Урок Судьба художника в мире, где гибнут таланты
Проект освоения темы
«Судьба художника в мире, где гибнут таланты». (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Основная идея:
«Михаил Булгаков – человек поразительного таланта, внутренне честный, принципиальный и очень умный Люди политики, люди литераторы знают, что он человек, не обременивший себя ложью, что путь его был искренен, органичен»
А. Фадеев.
Булгаков считал «интеллигенцию самым лучшим слоем в нашей стране». Она хранительница Дома и очага, чести, достоинства и справедливости. Но как трудно
было жить и работать интеллигентному человеку, настоящему мастеру слова в тоталитарном государстве. Поэтому мы решили подробно исследовать жизнь и
творчество писателя, историческую обстановку, в которой жил и боролся
М.А. Булгаков.
Цели:
1. Формировать интерес к произведениям М. Булгакова.
2. Конкретизировать и обобщить материал о жизни и творчестве писателя.
3. Развивать умения учащихся самостоятельно и при помощи учителя привлекать дополнительный материал, почерпнутый на уроках истории, из прочитанных книг, просмотренных фильмов и телепередач.
4. Развивать умения анализировать и сопоставлять тексты.
5. Содействовать развитию речи учащихся в качестве способа осуществления их саморазвития.
6. Воспитывать внутренне свободную личность, высоко нравственную личность на примерах героев романа и жизни самого Булгакова.
Группа №1. Исследование проблемы исторической эпохи.
1. Изучение исторической обстановки в России 30-х годов 20 столетия.
2. Отражение времени в романе
Группа №2. Исследование проблемы судьбы мастера-художника, любви,
творчества.
1. История Мастера и Маргариты.
2. Значение образа Маргариты.
3. Предназначение художника.
Группа №3. Исследование проблемы мира искусства в романе.
1. Мир искусства на страницах романа:
- организация МАССОЛИТ
- образ Берлиоза
- образ Бездомного
2. Символический смысл сожжения дома «Грибоедова»
Группа №4. Исследование проблемы «романа в романе».
1. Сопоставление библейского текста с ершалаимскими главами романа.
2. Проблематика «романа в романе».
3. Значение образа Иешуа.
Группа №5. Исследование жизни и творчества писателя.
Группа №6. Работа со справочной литературой, теоретическими понятиями.
Задание для всех групп.
Сочинение-миниатюра «Как я представляю судьбу настоящего художника?»
Виды деятельности.
1. Сопоставительный анализ Библии с главами романа.
2. Работа с критической литературой, с историческими документами, со
справочной литературой.
3. Творческая работа учащихся.
4. Оформление газеты «Жизнь и творчество М.А. Булгакова».
5. Урок «Судьба художника в мире, где гибнут таланты».
Отчетные материалы.
1. План урока.
2. Опорный конспект жизни и творчества М.А. Булгакова.
3. Письма Булгакова тов. Сталину и правительству СССР.
4. Газета «Жизнь и творчество Булгакова».
5. Сочинения-миниатюры «Как я представляю судьбу настоящего художника».
Я ненавижу ложь и насилие
во всех их видах
А.П. Чехов
Объявление темы урока и его целей.
Представление групп.
Слово учителя.
Над рабочим столом Булгакова висела старинная гравюра, изображающая
«лестницу жизни», историю человека от рождения до смерти. Писатель любил эту
наивную картинку, ибо она соответствовала его собственному воззрению на судьбу
человека: «У каждого возраста – по этой теории – свой «приз жизни». Эти «призы
жизни» распределяются по жизненной лестнице – всё растут, приближаясь к
вершинной ступени, и от вершины спускаются вниз, постепенно сходя на нет».
«Лестница жизни самого Булгакова коротка, но насыщена событиями,
встречами, триумфами, катастрофами. В постоянном напряжении, вечной борьбе
прожита вся эта удивительная трагическая, счастливая жизнь. Есть в ней некая
тайна, которую предстоит разгадать. Недаром автор «Мастера и Маргариты» много
думал и писал о «нелепости судьбы таланта», «о самых странных опасностях на
пути таланта». Обсуждению этих ключевых вопросов сегодня мы и посвящаем урок.
Главный «приз жизни» - это сама жизнь, её уроки, творчество, искания духа,
общение с людьми, представителями власти. Эти встречи зачастую заканчивались
трагедией для Булгакова. Почему, говоря о писателе, часто произносим слова
«трагедия», «трагическая судьба»? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим
историческую обстановку, в которой жил и творил Михаил Афанасьевич Булгаков.
Выступление группы №1.
Историческая обстановка в России 30-х годов XX столетия.
Выступление группы ребят, работающих со справочной литературой.
Понятие тоталитарной власти. (Энциклопедический словарь. 2000г.)
Учитель:
- Какое выражение получил талант Булгакова, во многом определялось
обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.
Справка учащихся:
Понятие таланта и судьбы.
Выступление группы биографов.
Сообщение о судьбе писателя.
Появление учащегося, который выступает в роли Булгакова. Он рассказывает о
себе, читая письма тов. Сталину, правительству СССР, и просит разрешения
присутствовать на уроке.
Учитель:
И все же в биографии писателя есть некий центр, то средоточие идей и исканий, к
которому все обращено, все тяготеет, где все завершается, куда сходятся все нити.
Это роман «Мастер и Маргарита», главная книга писателя. Именно благодаря ей
судьба Булгакова являет собой восхождение, все время стремится ввысь, и это
упорное стремление обрывает лишь смерть.
Ученик группы биографов:
- Перед смертью писатель просит об одном: «Чтобы знали Что-бы зна-ли!..»,
Роман был напечатан в 1966 году.
Вывод группы учащихся:
Автор в конце своей жизни достиг вершины, света, нравственного абсолюта и
заслужил бессмертие как награду.
Учитель:
- А какова же судьба Мастера, его героя?
Выступление группы №2.
История героя.
Герой Булгакова – Мастер – фигура во многом автобиографическая, но идентичными
их назвать нельзя. Герой не назван по имени, его называют Мастером (типичный
герой).
Справка учащихся, работающих со справочной литературой.
Значение слова «мастер» в словаре В.В, Даля и значение слова по мнению
Булгакова.
Судьба Мастера еще трагичнее, судьбы Булгакова.
Внешность Мастера.
Прошлое Мастера.
Встреча с Маргаритой.
Вывод: любовь – высшее проявление человеческого духа, и потому она бессмертна.
Написан роман. Жизнь Мастера закончилась.
Вывод:
Жизнь закончилась потому, что его роман не был принят к печати, критики
обрушились с разгромными статьями. Мастер заболел, сжег роман. Арест.
Мастер сломлен. «Я вспоминать не могу без дрожи свой роман»-, скажет он. – Я
неизлечим».
Ученик (Булгаков):
- В судьбе Мастера была капитальная ошибка. В чем же эта ошибка?
- Ошибка в малодушии, в отказе от борьбы за свет знания, за истину, за любовь.
Учитель:
- Сравните с жизнью Булгакова.
- Булгаков жил по иным правилам: «Писатель должен быть стойким, как бы ни было
ему трудно. Без этого литература не существует».
Учитель:
- Какие проблемы подняты в романе?
- Человек и власть
Свобода и несвобода личности.
Свобода творчества.
Вывод:
Мастер сломился там, где устоял его герой, и сам Булгаков, не поднялся выше к
истине и получил покой.
Ученик (Булгаков)
- А что случилось с романом?
- Роман остался жив, потому что «рукописи не горят». Настоящее творчество
бессмертно.
Ученик (Булгаков):
- У Мастера оказались ключи от балконных дверей психиатрической клиники. Как
вы считаете, почему человек, еще достаточно молодой, талантливый, имея
возможность, не хочет покинуть сумасшедший дом?
Выступление группы №1.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать отражение времени в
романе. (Примеры из текста).
Вывод:
Бесчеловечные обстоятельства породили в герое страх, покорность, отвращение к
своему роману, привели к утрате имени и к сумасшедшему дому.
Выступление группы №3.
Мастер не желает покинуть сумасшедший дом еще и потому, что мир искусства,
представленных на страницах романа – это некий спрут, пожирающий на своем пути
все талантливое и инакомыслящее. Рассмотрев проблему мира искусства в романе,
которую автор раскрывает через литературную организацию МАССОЛИТ, через
образ Берлиоза – главенствующего лица этой организации и через образ Ивана
Бездомного – ученика Мастера, приходим к выводу: литературный мир – это мир
людей не обременяющих себя ни муками творчества, ни духовным трудом, не
верящих в то, что пишут, превративших литературу в «кормушку». Мастер был
другим.
Неталантливые «писатели» способны сочинять только доносы, да еще хорошо у них
получается критиковать сочинение настоящих художников.
И так, литературный мир в романе – это страшная картина бездарности, приспособленчества, стремления погубить все живое талантливое, поэтому Мастер
не желает покидать сумасшедший дом, только там он видит спасение таланта.
Ученик (Булгаков)
- И последнее, что меня интересует: как вы, молодое поколение XXI столетия,
понимаете роман Мастера?
- О чем роман?
- Когда происходят события?
- История Иешуа и Понтия Пилата с чьей историей разворачивается параллельно?
Выступление группы №4
- Мы сопоставили ершалаимские главы романа с библейским первоисточником и
пришли к выводам, что есть в этих текстах общее и различное.
Различное: Общее:
1. Нетрадиционная транскрипция имен.
2. Возраст
3. Происхождение
4. Ученики Иисуса и Иешуа У Иешуа один ученик – Левий Матвей
5. Судьба Иуды У Мастера – Иван Бездомный
6. Главный герой
Ученик (Булгаков):
- Почему главным героем в романе является Понтий Пилат?
- Понтий Пилат – представитель сильной власти, именно он, струсив, выносит
жестокий приговор Иешуа, оттого он и мучается почти две тысячи лет.
- Какие проблемы поднимает Мастер в своем романе? С какой целью это делает
Булгаков?
- Так кто же свободен в романе?
- Свободен Иешуа. Он сын человеческий, и он является носителем высшей истины,
он идеал человека. Но такой человек не может жить среди людей, как и Мастер,
создавший своего героя, не может жить среди людей, он уходит в сумасшедший
дом. Следовательно, Иешуа – идеал, к которому должен стремиться каждый человек.
Это же было важнейшей задачей всякого настоящего художника, таланта. И хочется
особо отметить, что к идеалу обязан стремиться каждый человек и мы с вами.
Стремиться выше по своей «лестнице жизни» к нравственной истине, которая
заключает в себе добро, справедливость, милосердие, любовь, всепрощение
Бессмертие Иешуа символизирует неизбежное возвращение мира к вечным
истинам. К ним стремился Булгаков, преодолевая трудности, и он заслужил
бессмертие как награду.
Учитель:
- Как вы, ребята, представляете судьбу настоящего художника?
Учащиеся зачитывают свои творческие работы.
Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему: «Как я представляю судьбу талантливого
писателя сегодня?»
Ученик (Булгаков)
- Ребята, мне довольно интересно было присутствовать на вашем уроке. Если вы
читаете, с интересом анализируете мои произведения, значит, я прожил не зря.
Оценки с комментарием.
15