Методическая разработка Педтехнологии инклюзивного образования — как включить ребенка с ОВЗ в работу класса
Педагогические технологии инклюзивного образования
Инклюзивное образованиеДля многих учителей сегодня словосочетание «инклюзивное образование» звучит непривычно, по-заморски, воспринимается как очередное западное влияние. Инклюзивное образование закреплено законом «Об образовании в РФ», условия реализации инклюзивного образования сформулированы в новых Федеральных государственных образовательных стандартах.
Что такое инклюзивное образование?Цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику, – создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.Организация совместного обучения порой очень разных детей требует от учителя перестройки методов и тактики. Это и есть основа инклюзивного образования.
Основой профессиональной деятельности становится уверенность в том, что каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий. Практические ситуации1. Ребенок не может читать, поскольку не видит мелкий шрифт учебника. Как создать спец. условия? 2. Ребенок гиперактивен, не может сосредоточиться на теме. Какие необходимы условия? 3. Ребенок имеет задержку психического развития?
Методы организации учебного процесса в инклюзивном классеАнкетирование: чего ребенок ждёт от изучения предмета? Чему хотел бы научиться, о чем узнать? В какой форме ему легче получать/запоминать материал.Выяснить потребности ребенка с ОВЗНеобходимо взаимодействие с педагогами службы сопровождения, родителями.
2. Формирование у детей алгоритма учебной деятельности.Что делать, если:а) в материале встретил незнакомое слово;б) необходимо разделить текст на части;в) нужно структурировать данные в схему.
3. Предоставить каждому ребенку с ОВЗ возможность работать в присущем ему темпе.Как работать в данной ситуации?А) предложить ученику пропустить очередную запись или проинформировать ребенка перед уроком о том, что ему необходимо записать на уроке обязательно.Б) предложить задание, для выполнения которого требуется меньше времениВ) Уменьшить объем выполняемых заданий
Что делать, если ребенок не может выдержать в стационарном положении все 40 минут урока – встает, разговаривает, перемещается по классу, отвлекается на телефонные игры?Необходима смена Возможность деятельности: игровой отдохнуть:формат, в паре с сильным выйти из классаучеником, групповая и прогулятьсяРабота несколько мин.
Технологии организации инклюзивного образовательного процессаУчитель, создающий сценарий урока, должен помнить и понимать следующееПри организации индивидуальной работы на уроке – выполнения задания на карточке, индивидуального задания – необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все». Организация взаимного (парного) обучения. Оно полезно, когда необходимо развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления полученных навыков и знаний.
3.Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу. Основными критериями эффективности групповой работы на уроке в инклюзивном классе будет не ориентация на успех: «кто больше и лучше», а ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений.