. Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей. Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. Во3 классе задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др. Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. Во 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 1015 минут в начале или в конце урока. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы. Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
ПРОГРАММА
3 класс
(1 ч в неделю)
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
(2 раза в четверть)
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета. Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь: свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги; ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя; использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги; закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш; рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы; понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету); различать и знать названия цветов; узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
№ п\п
Наименование раздела программы
Тема урока
Количество часов
Тип
урока
Элементы содержания
З У Н
Дата по плану
Дата фактически
1
Рисование на тему
Вводная беседа «Что будем делать на уроках изобразительного искусства».
Рисование на тему «Пейзаж с радугой»
1
Комбинированный
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель.
Ученик научится: правилам работы с акварельными красками,
работать кистью и акварельными красками.
Умение отвечать на вопросы
2
Декоративная работа
Что такое декоративно-прикладное искусство
1
Комбинированный
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.
Ученик научится: правилам работы с гуашевыми красками; названиям главных и составных цветов,
выполнять декоративные цепочки;
рисовать узоры и декоративные элементы по образцам.
Умение самостоятельно работать по образцу
3
Декоративная работа
Выполнение декоративной работы «Красивые цепочки»
1
Комбинированный
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.
Ученик научится: правилам работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов,
выполнять декоративные цепочки;
рисовать узоры и декоративные элементы по образцам.
Умение самостоятельно работать по образцу
4
Рисование по памяти и представлению
Волшебные краски осеннего дерева
1
Комбинированный
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников:
И. Левитан «Золотая осень»
Ученик научится: технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев.
Умение отвечать на вопросы
5
Декоративная работа
Беседа «Искусство народных мастеров» Русские народные промыслы.
1
Комбинированный
Освоение основ декоративно – прикладного искусства.
Ученик научится: приёмам выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства,
выполнять кистью простейшие элементы растительного узора. Умение самостоятельно работать по образцу
6
Декоративная работа
«Волшебный узор» - составление узора из декоративных ягод и листьев
1
Комбинированный
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке: узор
Ученик научится: элементам узора Хохломы,
выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки, как приёмы рисования кистью декоративных элементов.
Умение самостоятельно работать
7
Рисование с натуры
«Золотые краски осени» - рисование с натуры опавших листьев деревьев
1
Комбинированный
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
Ученик научится: технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов,
передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев.
Умение отвечать на вопросы
8
Рисование на тему
«Красота формы листьев деревьев» .
1
Комбинированный
Виды и жанры изобразительного искусства.
Умение работать самостоятельно
1
Рисование с натуры
«Осенние подарки» - рисование с натуры овощей и фруктов
1
Комбинированный
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
Ученик научится: технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов,
рисовать с натуры овощи и фрукты Умение отвечать на вопросы
2
Рисование с натуры
«Осенние подарки» - рисование с натуры овощей и фруктов
1
Комбинированный
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
Ученик научится: технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов,
Рисовать с натуры овощи и фрукты Умение отвечать на вопросы
3
Рисование на тему
«Сказка про осень» - рисование на тему
1
Комбинированный
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.
Ученик научится: правилам работы с акварелью.
Самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Умение работать самостоятельно
4
Декоративная работа
«Чудо-платье» составление узора из листьев, ягод, фруктов для платья куклы
1
Комбинированный
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств, для реализации собственного замысла в рисунке.
Ученик научится: правилам и технике выполнения орнамента.
Выделять элементы узора в народной вышивке.
Умение самостоятельно работать по образцу
5
Рисование на тему
«Узор из кругов и треугольников» .
1
Комбинированный
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Ученик научится: передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Умение самостоятельно работать
6
Рисование с натуры
«Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку.
1
7
Рисование с натуры
«Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку.
1
Комбинированный
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Ученик научится: элементарным правилам работы с гуашью.
Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Умение работать самостоятельно
1
Рисование на тему
«Красота простых вещей» - рисование ёлочных игрушек.
1
Комбинированный
Виды и жанры изобразительного искусства.
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство
с произведениями художника В. Васнецова.
Ученик научится: понятию «иллюстрация».
Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов. Умение самостоятельно работать по образцу.
2
Рисование на тему
«В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»
1
Комбинированный
3
Рисование на тему
«В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»
1
Комбинированный
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями художника В. Васнецова.
Ученик научится: понятию «иллюстрация»
Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов Умение самостоятельно работать по образцу.
4
Рисование на тему
«Новогодняя ёлка» - рисование на тему
1
Комбинированный
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Ученик научится: передавать в рисунке смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков.
Умение работать самостоятельно.
5
Декоративная работа
«Городецкие узоры» - рисование кистью элементов городецкого растительного узора
1
Комбинированный
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Ученик научится: элементам цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца.
Выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка. Умение самостоятельно работать по образцу.
6
Декоративная работа
«Летняя сказка зимой» - самостоятельное выполнение цветочного узора по мотивам городецкой росписи
1
Комбинированный
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Ученик научится: элементам цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца, выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка. Умение самостоятельно работать по образцу.
7
Рисование по памяти и представлению
«Мы рисуем зимние деревья» - рисование по памяти и по представлению зимних деревьев
1
Комбинированный
Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна.
Ученик научится: пониманию линии и пятна как художественно – выразительных средствах живописи.
Изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги.
Умение работать самостоятельно.
8
Рисование
на тему
«Красавица зима» - рисование на тему
1
Комбинированный
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Ученик научится: узнавать холодные и тёплые цвета; элементарным правилам смешивания цветов
Умение работать самостоятельно.
9
Декоративная работа
«В мире красоты» - упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи
1
Комбинированный
Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России.
Ученик научится: элементам цветочного узора в хохломской росписи. Рисовать кистью декоративные элементы цветочного узора в хохломской росписи.
Умение работать самостоятельно.
10
Рисование на тему
Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»
1
Комбинированный
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.
Ученик научится: самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов.
Умение работать самостоятельно
11
Рисование на тему
Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»
1
Комбинированный
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.
Ученик научится: самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников - иллюстраторов.
Умение работать самостоятельно по образцу
1
Рисование на тему
Композиция «Весенний день» - рисование на тему
1
Комбинированный
Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма.
Ученик научится: передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами.
Умение работать самостоятельно.
2
Рисование на тему
Композиция «Весенний день» - рисование на тему
1
Комбинированный
Знакомство с произведениями выдающихся художников:
А. Саврасов, К, Юон.
Ученик научится: передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами Умение работать самостоятельно
3
Рисование на тему
«В мире животных» - рисование птиц и животных
1
Комбинированный
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, материала.
Ученик научится: Особенностям работы с гуашью.
Рисовать по памяти и представлению.
Умение работать самостоятельно
4
Декоративная работа
«Праздничные краски узоров» - рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку
1
Комбинированный
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Ученик научится: элементам геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.
Выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки.
Умение работать самостоятельно по образцу
5
Рисование с натуры
«Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов.
1
Комбинированный
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Ученик научится: правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов,
рисовать с натуры разнообразные цветы.
Умение работать самостоятельно по образцу
6
Рисование с натуры
«Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов.
1
Комбинированный
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Ученик научится: правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов,
рисовать с натуры разнообразные цветы.
Умение работать самостоятельно по образцу
Составлять композицию, последовательно её выполнять.
7
Рисование на тему
«Мой любимый цветок» - составление композици.
1
Комбинированный
Ресурсное обеспечение рабочей программы
1.Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с
2. Грошенков, И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1979
Содержание учебного курса
3 класс 2014/2015 уч. год.
Количество часов по изобразительной деятельности
Класс
В неделю
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
Выполнено
3 класс
2014/2015
13PAGE 15
13PAGE 142015
Заголовок 1Заголовок 215